См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ТЕЛЕГРАММА
от 10 июня 2015 г. N 100800

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 10

ИНФОРМИРУЮ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ И ОБ ОПЕРАТИВНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ.

02.06.2015 ДНЕМ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО ПОЛЕТА ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗА ПО МАРШРУТУ АЭРОПОРТ ЛЕНСК - ПЛОЩАДКА КАРЬЕР N 3 - ПЛОЩАДКА КАРЬЕР N 5 - АЭРОПОРТ ТАЛАКАН - ПЛОЩАДКА КАРЬЕР N 2.1 - ПЛОЩАДКА КАРЬЕР N 5 - АЭРОПОРТ ЛЕНСК В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА НА ПЛОЩАДКЕ КАРЬЕР N 3 ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22580 ОАО "ЮТЭЙР-ВЕРТОЛЕТНЫЕ УСЛУГИ". НА БОРТУ ВС НАХОДИЛОСЬ 3 ЧЛЕНА ЭКИПАЖА И 1 ПАССАЖИР. СОГЛАСНО ЗАЯВКЕ МАССА ГРУЗА СОСТАВЛЯЛА 1500 КГ (ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ГРУЗ). ПО ИМЕЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИИ, БЕЗ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОФОРМЛЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО БЫЛ ЗАГРУЖЕН ОПАСНЫЙ ГРУЗ (ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО) МАССОЙ ОКОЛО 1500 КГ, ОБЩАЯ МАССА ГРУЗА УТОЧНЯЕТСЯ.

КОМАНДИР ВС: ЛИНЕЙНЫЙ ПИЛОТ 2 КЛАССА, ОБЩИЙ НАЛЕТ 4723 Ч, НАЛЕТ НА ДАННОМ ТИПЕ В КАЧЕСТВЕ КВС 2575 Ч, МИНИМУМ ПОГОДЫ ПВП(Н) 100X1000X25, ПВП(Н) 450X4000X25, ИМЕЕТ ДОПУСК К ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ. СО СЛОВ КВС, НА МОМЕНТ ВЗЛЕТА С ПЛОЩАДКИ "КАРЬЕР N 3" НАБЛЮДАЛОСЬ РАЗВИТИЕ МОЩНО-КУЧЕВОЙ ОБЛАЧНОСТИ И ЛИВНЕВЫЕ ОСАДКИ, ВЕТЕР ПРИ ЭТОМ БЫЛ НЕУСТОЙЧИВЫМ ПО СИЛЕ И НАПРАВЛЕНИЮ.

ФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА МЕСТА СОБЫТИЯ: ХОЛМИСТАЯ МЕСТНОСТЬ С ГУСТЫМ ЛЕСНЫМ МАССИВОМ С ВЫСОТОЙ ДЕРЕВЬЕВ 20 - 30 М, ПРЕВЫШЕНИЕ РЕЛЬЕФА НАД УРОВНЕМ МОРЯ 396 М. ПОСАДОЧНАЯ ПЛОЩАДКА "КАРЬЕР N 3", ОТКУДА БЫЛ ПРОИЗВЕДЕН ВЗЛЕТ ВС, НАХОДИТСЯ НА УДАЛЕНИИ ОКОЛО 350 М ОТ МЕСТА АП.

ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЗЛЕТ ВЫПОЛНЯЛСЯ ПО-ВЕРТОЛЕТНОМУ (ВНЕ ЗОНЫ ВЛИЯНИЯ "ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКИ").

ВЗЛЕТНАЯ МАССА ПРИ ЭТОМ, НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО, ПРЕВЫШАЛА МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМУЮ ВЗЛЕТНУЮ МАССУ ДЛЯ ДАННЫХ УСЛОВИЙ ВЗЛЕТА. СО СЛОВ КВС, В ПРОЦЕССЕ РАЗГОНА СКОРОСТИ И НАБОРА ВЫСОТЫ, ПРИ ДОСТИЖЕНИИ СКОРОСТИ ОКОЛО 40 КМ/Ч И НА ВЫСОТЕ 25 - 30 МЕТРОВ ВНЕЗАПНО НАЧАЛАСЬ ПРОСАДКА И СНИЖЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА. ПРИНЯТЫЕ КВС УПРАВЛЯЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ НЕ ПРЕДОТВРАТИЛИ ДАЛЬНЕЙШЕЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЕ СНИЖЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА. ПОНИМАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА С ДЕРЕВЬЯМИ ВЫСОТОЙ ДО 20 МЕТРОВ, КВС ДАЛ КОМАНДУ БОРТМЕХАНИКУ НА ВЫКЛЮЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПЕРЕД СТОЛКНОВЕНИЕМ С ДЕРЕВЬЯМИ ПОГАСИЛ ПОСТУПАТЕЛЬНУЮ СКОРОСТЬ И СОЗДАЛ ПОСАДОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ВЕРТОЛЕТ СТОЛКНУЛСЯ С ДЕРЕВЬЯМИ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПОСТУПАТЕЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ И ГРУБО ПРИЗЕМЛИЛСЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА И ПАССАЖИР ПОЛУЧИЛИ ТРАВМЫ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ. ВЕРТОЛЕТ ИМЕЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ, ПОЖАРА НА БОРТУ НЕ БЫЛО.

ВЕДЕТСЯ РАССЛЕДОВАНИЕ КОМИССИЕЙ МАК С УЧАСТИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ САХА (ЯКУТСКОГО) МТУ РОСАВИАЦИИ. КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТ К РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДУЮЩИЕ ОПЕРАТИВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. ЭКИПАЖАМ ВЕРТОЛЕТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОСАДКИ И ВЗЛЕТА НА ПОДОБРАННЫХ ПЛОЩАДКАХ С ВОЗДУХА УЧИТЫВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕЗАПНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СИЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА, ПОЯВЛЕНИЯ СДВИГА ВЕТРА В УСЛОВИЯХ ГРОЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С УЧЕТОМ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ В КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЯХ.

2. АВИАКОМПАНИЯМ, ИМЕЮЩИМ ДОПУСК К ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ:

- ПРИВЕСТИ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ИНСТРУКЦИЙ ПО БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ВОЗДУХУ (DOC 9284 ИКАО) И ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 05.09.08 N 141 (ФАП-141);

- УСИЛИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКИПАЖАМИ ВС, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ ПОЛЕТЫ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ НА ПЛОЩАДКАХ, НЕ ОБОРУДОВАННЫХ СРЕДСТВАМИ ВЗВЕШИВАНИЯ ГРУЗА;

- ПОВТОРНО ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЯ С ЭКИПАЖАМИ ВС ПО ПРАВИЛАМ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМ ФАП-141 И DOC 9284;

- ОБЕСПЕЧИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА ПЕРЕВОЗКОЙ ГРУЗОВ С ОПЕРАТИВНЫХ ПЛОЩАДОК, ПОТРЕБОВАТЬ ОТ ЗАКАЗЧИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ДАННЫХ О ВЕСЕ ГРУЗА ПОСЛЕ ЕГО ВЗВЕШИВАНИЯ.

С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРЕДЛАГАЮ:

1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСАВИАЦИИ:

1.1. НАСТОЯЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ, И ДО ЭКСПЛУАТАНТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ;

1.2. РЕКОМЕНДОВАТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ПРИНЯТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ.

НАЧАЛЬНИК УИБП
С.С.МАСТЕРОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области