КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОЛИТИКЕ ЦЕН

29 октября 1993 г. N 01-17/1327-15

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 1993 г. N ВА-7/709

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК

УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКИ

ГРУЗОВ И СБОРОВ ЗА РАБОТЫ И УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С

ПЕРЕВОЗКАМИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕЧНОГО

ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. N 318 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги" (пункт 10), согласно которому на грузовые перевозки, перегрузочные работы и другие связанные с перевозками грузов услуги, выполняемые всеми предприятиями и хозяйственными организациями речного транспорта, независимо от организационно-правовых форм, оказывающими эти услуги всем грузоотправителям (грузополучателям), включая население, применяются свободные тарифы.

2. Настоящим Временным порядком определяются основные требования к установлению и применению тарифов на перевозки грузов, буксировку плотов и судов, а также сборов за перегрузочные работы, хранение грузов и другие связанные с перевозками услуги грузоотправителям (грузополучателям), выполняемые предприятиями речного транспорта в Российской Федерации, в целях повышения их ответственности за экономическую обоснованность тарифов и сборов, облегчения взаимных расчетов при обслуживании грузопотоков несколькими перевозчиками, предотвращения проявлений монополизма и недобросовестной конкуренции на рынке транспортных услуг.

3. Положения настоящего Временного порядка не распространяются на заграничные перевозки грузов и связанные с ними работы и услуги, если иное не предусмотрено межправительственными соглашениями.

4. Тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами (судоходными компаниями), портами и другими юридическими лицами, осуществляющими упомянутые работы и услуги, с учетом конъюнктуры рынка (спроса и предложения) и рассчитываются на основе себестоимости прогнозируемой на период введения тарифов и сборов в действие, и предельного уровня рентабельности в размере 35 проц. к себестоимости, или иного предельного уровня рентабельности, установленного в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными актами.

Налог на добавленную стоимость не включается в тарифы и взимается дополнительно к провозным платам и сборам в установленном размере.

Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств (судоходных компаний) и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

5. Тарифы на перевозки грузов и сборы за работы и услуги устанавливаются руководителями пароходств (судоходных компаний), а на услуги портов, в том числе перевозки, выполняемые принадлежащими портам или арендуемыми ими судами - руководителями соответствующих портов. Для портов, не являющихся самостоятельными юридическими лицами и действующих на правах обособленных подразделений, тарифы устанавливаются руководителями пароходств (акционерных обществ). По другим юридическим лицам, осуществляющим перевозки грузов, перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги, тарифы и сборы устанавливаются их руководителями.

6. Состав затрат, включаемых в себестоимость при формировании тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги портов, определяется в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, и разработанной на его основе "Отраслевой инструкцией по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта", утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 09.03.93 N ВА-6/152.

При этом особое внимание следует обратить на недопустимость включения в себестоимость расходов, не предусмотренных вышеуказанной инструкцией.

7. Уровень фактической рентабельности по видам перевозок и работ, выделяемым в отчетной форме Б-3, не должен превышать установленный предельный уровень к себестоимости по итогам работы за год (письмо Комитета цен при Министерстве экономики РФ от 18.06.92 N 01-47/347-15, письмо Роскомцен N 01-17/516-02 и Минфина России N 43 от 07.04.93). При этом в расчет предельного уровня рентабельности не включаются перевозки в заграничном плавании и работы, связанные с добычей нерудных строительных материалов.

8. Предприятия речного транспорта могут устанавливать уровень тарифов и сборов путем введения повышающих коэффициентов к тарифам прейскуранта N 14-01-1989 (с учетом дополнительных прейскурантов). Транспортные предприятия также могут самостоятельно разрабатывать ставки тарифов и сборов. И в том и в другом случае при формировании тарифов рентабельность к себестоимости не должна превышать установленный предельный уровень.

9. Для обеспечения установленных требований к оформлению транспортных документов, их обработке и организации учета, принятия решений по претензиям и искам клиентов все предприятия речного транспорта руководствуются основными положениями раздела "А" Правил применения тарифов прейскуранта N 14-01-1989, относящимися к наименованию груза и тарифной номенклатуре, тарифным расстояниям, определению массы груза, тарифным нормам загрузки судов и объемов плотов, другим общим правилам и нормам.

Транспортные предприятия, устанавливающие самостоятельно ставки тарифов и сборов, руководствуются вышеуказанными положениями раздела "А" прейскуранта, кроме правил, определяющих конкретный способ расчета и величину провозных платежей. Данные правила устанавливаются этими предприятиями одновременно с величиной тарифов.

10. При выполнении перевозок и других работ на общих условиях, предусмотренных действующими правилами и нормами, транспортное предприятие не вправе требовать от отдельных грузоотправителей (грузополучателей) оплату транспортных услуг свыше объявленных им тарифов.

При заключении с клиентами договоров на выполнение перевозок грузов с учетом особых специально оговариваемых условий и повышенного качества обслуживания могут согласовываться ставки оплаты, отличающиеся от объявляемых предприятием средних тарифов, а также иной порядок изменения (индексации) этих ставок. В этом случае рентабельность к себестоимости не должна превышать установленного предельного уровня.

При совместном обслуживании грузопотоков несколькими перевозчиками условия применения и изменения тарифов согласовываются между заинтересованными транспортными предприятиями.

11. Установленные тарифы и сборы оформляются в виде сборников, прейскурантов, объявлений и т.п. и доводятся до сведения грузоотправителей (грузополучателей), смежных транспортных предприятий, участвующих в процессе доставки груза, не позднее, чем за 15 дней до их введения, путем опубликования в порядке, предусмотренном Уставом внутреннего водного транспорта. Информация о применяемых тарифах и сборах направляется также в Департамент речного транспорта Минтранса России.

12. С изменением стоимости потребляемых материальных ресурсов, условий оплаты труда и других ценовых факторов транспортные предприятия могут производить индексацию тарифов и предусматривать ее в договорах перевозки с грузоотправителями (грузополучателями). Изменения тарифов рекомендуется производить не чаще, чем один раз в месяц.

Изменение тарифов производится распоряжением руководителя предприятия с указанием срока введения новых тарифов. Предприятие обязано уведомить клиентуру, партнеров и Департамент речного транспорта об изменении своих тарифов в сроки, предусмотренные в п. 11 настоящего Временного порядка.

13. В случае включения предприятия речного транспорта в Государственный реестр предприятий-монополистов оно декларирует повышение тарифов, действующих на дату включения предприятия в этот реестр, согласно "Порядку декларирования свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями-монополистами", утвержденному постановлением Комитета цен при Минэкономики России от 08.05.92, N 2 и дополнения 1 к указанному Порядку, утвержденному постановлением Роскомцен от 31.12.92 N 2.

14. К предприятиям речного транспорта, допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяются экономические санкции в соответствии с Порядком применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, установленным Роскомцен, Минфином России и Госналогслужбой России 01.12.92 N 01-17/030-23, N В3-06-05/410 и N 112.

15. Методическое руководство, учет (регистрация) и анализ практики применения тарифов и сборов, а также разработка и утверждение обязательных для всех предприятий речного транспорта Правил применения тарифов и сборов осуществляется Департаментом речного транспорта Минтранса России.

16. Департамент речного транспорта Минтранса России информирует Комитет Российской Федерации по политике цен о действующих тарифах и изменении их уровня.

Первый Заместитель Председателя

Комитета Российской Федерации

по политике цен

Е.Е.КАРПЕЛЬ

Заместитель Министра транспорта

Российской Федерации

В.Г.АРТЮХОВ