СОГЛАШЕНИЕ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ АВИАЦИОННЫМ КОМИТЕТОМ

(15 сентября 2017 года)

Следственный комитет Российской Федерации в лице Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина Александра Ивановича, действующего на основании Указа Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 39 "О Председателе Следственного комитета Российской Федерации" и Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", с одной стороны, и Межгосударственный авиационный комитет в лице Председателя Межгосударственного авиационного комитета, Президента Межгосударственного совета по авиации и использованию воздушного пространства (Межгоссовет по авиации) Анодиной Татьяны Григорьевны, действующей на основании Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (международный договор, г. Минск, 1991 г.) и Положения о Межгосударственном авиационном комитете, утвержденного 19.02.1992 Советом по авиации и использованию воздушного пространства <1>, с другой стороны, именуемые в дальнейшем "Стороны",

--------------------------------

<1> Соглашение, Положения о Межгоссовете и МАК, как международной организации, зарегистрированы в ООН (ИКАО).

- в целях совершенствования механизмов реализации полномочий в установленных сферах деятельности, определенных Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Конвенцией о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (далее - Конвенция 1944 года) и Приложением 13 к ней, законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации,

- исходя из взаимной заинтересованности в повышении эффективности межведомственного взаимодействия при расследовании авиационных происшествий и преступлений против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, учитывая, что в соответствии с Приложением 13 к Конвенции 1944 года единственной целью расследования авиационного происшествия или инцидента, проводимого Межгосударственным авиационным комитетом, является установление причин авиационных происшествий с целью предотвращения их в будущем, и не является таковой установление доли чьей-либо вины или ответственности, а в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод,

- принимая во внимание, что положения Приложения 13 к Конвенции 1944 года и Руководства по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (Doc 9756 AN/965) требуют от государств организации надлежащего планирования и установления хороших рабочих контактов между полномочными органами, проводящими техническое и уголовное расследование авиационных происшествий, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. Предмет Соглашения

1.1. Предметом настоящего Соглашения является организация эффективного сотрудничества Сторон в пределах своей компетенции, определенной международными договорами Российской Федерации, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при расследовании происшествий на воздушном транспорте и преступлений против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

2. Принципы сотрудничества

2.1. Стороны при организации сотрудничества и координации деятельности руководствуются следующими принципами:

2.1.1. Взаимное доверие при строгом соблюдении принципов раскрытия информации, защита которой предусмотрена Приложением 13 к Конвенции 1944 года, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.1.2. Самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и средств.

2.1.3. Законность и профессионализм.

2.1.4. Обязательность в исполнении достигнутых Сторонами договоренностей.

3. Направления сотрудничества

3.1. Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

3.1.1. Обеспечение своевременного и качественного расследования авиационных происшествий, в том числе проведения исследований и научно-технических работ.

3.1.2. Оперативный сбор и анализ соответствующей информации, подготовка заключений и иных документов, необходимых для технического расследования авиационных происшествий, а также для решения вопросов уголовного судопроизводства.

3.1.3. Выявление причин, в том числе системных, факторов, условий и иных обстоятельств, способствовавших авиационному происшествию и совершению преступлений против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

3.1.4. Выработка рекомендаций по обеспечению безопасности полетов и предупреждению преступлений против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

3.1.5. Организация и проведение мероприятий, направленных на совершенствование деятельности и сотрудничества Сторон.

3.2. Стороны при необходимости и по взаимной договоренности в рамках установленной компетенции могут осуществлять взаимодействие и координацию деятельности и по другим направлениям.

4. Порядок и формы сотрудничества

4.1. Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют сотрудничество на всех уровнях в следующих основных формах:

4.1.1. Взаимный информационный обмен сведениями, в том числе в электронном виде, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

4.1.2. Взаимные консультации по вопросам, входящим в компетенцию каждой из Сторон.

4.1.3. Организация и проведение совместных исследований проблем обеспечения своевременного и полного расследования авиационных происшествий и преступлений против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

4.1.4. Обмен ведомственными правовыми актами Сторон, учебно-методическими, научно-исследовательскими, аналитическими, информационными материалами и специальной литературой по вопросам, представляющим взаимный интерес (справочниками о состоянии безопасности полетов, обобщениями следственной практики с имеющимися проблемами в процессе расследования уголовных дел по фактам нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта и т.д.), а также о передовых формах и методах работы Сторон.

4.1.5. Участие специалистов одной Стороны в мероприятиях другой Стороны, проведение совместных семинаров (конференций) в целях обмена опытом и повышения квалификации сотрудников (работников) Сторон.

4.1.6. Оказание содействия сотрудниками Межгосударственного авиационного комитета в привлечении Следственным комитетом Российской Федерации в качестве специалистов лиц, обладающих надлежащими знаниями, к участию в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в производстве следственных действий по уголовным делам об авиационных происшествиях, в том числе осмотре мест авиационных происшествий и вещественных доказательств.

4.2. Порядок, формы и методы взаимодействия Сторон с момента поступления сообщения об авиационном происшествии и до момента предоставления Межгосударственным авиационным комитетом Окончательного отчета по результатам расследования авиационного происшествия определяются Конвенцией 1944 г. и Приложением 13 к ней, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При необходимости порядок взаимодействия Сторон может быть конкретизирован совместными инструкциями, разработанными и утвержденными Сторонами во исполнение настоящего Соглашения и являющимися его неотъемлемой частью.

4.3. Межгосударственный авиационный комитет уведомляет следственный орган Следственного комитета Российской Федерации о продлении срока расследования авиационного происшествия с указанием причин, вызвавших необходимость такого продления, в том числе проводимых исследований, а также с приложением предварительной справки, составленной в соответствии с п. 2.4.12 ПРАПИ-98.

4.4. В целях осуществления оперативного обмена информацией, документами и иными материалами, касающимися безопасности полетов воздушного транспорта, а также обсуждения проблем, возникающих в ходе расследования авиационных происшествий и исследования обстоятельств, им способствующих, создается постоянно действующая рабочая группа из представителей Сторон, для участия в которой при необходимости привлекаются сотрудники соответствующих следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также, по договоренности, представители органов государственной власти Российской Федерации. Вопросы организации и порядка взаимодействия в рамках названной рабочей группы, в том числе касающиеся периодичности проведения совместных совещаний, согласовываются представителями Сторон в рабочем порядке.

4.5. При организации сотрудничества Стороны руководствуются положениями настоящего Соглашения.

4.6. Стороны обеспечивают конфиденциальность сведений, полученных в соответствии с настоящим Соглашением, если передающая Сторона считает их разглашение нежелательным.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящее Соглашение:

5.1.1. Вступает в силу с момента его подписания и действует бессрочно.

5.1.2. Не препятствует Сторонам в определении и осуществлении иных, не предусмотренным настоящим Соглашением, форм сотрудничества.

5.1.3. Может быть расторгнуто по инициативе любой из Сторон, о чем необходимо письменно уведомить другую Сторону не позднее, чем за 6 месяцев до дня его расторжения.

5.1.4. Сторона, намеревающаяся выйти из Соглашения, должна выполнить все свои обязательства, вытекающие из настоящего Соглашения и возникшие до момента уведомления о его расторжении.

5.2. По взаимному согласию Сторон в Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются соответствующими протоколами.

5.3. Составлено в двух экземплярах на русском языке, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН

Председатель
Межгосударственного авиационного
комитета, Президент Межгоссовета
по авиации и использованию
воздушного пространства
Т.Г.АНОДИНА