См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 21 сентября 2018 г. N 602/27

ОБ УСИЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ,
ПРЕСЕЧЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением правоохранительными органами законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, а также других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров в пределах установленной компетенции:

1.1. Обеспечить эффективный надзор за исполнением ФСБ России, МВД России, ФСИН России законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности.

1.2. При проверках дел оперативного учета и иных оперативно-служебных документов особое внимание уделять реализации задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности, совершенных с применением насилия, в составе экстремистской организации или экстремистского сообщества, в том числе сформированных по этническому принципу, в местах лишения свободы и с использованием сети "Интернет", а также по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

1.3. Учитывая сроки давности привлечения к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности, обращать внимание на случаи несвоевременного представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю и дознавателю.

В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, о незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, результатов оперативно-розыскной деятельности.

По фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа произвести передачу результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.4. Обращать внимание на соблюдение следователями и дознавателями при рассмотрении сообщений о преступлениях экстремистской направленности установленных законом требований о подследственности.

1.5. Не допускать передачи материалов по сообщениям о преступлениях экстремистской направленности по подследственности, в том числе территориальной, без достаточных на то оснований.

Незамедлительно принимать меры к проверке законности решений о направлении материалов по подследственности. Путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое поступление этих сообщений в уполномоченные органы и их регистрацию в установленном порядке.

Согласно пункту 12 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) при наличии к тому оснований принимать мотивированное решение о передаче материалов, находящихся в производстве, из одного органа предварительного расследования в другой (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ.

1.6. Обеспечить незамедлительную проверку законности процессуальных решений по каждому сообщению о преступлении экстремистской направленности.

1.7. Принимать меры прокурорского реагирования по каждому выявленному факту нарушения законов, в том числе ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях экстремистской направленности, а также непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.

1.8. Обеспечить незамедлительное поступление из органов предварительного следствия и дознания в соответствии с частью 4 статьи 146 УПК РФ копий постановлений о возбуждении уголовного дела о преступлении экстремистской направленности.

Оценку законности таких решений в каждом случае давать после изучения материалов, послуживших основанием для их принятия.

1.9. Организовать незамедлительное поступление и безотлагательное изучение копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступлений экстремистской направленности, обращая особое внимание на соответствие их формы и содержания требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Оценку законности каждого постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении преступления экстремистской направленности давать на основе изучения материалов уголовного дела посредством реализации предоставленных частью 2.1 статьи 37 УПК РФ полномочий.

В каждом случае сопоставлять предъявленное обвинение с диспозицией статьи в редакции уголовного закона, действовавшей на момент совершения преступления (за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации), обращая особое внимание на сроки давности уголовного преследования.

1.10. Обращать внимание на обязательность установления правоохранительными органами мотивов совершения преступлений экстремистской направленности.

При изучении постановлений о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения (акта, постановления) обращать внимание на необходимость отграничения преступлений, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, от деяний, совершенных на почве личных неприязненных отношений.

Иметь в виду, что квалификация преступлений против жизни и здоровья, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, исключает возможность одновременной квалификации содеянного по другим признакам, предусматривающим иной мотив или цель преступления.

1.11. С учетом имеющихся в материалах уголовного дела доказательств требовать рассмотрения вопроса о наличии признаков финансирования экстремистской деятельности, склонения, вербовки или иного вовлечения в экстремистские сообщества и организации в ходе расследования по каждому уголовному делу о преступлении экстремистской направленности.

Предоставленными законом полномочиями добиваться установления и привлечения к ответственности лиц, причастных к созданию аудио-, видеофайлов, изображений, текстов экстремистской направленности, в ходе расследования по каждому уголовному делу о преступлениях, связанных с их распространением и размещением в свободном доступе.

1.12. При оценке законности процессуальных решений учитывать, что цель возбуждения вражды и ненависти, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе является одним из основных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), отсутствие которого исключает привлечение к уголовной ответственности по указанной статье УК РФ.

Принимать во внимание, что факт размещения в сети "Интернет" изображения, аудио- или видеофайла, содержащего признаки возбуждения вражды и ненависти, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, при отсутствии иных признаков состава преступления не является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности, либо сведений, оправдывающих такую деятельность, следует квалифицировать по статье 282 УК РФ лишь при наличии иных признаков этого состава преступления.

При этом следует учитывать всю совокупность имеющихся в уголовном деле доказательств, источник заимствования противоправной информации и контекст ее использования.

1.13. Оценивая обоснованность квалификации действий лиц по признаку "с использованием средств массовой информации", исходить из положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", согласно которой под СМИ понимается периодическое печатное или сетевое издание, теле- и радиоканалы, теле-, радио-, видео- и кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). При этом под сетевым изданием понимается сайт в информационно-коммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве СМИ в соответствии с указанным законом.

1.14. Принимать во внимание, что высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ.

1.15. Иметь в виду, что по смыслу статьи 280 УК РФ призывы к осуществлению экстремистской деятельности будут являться таковыми лишь при наличии цели побуждения других лиц к действиям экстремистского характера. При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Вопрос о публичности призывов должен разрешаться с учетом места, способа, обстановки и других установленных обстоятельств совершенного деяния (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, баннеров, распространение обращений путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи и т.п.).

1.16. При проверке законности и обоснованности процессуальных решений, касающихся, в частности, юридической оценки действий обвиняемого, принимать во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности.

1.17. Учитывать необходимость использования при раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности экспертных возможностей, в том числе проведения психолого-лингвистических, религиоведческих, социологических экспертиз и исследований.

1.18. Обращать внимание на правильность и полноту отражения в постановлениях о назначении исследований специалистов и судебных экспертиз вопросов, подлежащих изучению.

При оценке законности процессуальных решений тщательным образом изучать заключения специалистов и экспертов, уделяя особое внимание соответствию изложенных в них выводов содержанию исследовательской части и отраженным в постановлении о назначении экспертизы (исследования) вопросам, полноте и всесторонности выводов, наличию в них противоречий, квалификации экспертов (специалистов) и наличию у них полномочий давать оценку изложенным фактам.

1.19. Посредством реализации полномочий, предоставленных пунктом 2 части 1 статьи 221 УПК РФ, не допускать направления в суды уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности с приведением в обвинительных заключениях нецензурных выражений.

Обращать внимание органов предварительного расследования на необходимость цитирования оскорбительных фраз в фабулах предъявленного обвинения с использованием при написании ненормативной лексики многоточия, позволяющего при сопоставлении с заключением эксперта идентифицировать содержание слов и выражений, послуживших основанием для привлечения лица к уголовной ответственности.

1.20. При изучении материалов уголовного дела давать оценку полноте принятых правоохранительными органами мер к установлению причин и условий, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности, в том числе радикализации убеждений привлеченного к уголовной ответственности лица.

2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров:

2.1. В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с находящимися в свободном доступе в сети "Интернет" и обнародованными в средствах массовой информации сведениями, указывающими на противоправный характер деяний.

На постоянной основе анализировать содержание информационных программ радио, телевидения, электронных средств массовой информации, сведений в сети "Интернет", публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок на предмет наличия в них сведений, указывающих на признаки подготавливаемого, совершенного или совершаемого преступления экстремистской направленности.

2.2. В целях недопущения нарушений требований части 3 статьи 6 УПК РФ и предусмотренных статьями 144 - 145 УПК РФ сроков проверки сообщений о преступлениях обеспечить незамедлительное направление нижестоящими прокурорами в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры специальных донесений о регистрации поднадзорными правоохранительными органами сообщений о преступлениях экстремистской направленности. При определении категории таких преступлений руководствоваться ежегодно утверждаемым совместным указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности".

Организовать в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратурах и военных прокуратурах окружного звена ведение реестров всех сообщений о преступлениях данной категории в соответствии с приложением N 1.

2.3. Обеспечить ведение в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратурах и военных прокуратурах окружного звена реестров всех уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности в соответствии с приложением N 2.

2.4. Проводить проверку по каждому факту прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям либо постановления оправдательного приговора. При этом проверять материалы дела с составлением мотивированного заключения о законности принятого решения и обоснованности привлечения к уголовной ответственности.

При возвращении прокурору уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 237 УПК РФ, изучать причины принятого решения, полноту и эффективность прокурорского надзора, по результатам составлять заключение.

Информацию о результатах проведенной проверки с соответствующим заключением направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а военным прокурорам окружного звена - в Главную военную прокуратуру не позднее одного месяца с момента вынесения постановления следователем (дознавателем) или вступления в законную силу решения суда.

2.5. При подготовке заключений о законности принятых правоохранительными органами решений об отказе в возбуждении уголовного дела экстремистской направленности, приостановлении расследования и прекращении производства обеспечить качественное изучение дел и материалов перед их направлением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Не допускать искажения установленных в ходе проверки сообщений о преступлении и предварительного расследования фактов, давая объективную оценку действиям должностных лиц правоохранительных органов, своевременности и достаточности проведения следственных и иных процессуальных действий.

3. Указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение N 1
к указанию Генерального
прокурора Российской Федерации
"Об усилении прокурорского
надзора за исполнением законов
при выявлении, пресечении, раскрытии
и расследовании преступлений
экстремистской направленности"
от 21.09.2018 N 602/27

РЕЕСТР
СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЗА 20__ Г.

N п/п
Дата и номер регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях
Орган, зарегистрировавший сообщение о преступлении
Краткое содержание сообщения, статья УК РФ
Сведения о направлении сообщения о преступлении по подследственности, в т.ч. территориальной
Дата, основание, должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
Дата, основание, должностное лицо, вынесшее постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела
Сведения о возбуждении уголовного дела/признании прокурором решения об отказе в возбуждении уголовного дела законным и обоснованным

Приложение N 2
к указанию Генерального
прокурора Российской Федерации
"Об усилении прокурорского
надзора за исполнением законов
при выявлении, пресечении, раскрытии
и расследовании преступлений
экстремистской направленности"
от 21.09.2018 N 602/27

РЕЕСТР
УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЗА 20__ Г.

N
Дата возбуждения уголовного дела, орган предварительного расследования, статья УК РФ
Фабула дела. Сведения о личности подозреваемого (обвиняемого), избранной мере пресечения
Сведения о движении уголовного дела.
Дата окончания предварительного расследования
Сведения об окончательном процессуальном решении