ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ
от 3 июля 2013 г. N 180-1-6
О РАЗЪЯСНЕНИЯХ
ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦАМ,
ВЫДВИГАЮЩИМСЯ КАНДИДАТАМИ НА ВЫБОРАХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫБОРАХ ГЛАВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГЛАВ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
1. Одобрить Разъяснения по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов (прилагаются).
2. Направить указанные Разъяснения в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
3. Опубликовать настоящую выписку из протокола в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 3 июля 2013 г. N 180-1-6
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦАМ,
ВЫДВИГАЮЩИМСЯ КАНДИДАТАМИ НА ВЫБОРАХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫБОРАХ ГЛАВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГЛАВ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
Федеральными законами от 2 апреля 2013 года N 30-ФЗ и от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) был внесен ряд изменений, устанавливающих дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборах глав муниципальных районов и городских округов.
Соответствующие изменения распространяются на выборы, назначенные после 19 мая 2013 года, в том числе на предстоящих в единый день голосования 8 сентября 2013 года выборах такие требования будут применяться в отношении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (выдвинутых как в составе списка кандидатов, так и непосредственно), а также кандидатов на должность главы муниципального района или на должность главы городского округа. В отношении кандидатов, выдвинутых на иных муниципальных выборах, данные требования не применяются.
1. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона при проведении соответствующих выборов кандидат вместе с заявлением о согласии баллотироваться и иными документами для выдвижения представляет в избирательную комиссию:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
1.1. Формы справок, по которым должны представляться такие сведения, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Справки заполняются отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения (кандидат, его супруг и несовершеннолетние дети). В случае отсутствия у кандидата супруга и (или) несовершеннолетних детей представление справок в отношении супруга и (или) несовершеннолетних детей не требуется.
В силу пункта 3 данного Указа в случае отсутствия у кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
К оформлению указанных справок должны предъявляться те же требования, что и к оформлению сведений о доходах и имуществе, предусмотренных приложением 1 к Федеральному закону, то есть такие сведения могут заполняться как машинописным, так и рукописным способом, при этом подпись должна проставляться кандидатом собственноручно.
1.2. Согласно пункту 5 статьи 33 Федерального закона сведения по установленным формам кандидаты обязаны представить лично (кроме кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов по единому избирательному округу). Исключения из данного правила устанавливаются Федеральным законом.
По кандидатам, выдвинутым в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, такие сведения представляются вместе с иными документами для выдвижения в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 35 Федерального закона (пакет документов представляется в организующую выборы избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения).
Из положений пунктов 14.1, 14.3, 14.5 статьи 35, пункта 5 статьи 33 Федерального закона следует, что кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязан лично представить в окружную избирательную комиссию (иную избирательную комиссию, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии) соответствующие сведения вне зависимости от наличия или отсутствия в законе субъекта Российской Федерации процедуры заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
1.3. В соответствии с пунктом 7 статьи 33 Федерального закона организующая выборы избирательная комиссия устанавливает объем сведений о кандидатах, представленных при их выдвижении, которые подлежат доведению до сведения избирателей. При определении из числа представленных на основании пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона сведений о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям имуществе, подлежащих доведению до сведения избирателей, избирательной комиссии следует учитывать установленные Федеральным законом "О персональных данных" ограничения, в том числе в части раскрытия персональных данных супруга и несовершеннолетних детей кандидата. В частности, данные сведения должны быть обезличены.
1.4. Отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона, иным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из заверенного списка кандидатов (подпункт "в.2" пункта 24, подпункт "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона).
Избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, обязана известить кандидата, избирательное объединение о выявлении неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона).
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации, кандидат, избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате (кандидатах) и представленные в соответствии с пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (то есть ранее в установленные сроки такой документ был представлен в избирательную комиссию).
Неуведомление кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках в представленных документах лишает избирательную комиссию права принять решение об отказе в регистрации кандидата или исключении кандидата из заверенного списка кандидатов по вышеуказанным основаниям. Соответствующая позиция, закрепленная в пункте 5 Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением ЦИК России от 23 марта 2007 года N 203/1272-4, нашла подтверждение в практике Верховного Суда Российской Федерации.
1.5. Отсутствие документа, необходимого для уведомления о выдвижении и регистрации (справки, справок, содержащих указанные в Федеральном законе сведения), является основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из заверенного списка кандидатов (подпункт "в" пункта 24, подпункт "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона).
При этом Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 1 июня 2010 года N 784-О-О высказана позиция об обязанности избирательной комиссии уведомить кандидата о неполноте представленных сведений независимо от того, чем обусловлена эта неполнота, - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
1.6. Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 утверждено Положение о проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно пунктам 2 - 5 Положения основанием для проверки представленных кандидатами сведений является достаточная информация о том, что эти сведения являются недостоверными и (или) неполными, представленная в письменной форме и в установленном порядке в организующую соответствующие выборы избирательную комиссию или иную избирательную комиссию, осуществляющую проверку представленных кандидатами сведений.
Такая информация может быть представлена правоохранительными органами, иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, другими российскими организациями, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, иностранными банками и международными организациями; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, общероссийскими средствами массовой информации.
При этом информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.
Решение о проведении проверки не позднее чем на второй рабочий день после дня поступления в избирательную комиссию соответствующей информации принимается председателем или заместителем председателя соответствующей избирательной комиссии, оформляется в письменной форме и передается в контрольно-ревизионную службу, созданную при данной комиссии, для организации проверки. Об указанном решении информируются члены комиссии с правом решающего голоса.
В ходе проверки контрольно-ревизионная служба анализирует представленные сведения; запрашивает от кандидатов, политических партий пояснения по существу поступившей информации; обращается в установленном порядке в органы прокуратуры Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и другие организации с запросом о проверке достоверности и полноты представленных сведений; наводит справки у физических лиц и получает от них с их согласия необходимую информацию.
Запрос о проверке сведений, направляемый в кредитные организации, налоговые органы, органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в Федеральную службу по финансовому мониторингу, подписывается председателем или заместителем председателя соответствующей избирательной комиссии, которому контрольно-ревизионная служба представляет проект такого запроса. Вышеуказанные органы и организации проводят проверку по такому запросу в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, в том числе политические партии, и организации обязаны сообщить о результатах проведенной ими проверки в течение 10 дней, а в случае, если запрос поступил за 10 и менее дней до дня голосования, - в срок, указанный в запросе.
При запрашивании от кандидатов пояснений по существу поступившей информации контрольно-ревизионной службе рекомендуется определять срок, в течение которого соответствующие пояснения могут быть представлены.
О результатах проверки сведений руководитель контрольно-ревизионной службы докладывает председателю избирательной комиссии, который информирует об этих результатах членов комиссии с правом решающего голоса. На основании результатов проверки председатель комиссии принимает решение о достоверности представленных сведений или мотивированное решение о том, что эти сведения недостоверны. О результатах проверки информируется кандидат. Рекомендуется также проинформировать избирательное объединение, выдвинувшее кандидата.
1.7. Согласно пункту 7 статьи 33 Федерального закона избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.
2. В соответствии с пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона при проведении соответствующих выборов кандидат обязан к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Следует отметить, что согласно статье 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, а следовательно, не свидетельствует о выполнении кандидатом возложенной обязанности. При выявлении случаев использования финансовых посредников, а также схем, создающих видимость выполнения возложенной обязанности (мнимая сделка), избирательной комиссии при условии достаточности информации необходимо принимать решение об отказе в регистрации кандидата, исключении из списка кандидатов или обращении в суд об отмене регистрации. В иных случаях избирательной комиссии необходимо обращаться в органы прокуратуры для принятия мер реагирования.
2.1. Пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона установлено, что кандидат представляет в организующую выборы избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Форма письменного уведомления в законодательстве не установлена. Такие уведомления могут составляться как машинописным, так и рукописным способом, при этом подпись проставляется кандидатом собственноручно.
2.2. Необходимо учитывать, что при избрании части депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по мажоритарной избирательной системе окружные избирательные комиссии организуют и обеспечивают подготовку и проведение указанных выборов по соответствующим одномандатным (многомандатным) избирательным округам, что следует из взаимосвязи положений подпунктов "а", "в", "д" и "е" пункта 8 статьи 25 Федерального закона. Такое регулирование может быть прямо закреплено в соответствующем законодательном акте субъекта Российской Федерации, регулирующем порядок подготовки и проведения указанных выборов.
Следовательно, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено положение, согласно которому кандидат, выдвинутый по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, представляет уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, в соответствующую окружную избирательную комиссию (вместе с иными документами, необходимыми для его регистрации).
В случае отсутствия необходимого регулирования в законе субъекта Российской Федерации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по данному вопросу может быть принят методический документ, разъясняющий порядок личного представления вышеуказанного уведомления в соответствующую избирательную комиссию.
2.3. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 3 статьи 33 Федерального закона). В указанных сведениях может содержаться информация о счетах (вкладах) в иностранных банках (при их наличии). Избирательной комиссии в порядке, установленном пунктом 6 статьи 33 Федерального закона, следует обращаться с представлением о проведении проверки всех представленных кандидатом сведений, в том числе в части информации о счетах (вкладах) в иностранных банках. Вместе с тем при определении объема сведений об имуществе кандидата комиссии необходимо учитывать, что соответствующие счета (вклады) в иностранных банках к моменту регистрации должны быть закрыты, в связи с чем первоначально представленная в комиссию информация о счетах (вкладах) в иностранных банках не должна размещаться на информационном стенде в помещении для голосования.
2.4. В случае непредставления письменного уведомления о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, в соответствии с подпунктом "в" пункта 24, подпунктом "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона избирательной комиссией должно быть принято решение об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из заверенного списка кандидатов.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а.2" пункта 24, подпунктом "в.1" пункта 26 статьи 38 Федерального закона несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
2.5. В силу пункта 6 статьи 33 Федерального закона избирательная комиссия обращается с представлением о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 указанной статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
Вместе с тем в силу пункта 6.1 статьи 33 Федерального закона проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 данной статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Так, статьей 5 Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" предусмотрено, что основанием для принятия решения об осуществлении проверки является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается данный запрет. Такая информация может быть представлена в письменной форме в установленном порядке:
правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, другими российскими организациями, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, а также иностранными банками и международными организациями;
постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
Общественной палатой Российской Федерации;
общероссийскими средствами массовой информации.
Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона организацию проверок соблюдения кандидатами требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона, осуществляет контрольно-ревизионная служба, созданная при соответствующей комиссии.
Примерный перечень органов, в которые избирательной комиссии следует обращаться с представлением о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона, содержится в шестом и седьмом абзацах пункта 1.6 настоящих Разъяснений.
2.6. Если будет установлен факт открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами, в соответствии с подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.