Приложение N 3
к протоколу заочного голосования
Совета по аудиторской деятельности
от 21 декабря 2018 г. N 44

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АУДИТОРОВ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

Продолжительность обучения - 16 академических часов

Цель программы - совершенствование знаний и навыков аудиторов при исполнении требований законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Раздел 1. Институционально-правовые основы
национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ

Тема 1. Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ

Правовые и институциональные основы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Формирование единой международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Организации и специализированные органы. Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Тема 2. Оценка деятельности установленных нефинансовых предприятий и профессий (УНФПП) на основе методологии оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ/ФРОМУ

Критерии технического соответствия. Критерии эффективности. Ключевые недостатки стран, прошедших взаимную оценку ФАТФ, в части работы УНФПП по линии ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Тема 3. Правовое регулирование в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации

Национальная система ПОД/ФТ/ФРОМУ. Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Последние изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Федеральные органы исполнительной власти, занятые в национальной системе ПОД/ФТ/ФРОМУ. Правовой статус Росфинмониторинга. Роль аудиторских организаций и аудиторов в национальной системе ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Тема 4. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма (НОР ОД/ФТ)

Публичные версии отчетов по оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма. Предметные области (зоны) риска. Определение угроз. Определение уязвимостей. Оценка рисков. Принятые и принимаемые меры по минимизации рисков. Ключевые вопросы подготовки к взаимной оценке эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Тема 5. Надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Формы надзора и виды проверок. Планирование и основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объекты проверки. Права проверяющего государственного органа саморегулируемых организаций. Взаимодействие Росфинмониторинга с надзорными органами и саморегулируемыми организациями.

Тема 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Виды, меры и основания для привлечения к ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Полномочия должностных лиц государственных (надзорных) органов. Порядок применения мер ответственности. Обжалование решений должностных лиц.

Раздел 2. Организация и осуществление внутреннего
контроля как механизма эффективной реализации
мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ <1>

--------------------------------

<1> Вопросы данного раздела изучаются отдельно применительно к деятельности: 1) аудируемых лиц-субъектов исполнения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; 2) аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, оказывающих аудиторские услуги и не оказывающих бухгалтерские и юридические услуги, связанные с подготовкой или осуществлением от имени или по поручению клиента операций с денежными средствами или иным имуществом; 3) аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, оказывающих помимо аудиторских услуг бухгалтерские и юридические услуги, связанные с подготовкой или осуществлением от имени или по поручению клиента операций с денежными средствами или иным имуществом.

Тема 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Финансовые и нефинансовые организации, представители нефинансовых отраслей и профессий. Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Требования к организации внутреннего контроля аудируемых лиц - субъектов первичного финансового мониторинга. Их основные права и обязанности.

Требования к организации внутреннего контроля аудиторской организации как субъекта первичного финансового мониторинга. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей; обеспечение конфиденциальности информации; фиксирование сведений; хранение информации; приостановление операций. Порядок, сроки, способы, формат представления информации об операциях, подлежащих контролю, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Тема 8. Требования к разработке правил внутреннего контроля

Организация и осуществление внутреннего контроля. Перечень внутренних документов по ПОД/ФТ/ФРОМУ субъекта первичного финансового мониторинга. Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля. Обязательные компоненты правил внутреннего контроля. Рекомендуемые программы осуществления правил внутреннего контроля. Программа оценки риска. Программа проверки внутреннего контроля. Порядок и сроки утверждения и согласования правил внутреннего контроля. Основания для отказа в согласовании. Механизмы надлежащей проверки клиентов. Режим СПО. Превентивные меры.

Тема 9. Критерии и признаки сомнительных сделок или финансовых операций

Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии и признаки выявления сделок или финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Характерные схемы и способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Тема 10. Система подготовки и обучения кадров организаций

Квалификационные требования, права и обязанности специального должностного лица. Перечень работников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Формы, периодичность и сроки обучения.

Тема 11. Типичные правонарушения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Примеры нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ субъектами первичного финансового мониторинга.

Раздел 3. Аудиторские процедуры, связанные с соблюдением
требований законодательства ПОД/ФТ/ФРОМУ

Тема 12. Нормативные правовые акты, регламентирующие обязанности аудиторов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодекс профессиональной этики аудиторов, международные стандарты аудита (МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности". МСА 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"). Концептуальный подход к оценке ОД/ФТ, обязательные требования.

Тема 13. Применение подхода, основанного на оценке рисков ОД/ФТ, при оказании аудиторских услуг

Подходы к оценке рисков ОД/ФТ. Оценка рисков в отношении ОД/ФТ при принятии на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества. Использование национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценки рисков финансирования терроризма. Аудиторские процедуры, направленные на выявление сделок и финансовых операций, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ на каждом этапе: при принятии клиента/продолжении сотрудничества, при планировании аудита, при проведении аудита, при завершении аудита.

Тема 14. Аудиторская документация

Рабочие документы, составляемые аудитором в рамках рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объем информации, который обязаны предоставить аудируемые лица о системе ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Раздел 4. Информационное взаимодействие аудиторской
организации с Росфинмониторингом

Тема 15. Передача информации в уполномоченный орган

Обязанности организаций по передаче информации в уполномоченный орган. Сроки, объем, форма, формат, содержание передаваемых сведений. Конфиденциальность передаваемой информации. Личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга как универсальный механизм коммуникации с частным сектором. Механизм обратной связи (Совет комплаенс и Консультативный совет при МВК).

Раздел 5. Практические занятия по выявлению фактов, которые
могут указывать на случаи ОД/ФТ у аудируемого лица

Тема 16. Практические занятия

Пример выполнения типовых процедур оценки рисков недобросовестных действий аудируемого лица, несоблюдения им законодательства ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также рисков ОД/ФТ. Пример выполнения аудиторских процедур, направленных на проверку соблюдения аудируемым лицом законодательства при совершении сделок и финансовых операций, подлежащих контролю согласно законодательству по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Примеры подготовки рабочей документации, использования личного кабинета, передачи информации уполномоченному органу.

Результат обучения:

Углубление знаний аудиторов и развитие их навыков, необходимых для исполнения требований законодательства Российской Федерации по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

2. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг"

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей"

5. Международные стандарты аудита, введенные в действие для применения на территории Российской Федерации

6. Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок"

7. Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

8. Отчет о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов (публичная версия)

9. Отчет о национальной оценке рисков финансирования терроризма (публичная версия)

10. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

11. Нормативные правовые акты и иная соответствующая литература по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ у субъектов первичного финансового мониторинга, отличных от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов