ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ COVID-19
ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО
29 мая 2020 года
Этот документ является обновлением временного руководящего документа "Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте COVID-19", опубликованного ВОЗ 19 марта 2020 года. Эта версия была пересмотрена, чтобы отразить эволюцию знаний о пандемии в течение последних недель, а также для обеспечения соответствия с последним руководством по COVID-19, изданным ВОЗ.
Цель
Целью данного документа является предоставление руководящих указаний правительствам принимающих стран, органам здравоохранения и национальным или международным организаторам массовых мероприятий по сдерживанию рисков передачи COVID-19, связанных с массовыми мероприятиями. Общие соображения и рекомендации, применимые к организации массовых собраний и обращению с рисками любого происхождения, также должны приниматься во внимание при планировании мероприятия, как подчеркивается в публикации ВОЗ "Общественное здравоохранение для массовых мероприятий: ключевые рекомендации".
Предпосылки
Массовые мероприятия - это мероприятия, характеризующиеся концентрацией людей в определенном месте для определенной цели в течение определенного периода времени, которые могут привести к нагрузке на ресурсы планирования и реагирования принимающей страны или сообщества (1). Массовые мероприятия могут включать одно мероприятие или сочетание нескольких событий в разных местах, таких как Олимпийские игры. Проводятся разнообразные массовые мероприятия, такие как спортивные, музыкальные/развлекательные, религиозные мероприятия, крупные конференции и выставки и другие.
В контексте COVID-19 массовые мероприятия - это события, которые могут усилить передачу вируса и потенциально подорвать способность реагирования принимающей страны. COVID-19 передается от человека человеку через дыхательные капли и контакт с загрязненными поверхностями, и риск передачи, по-видимому, пропорционален близости (менее 1 метра) и частоте взаимодействия между инфицированным человеком и человеком, который не инфицирован (2). Массовые мероприятия могут быть запланированными или спонтанными, но в контексте пандемии COVID-19 соответствующие органы должны обеспечить, чтобы спонтанные мероприятия были сведены к минимуму, поскольку эти события, вероятно, не имеют надлежащего планирования для осуществления мер профилактики и контроля с целью снизить риск передачи или потенциальную нагрузку на службы здравоохранения.
Массовые собрания - это не просто развлекательные мероприятия; они имеют важные последствия для психологического благополучия большого числа людей (например, религиозные мероприятия), могут играть важную роль в пропаганде здорового поведения (например, занятия спортом), обеспечивать занятость для большого числа людей и могут оставить в качестве "наследия" улучшенные активы или возможности, созданные в результате проведения массового мероприятия (1). Поскольку массовые мероприятия имеют существенные политические, культурные, социальные и экономические последствия, власти должны оценить важность и необходимость мероприятия и рассмотреть возможность его проведения при условии, что все связанные с этим риски для здоровья населения должным образом учтены и смягчены.
Оценка риска для массовых мероприятий в контексте COVID-19
Любое решение об ограничении, изменении, отсрочке, отмене или проведении массового собрания должно основываться на тщательной оценке риска с учетом события (3 - 5) Оценка риска должна проводиться местными и национальными органами здравоохранения и организаторами мероприятий при участии других соответствующих органов (Министерство по чрезвычайным ситуациям, транспорт, охрана и безопасность и т.д.), исходя из следующих соображений:
I. Нормативный и эпидемиологический контекст, в котором происходит событие - действующие в принимающей стране нормативные акты в области общественного здравоохранения и социальных мер (PHSM) (6) для контроля распространения COVID-19, который отражает интенсивность передачи в этом районе;
II. Оценка факторов риска, связанных с событием - оценка вероятности того, что мероприятие может способствовать распространению COVID-19 и что потенциал медицинского обслуживания может быть превышен таким распространением;
III. Способность применять меры предотвращения и контроля - способность реализовывать действия, которые могут снизить риски, связанные с событием.
Общий риск, связанный с событием массового мероприятия, является результатом процесса, который включает (i) риск усиленной передачи COVID-19, связанный с этим событием, и ожидаемую нагрузку на систему здравоохранения и (ii) возможности органов здравоохранения и организаторов мероприятия для предотвращения и контроля таких рисков.
1. Нормативно-эпидемиологический контекст
В настоящее время ВОЗ описывает четыре сценария передачи с возрастающей интенсивностью для COVID-19 (нет зарегистрированных случаев, спорадические случаи, кластеры случаев и трансмиссия в сообществах) (7). Страна или район могут переходить от одного сценария передачи к другому в любом направлении. В ответ на каждый сценарий передачи, страны приняли все более строгие меры общественного здравоохранения и социальные меры, применимые на индивидуальном уровне (например, гигиена рук, дыхательный этикет, физическое дистанцирование) и, возможно, на уровне сообщества (например, ограничения на передвижение, ограничение на социальные и профессиональные виды деятельности).
В странах, которые осуществляют строгие меры по перемещению и физическому дистанцированию, направленные на уменьшение передачи COVID-19,6, маловероятно, что власти позволят проводить массовые собрания. Тем не менее, в странах, где ограничительные меры постепенно корректируются в ответ на развивающуюся эпидемиологическую ситуацию, решение о продолжении мероприятия и о том, как действовать, становится очень актуальным.
ВОЗ выпустила руководство по постепенной корректировке мер общественного здравоохранения и социальных мер в ответ на эпидемиологическую эволюцию пандемии COVID-19. Оценка риска для массового мероприятия должна отражать коррективы принимающей страны в отношении мер общественного здравоохранения и социальных мер. По мере того как страны ослабляют свои меры общественного здравоохранения и социальные меры, основанные на местной эпидемиологической ситуации, "сети безопасности", предусмотренные такими мерами по сокращению и контролю передачи COVID-19, больше не будут доступны. Это делает проведение тщательной оценки риска для запланированных массовых мероприятий еще более важным.
2. Оценка факторов риска, связанных с массовым мероприятием
На этом этапе задачи по оценке риска рассматриваются ключевые характеристики массового события с целью составления профиля и количественной оценки соответствующего риска передачи COVID-19. Также рассматривается контекст, в котором происходит мероприятие, особенно с точки зрения системы здравоохранения. Области, которые следует учитывать при оценке, включают, но не ограничиваются следующим:
- Характеристики места (мест) проведения мероприятия (местоположение, размер/тип, закрытый/открытый, плотность скопления людей и т.д.)
- Количество и ключевые характеристики ожидаемых участников мероприятия (возраст, состояние здоровья, происхождение, международные/местные поездки на мероприятие и т.д.)
- Ожидаемое взаимодействие между участниками, происходящее во время мероприятия (близость контакта и т.д.)
- Ожидаемая продолжительность мероприятия
- Способность системы здравоохранения принимающей страны выявлять случаи COVID-19 и управлять ими с точки зрения политики, ресурсов и возможностей.
3. Способность применять меры профилактики и контроля
Меры по профилактике и контролю - это действия общественного здравоохранения, направленные на снижение риска передачи COVID-19, адекватные рассматриваемому событию, а также вероятности того, что медицинское обслуживание может быть ограничено этим событием. Меры профилактики и контроля могут:
- Изменить характеристики мероприятия (например, место, участники, оборудование, оборудование) или
- Сосредоточить на способности здравоохранения и других соответствующих органов и организаторов усиливать готовность и реагировать на проблемы общественного здравоохранения, которые возникают до, во время или после массового мероприятия. Меры по предупреждению и контролю могут применяться в течение всего времени проведения мероприятия - на этапе планирования, на этапе проведения и на этапе после события.
Фаза планирования
Этап планирования - это период, предшествующий событию, когда планы разрабатываются, проверяются и пересматриваются. Меры профилактики и контроля, применимые на этом этапе, включают:
- Связь со всеми соответствующими заинтересованными сторонами
- Установление прямых связей и каналов связи между организаторами мероприятий, органами здравоохранения и другими соответствующими органами
- Создание механизмов сотрудничества и координации между всеми заинтересованными сторонами, партнерами и заинтересованными сторонами, участвующими в мероприятии.
- Разработка плана готовности и реагирования
- Обеспечение согласованности плана мероприятий с более широкими национальными планами готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования
- Создание условий для выявления и мониторинга связанных с мероприятиями случаев COVID-19, снижения распространения вируса, обращения с и лечения больных, распространения сообщений общественного здравоохранения, относящихся к COVID-19, культурно-приемлемыми способами и на языках, используемых участниками.
- Установление четкой линии управления и контроля, а также обеспечение эффективного анализа ситуации и принятия решений.
- Разработка стратегии информирования о рисках и плана взаимодействия с сообществом для мероприятия, направленного на информирование общественности о ситуации в области здравоохранения, ключевых событиях, а также любых советах и рекомендуемых действиях, которые они должны предпринять (например, мониторинг в социальных сетях).
- Оценка возможностей и ресурсов
- Обеспечение людскими ресурсами, приобретение средств индивидуальной защиты и других медицинских расходных материалов, наличие помещений для изоляции, графики уборки и т.д. в тесной координации с национальными и местными органами здравоохранения и другими соответствующими органами.
Операционная фаза
Операционная фаза - это период, в течение которого происходит оказание услуг по организации мероприятий. Меры профилактики и контроля, применимые на этом этапе, включают:
- Модификации мероприятия (связанные с местом проведения)
- Проведение мероприятия, хотя бы частично, онлайн/удаленно/виртуально
- Проведение мероприятия на улице, а не в помещении
- Корректировка официальной вместимости места проведения
- Обеспечение наличия средств для мытья рук с дозаторами для мыла и воды и/или средств для дезинфекции рук.
- Обеспечение регулярной и тщательной очистки и дезинфекции помещения специально назначенным персоналом.
- Регулирование потока и плотности людей, въезжающих, посещающих и покидающих мероприятие (например, увеличение частоты перевозки, скользящий график прибытий, регистрация посетителей, нумерация записей, назначение мест для сидения, маркировка пола)
- Модификации мероприятия (связанные с участниками)
- Консультирование людей по соблюдению физического дистанцирования, дыхательного/кашлевого этикета и гигиены рук.
- Консультирование людей с более высоким риском передачи COVID-19 о том, что они не должны присутствовать на мероприятии (например, с симптомами COVID-19, контактами с больными COVID-19 во время их периода карантина или из стран/районов с трансмиссией COVID-19 в сообществах)
- Консультирование людей с более высоким риском развития тяжелого заболевания COVID-19 (например, в возрасте >= 65 лет или с уже существующими заболеваниями), а также лиц, контактирующих с пациентами с более высоким риском (например, проживающие в том же домохозяйстве, сотрудники учреждения длительного ухода. и т.д.), о том, что они не должны присутствовать на мероприятии, или принимать специальные меры для них
- Модификации мероприятия (продолжительность)
- Сокращение продолжительности мероприятия до минимума, чтобы ограничить контакты между участниками
- информирование о рисках
- Обеспечение координации и последовательности в разработке и доставке культурно приемлемых и специфичных в аспекте языка сообщений для участников и общественности
- Распространение ключевых сообщений в соответствии с национальной политикой здравоохранения, в том числе:
- Визуальные напоминания об основных профилактических мерах, особенно о физическом дистанцировании, дыхательном/кашлевом этикете и практике гигиены рук
- Визуальные напоминания о действиях и шагах, которым должны следовать люди, у которых развиваются симптомы COVID-19
- Визуальные напоминания о рекомендуемом/необходимом использовании масок для лица и других средств индивидуальной защиты (СИЗ)
- Наблюдение за участниками, направленное на выявление и лечение лиц, у которых развиваются симптомы во время мероприятия.
- Выявление и лечение связанных с мероприятием случаев COVID-19 должно проводиться в соответствии с национальной политикой и правилами в рамках национальных систем здравоохранения.
- Для лиц, у которых развиваются симптомы, должны быть предусмотрены помещения для изоляции, первоначальной оценки и сортировки назначенным медицинским персоналом, а также средства для их транспортировки в медицинское учреждение, если это необходимо.
- Договоренность с национальными и местными органами здравоохранения относительно диагностики и лечения случаев COVID-19, выявленных в ходе мероприятия.
Фаза после мероприятия
Фаза после мероприятия следует за завершением массового мероприятия. Меры профилактики и контроля, применимые на этом этапе, включают:
- Связь между организаторами мероприятий и органами здравоохранения по следующим направлениям:
- Если у участников или персонала появятся симптомы во время мероприятия, организаторы мероприятия должны поддерживать связь с национальными и местными органами здравоохранения, а также с родным городом или страной участника и содействовать обмену информацией.
- Лицам, у которых появляются симптомы заболевания по возвращении в свой родной город или страну, следует рекомендовать обратиться в органы здравоохранения в связи с возможным контактом с инфекцией.
- Связь между организаторами мероприятий и органами здравоохранения необходима для обеспечения наличия систем для выявления случаев, возникающих у местного населения в результате мероприятия.
4. Определение общего риска массового мероприятия
Общий риск, связанный с мероприятием, является результатом процесса оценки, который учитывает как факторы риска, связанные с мероприятием, так и возможности, которыми располагают органы здравоохранения и другие соответствующие органы власти и организаторы мероприятия, для смягчения этих рисков посредством принятия ряда профилактических и контрольных мер.
ВОЗ разработала инструменты, которые присваивают числовую оценку каждому фактору риска и контрольной мере (3 - 5), что позволяет рассчитать итоговую общую оценку риска, которая соответствует определенной категории риска, и рекомендации для данного мероприятия. Рекомендуется пересматривать оценку риска через регулярные промежутки времени, поскольку относительная важность факторов риска, связанных с мероприятием, и, следовательно, актуальность применяемых мер по предотвращению и контролю, являются динамичными и могут изменяться со временем.
Как правило, мероприятия, связанные с низким или очень низким риском передачи COVID-19 и низкой нагрузкой на систему здравоохранения, можно считать достаточно безопасными для проведения. События с умеренным, высоким или очень высоким уровнем риска могут быть недостаточно безопасными для проведения и потребуют более тщательного применения мер профилактики и контроля. Если риск распространения COVID-19 остается значительным после применения всех мер контроля, следует рассмотреть возможность отсрочки или отмены запланированного мероприятия.
ВОЗ не уполномочена навязывать какие-либо ограничения, изменения, отсрочку или отмену массового мероприятия или давать разрешение на его организацию. Скорее, она консультирует органы власти и организаторов мероприятий по наилучшей практике на основе имеющихся фактических данных.
5. Наследие и извлеченные уроки
Наследие - это улучшенные активы или потенциал, созданные в результате проведения массовых мероприятий, и могут включать в себя улучшения в системах здравоохранения принимающей страны, улучшения в поведении в отношении здоровья и способности проводить массовые мероприятия в будущем. Как всегда, анализ извлеченных уроков и оценка наследия событий имеет первостепенное значение для проведения официальной оценки политики и совершенствования наилучшей практики. Власти и организаторы должны рассматривать такие мероприятия как возможность улучшить свои методы работы и передавать это обучение будущим организаторам мероприятий и принимающей стране.
Выражения признательности
Этот документ был разработан в консультации с ведущими руководителями ВОЗ по COVID-19, IMST, региональными координаторами ВОЗ по массовым мероприятиям и Группой экспертов ВОЗ по массовым мероприятиям в аспекте COVID-19.
ВОЗ продолжает внимательно следить за ситуацией на предмет любых изменений, которые могут повлиять на это временное руководство. В случае изменения каких-либо факторов ВОЗ выпустит дополнительную обновленную информацию. В противном случае срок действия этого временного руководства истекает через 2 года после даты публикации.
Дополнительные технические руководства и инструменты ВОЗ по COVID-19 по массовым мероприятиям
- Общая оценка рисков и контрольный список для смягчения последствий (доступно на веб-сайте ВОЗ)
- Q&A: массовые мероприятия и COVID-19 (доступно на веб-сайте ВОЗ)
- Контрольный список оценки и снижения риска спортивных мероприятий (доступен на веб-сайте ВОЗ)
- Религиозные мероприятия: дополнительный список оценки риска и смягчения последствий (доступен на веб-сайте ВОЗ)
- Практические рекомендации для религиозных лидеров и религиозных общин (доступно на веб-сайте ВОЗ)
- Безопасная практика Рамадана в контексте COVID-19 (доступно на веб-сайте ВОЗ)
- Рассмотрение вопроса о массовых мероприятиях в контексте COVID-19 (доступно на веб-сайте ВОЗ).