Утверждаю

Руководитель Федерального казначейства

Р.Е.АРТЮХИН

04.12.2018

ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, КРЕСТЬЯНСКИМИ (ФЕРМЕРСКИМИ)

ХОЗЯЙСТВАМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ РАЗДЕЛЬНОГО

УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ

I. Термины и определения

1.1. В настоящей Временной методике осуществления проверки организации и ведения юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при использовании средств, полученных на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (далее - государственный контракт, контракт (договор), соглашение) при осуществлении Федеральным казначейством казначейского сопровождения целевых средств (далее соответственно - Временная методика, целевые средства) используются термины и определения, которые применяются в бюджетном законодательстве Российской Федерации, законодательстве о бухгалтерском учете, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе регулирующих порядок планирования, учет и калькулирование затрат, образующих себестоимость товаров (работ, услуг).

1.2. В целях настоящей Временной методики также применяются следующие термины, определения и сокращения:

1.2.1. ЦАФК - центральный аппарат Федерального казначейства.

1.2.2. ТОФК - Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

1.2.3. Структурное подразделение ЦАФК - структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства.

1.2.4. Структурное подразделение ТОФК - структурное подразделение территориального органа Федерального казначейства.

1.2.5. Проверочная деятельность - действия по осуществлению проверки правильности организации и ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем при использовании целевых средств (с расчетом себестоимости по элементам затрат и прибыли).

1.2.6. Проверочное мероприятие - единичная плановая или внеплановая проверка, проводимая в ходе осуществления проверочной деятельности.

1.2.7. Расходная декларация - информация о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по соглашению, раскрываемая по форме и в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

1.2.8. Объекты проверки - юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, использующие целевые средства.

1.2.9. Предмет проверки - соблюдение объектом проверки, установленных правил организации и ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности за счет целевых средств.

II. Общие положения

2.1. Настоящая Временная методика разработана в целях установления единого подхода к проведению Федеральным казначейством (ТОФК) проверок организации и ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при использовании целевых средств.

2.2. Срок проведения проверочного мероприятия не может составлять более чем 30 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 20 календарных дней по решению руководителя Федерального казначейства (иного уполномоченного руководителем Федерального казначейства лица) (руководителя ТОФК)).

III. Порядок осуществления проверки

3.1. Проведение проверки ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при использовании целевых средств включает в себя следующие процедуры:

- подготовка;

- назначение;

- проведение;

- оформление результатов.

3.2. В ходе подготовки к проведению проверочного мероприятия:

- определяются источники информации о деятельности объекта проверки;

- осуществляется предварительное изучение объекта проверки и предмета проверки;

- проводится анализ информации об объекте проверки, имеющейся в открытом доступе, в информационной системе Федерального казначейства "Автоматизированная система Федерального казначейства" и иных информационных системах, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство;

- формируется перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов объекта проверки, регламентирующих деятельность объекта проверки в части, касающейся предмета проверки.

3.3. На этапе назначения проверки осуществляется подготовка проекта приказа руководителя Федерального казначейства (руководителя ТОФК) о назначении проверочного мероприятия и формирование программы проверочного мероприятия на основании мероприятий, осуществленных в рамках подготовки к проведению проверочного мероприятия, а также определяется перечень вопросов, подлежащих изучению.

3.4. В рамках осуществления проверочного мероприятия проводятся проверочные действия по документальному изучению законности соответствующих финансовых и хозяйственных операций, достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в отношении деятельности объекта проверки.

Проверочные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов и иных документов объекта проверки, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта проверки.

3.5. Документирование результатов проверки осуществляется в виде акта проверки.

IV. Проверка и анализ основных вопросов

4. Проверка организации и ведения объектом проверки раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при использовании целевых средств предусматривает:

проверку осуществления учета расходов по статьям затрат, указываемых в Расходной декларации, по каждому государственному контракту, контракту (договору), соглашению обособленно в регистрах бухгалтерского учета;

анализ и оценку записей в регистрах бухгалтерского учета, осуществляемых на основании первичных учетных документов, фиксирующих факты хозяйственной жизни и бухгалтерские расчеты, в том числе форм первичных учетных документов, а также регистров аналитического учета, разработанных самостоятельно объектом проверки;

проверку правильности оформления первичных учетных документов с включением в первичный учетный документ дополнительно к обязательным реквизитам реквизитов, позволяющих идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к соответствующему государственному контракту, контракту (договору), соглашению;

проверку фактических затрат по группам регистров аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.);

проверку и анализ финансового результата, определяемого как разница между ценой государственного контракта, контракта (договора), суммой субсидии (взноса) по соглашению и общей суммы учтенных фактических затрат.

При этом проверка фактических затрат по группам регистров аналитического учета предусматривает оценку и анализ:

прямых затрат (затраты на материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнении работ, оказании услуг, расходы на страховые взносы на обязательное социальное страхование, относящиеся к оплате труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнении работ, оказании услуг и др.);

накладных расходов (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.), включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) пропорционально прямым затратам, характеризующим товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) за счет целевых средств, а также иные товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) объектом проверки.

V. Заключительные положения

5.1. По результатам проверки составляется акт проверки, который подписывается и передается объекту проверки не позднее дня, следующего за днем подписания акта проверки.

5.2. В случае выявления нарушений (признаков нарушений) структурное подразделение ЦАФК (ТОФК), ответственное за проведение проверочного мероприятия, не позднее двух рабочих дней формирует предложения по применению мер реагирования и направляет их на рассмотрение руководителю Федерального казначейства (уполномоченному руководителем Федерального казначейства лицу), (руководителю ТОФК) для принятия решения в пределах компетенции.

5.3. При выявлении нарушений (признаков нарушений) по результатам проверки, отраженным в акте проверки, в рамках возложенных функций и полномочий, могут применяться следующие меры реагирования в соответствии с законодательством Российской Федерации:

информирование главного распорядителя средств федерального бюджета, заказчика, получателя бюджетных средств, заключившего соглашение, объекта проверки о нарушении(ях) (признаках нарушений) и необходимости его(их) устранения;

отказ в санкционировании расходов за счет целевых средств;

информирование Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу о выявленных нарушениях (признаках нарушений) в соответствии с их компетенцией;

обращение в правоохранительные органы;

иные меры.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области