СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (РОСГИДРОМЕТ)
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ, МОНИТОРИНГА
СОСТОЯНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(29 декабря 2018 г. N С-140-105)
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) в лице Руководителя Яковенко Максима Евгеньевича, действующего на основании Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372, с одной стороны, и Правительство Москвы в лице Мэра Москвы Собянина Сергея Семеновича, действующего на основании Устава города Москвы с другой стороны, руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, заключили настоящее Соглашение (далее - Соглашение) о нижеследующем:
Статья 1
1.1. Соглашение определяет основные направления сотрудничества между Росгидрометом и Правительством Москвы (далее - Стороны) по вопросам, требующим согласованных действий и решений в рамках выполнения работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
1.2. Соглашение призвано способствовать улучшению взаимодействия в области прогнозирования состояния и загрязнения окружающей среды, обеспечения населения, органов исполнительной власти города Москвы гидрометеорологической информацией, в том числе информацией об опасных природных явлениях.
Статья 2
Основные направления и формы взаимодействия:
2.1. Повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и создание оптимальных условий для защиты жизни и здоровья населения и снижения ущерба имуществу граждан, городской инфраструктуре и окружающей среде от опасных природных явлений.
2.2. Совершенствование системы предупреждения органов исполнительной власти города Москвы, Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, населения города Москвы об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых изменениях погоды, загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде.
2.3. Совершенствование системы обеспечения информацией общего назначения в области гидрометеорологии, в том числе штормовыми предупреждениями об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях населения города Москвы, органов исполнительной власти города Москвы, других получателей информации.
2.4. Планирование и осуществление совместных программ и мероприятий по направлениям взаимодействия.
2.5. Обмен информацией, проведение рабочих встреч и совещаний с целью выявления наиболее важных, требующих безотлагательного решения вопросов в сфере мониторинга состояния окружающей среды и предупреждения об опасных природных явлениях, подготовки предложений по решению этих вопросов.
2.6. Разработка и принятие согласованных решений по вопросам организации передачи штормовых предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях и прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) при проведении на территории города Москвы работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
2.7. Осуществление иных действий и мероприятий, направленных на снижение риска для жизни и здоровья населения и снижения ущерба имуществу граждан, городской инфраструктуре и окружающей среде и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы, а также настоящим Соглашением.
Статья 3
В целях реализации настоящего Соглашения:
3.1. Стороны совместно решают вопросы:
- развития государственной системы наблюдения за состоянием окружающей среды;
- обеспечения единства измерений при проведении гидрометеорологических наблюдений и мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
- разработки и организации выполнения целевых программ, направленных на гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования;
- совершенствования системы обеспеченная органов исполнительной власти города Москвы гидрометеорологической информацией;
- выполнения иных мероприятий, направленных на обеспечение гидрометеорологической безопасности города Москвы.
3.2. Росгидромет через Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Центральное УГМС"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации" (далее - ФГБУ "Гидрометцентр России") с участием других научно-исследовательских учреждений Росгидромета (далее - НИУ) обеспечивает:
- своевременное (плановое и экстренное) информирование органов исполнительной власти города Москвы о состоянии атмосферы и поверхностных вод суши, химическом и радиоактивном загрязнении окружающей среды, предоставление прогнозов и сведений об угрозе возникновения и фактах возникновения опасных природных явлений и комплексов неблагоприятных метеорологических явлений согласно Перечню и критериям опасных природных (гидрометеорологических) явлений для города Москвы (приложения 1 к настоящему Соглашению) и Перечню и критериям природных (метеорологических) явлений, сочетания которых образуют опасные природные явления (включают в себя два и более явления одновременно) для города Москвы (приложение 2 к настоящему Соглашению) в соответствии со Схемой доведения экстренной информации о возникновении (или об угрозе возникновения) опасных природных (гидрометеорологических) явлений до органов исполнительной власти города Москвы (приложение 3 к настоящему Соглашению);
- представление предложений о подготовке и передаче прогнозов НМУ в целях проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ в городе Москве;
- внедрение новых методов, повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и создание оптимальных условий для повышения уровня оперативного информационного обеспечения органов государственной власти города Москвы;
- совершенствование системы предупреждения органов исполнительной власти города Москвы, Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, населения города Москвы информацией об угрозе возникновения опасных природных явлений и экстремально высоком загрязнении окружающей среды;
- выполнение иных мероприятий, направленных на обеспечение гидрометеорологической безопасности города Москвы.
3.3. Правительство Москвы обеспечивает:
- участие в реализации основных направлений охраны окружающей среды на территории города Москвы;
- принятие и реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды, обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- содействие в совершенствовании функционирования государственной наблюдательной сети на территории города Москвы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- проведение работ регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях для нужд города Москвы;
- определение органов исполнительной власти города Москвы, являющихся получателями предоставляемой информации общего назначения в области гидрометеорологии;
- участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе посредством формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории города Москвы;
- взаимодействие с Росгидрометом по вопросам обеспечения согласованного функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды с государственной наблюдательной сетью;
- взаимодействие с Росгидрометом по вопросам подготовки и передачи прогнозов НМУ при проведении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ;
3.4. Стороны осуществляют взаимодействие по вопросам развития методов наблюдения, прогнозирования загрязнения окружающей среды, обеспечения населения города Москвы, органов исполнительной власти города Москвы информацией о загрязнении окружающей среды. Конкретные задачи, формы взаимодействия и обязательства Сторон определяются отдельными соглашениями.
Статья 4
4.1. В целях реализации направлений взаимодействия, предусмотренных в статье 2 настоящего Соглашения, Стороны разрабатывают совместные программные мероприятия и планы.
4.2. Стороны разрабатывают и обеспечивают утверждение регламентов, определяющих порядок взаимодействия и обмена информацией в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Статья 5
Финансирование и материально-техническое обеспечение работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды осуществляется за счет средств:
- федерального бюджета - в случае проведения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- бюджета города Москвы - в случае проведения работ регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- средств получателей специализированной информации в области гидрометеорологии - в случае проведения работ специального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Статья 6
6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами, действует в течение пяти лет и продлевается на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне путем письменного уведомления за шесть месяцев до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить действие настоящего Соглашения.
6.2. Каждая Сторона имеет право на одностороннее расторжение Соглашения с предварительным уведомлением другой Стороны за шесть месяцев до даты расторжения Соглашения.
6.3. Изменения и дополнения настоящего Соглашения осуществляется по соглашению Сторон и оформляются в виде дополнительных соглашений.
6.4. Все спорные вопросы решаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.5. Настоящее Соглашение заключено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Руководитель Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (Росгидромет)
М.Е.ЯКОВЕНКО
N С-140-105
29.12.2018
Мэр Москвы
С.С.СОБЯНИН
N 77-1111
29.12.2018
Приложение 1
к Соглашению между Федеральной
службой по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет) и Правительством
Москвы о сотрудничестве в области
гидрометеорологии и смежных с ней
областях, мониторинга состояния
и загрязнения окружающей среды
ПЕРЕЧЕНЬ
И КРИТЕРИИ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ (ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ)
ЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Наименование опасного природного явления
|
Характеристики и критерии или определения опасного природного явления
|
Метеорологические явления
|
|
Очень сильный ветер
|
Ветер при достижении скорости при порывах 23 м/с и более или средней скорости 17 м/с и более.
|
Ураганный ветер (ураган)
|
Ветер при достижении скорости 33 м/с и более.
|
Шквал
|
Резкое кратковременное (в течение нескольких минут, но не менее 1 мин.) усиление ветра до 23 м/с и более.
|
Смерч
|
Сильный маломасштабный вихрь в виде столба или воронки, направленный от облака к подстилающей поверхности.
|
Сильный ливень
|
Сильный ливневой дождь с количеством выпавших осадков не менее 20 мм за период не более 1 ч.
|
Очень сильный дождь (очень сильный дождь со снегом, очень сильный мокрый снег, очень сильный снег с дождем)
|
Жидкие или смешанные осадки (дождь, ливневой дождь, дождь со снегом, мокрый снег) с количеством выпавших осадков не менее 30 мм за период времени не более 12 ч.
|
Очень сильный снег
|
Твердые осадки (снег, ливневой снег) с количеством выпавших осадков 15 мм и более за период времени не более 12 ч., или количество выпавших осадков 20 мм и более за период не более 24 час.
|
Продолжительный сильный дождь
|
Дождь с короткими перерывами (не более 1 ч.) с количеством осадков не менее 70 мм за период времени 24 ч., но менее 48 ч., или 100 мм и более за период времени более 12 ч., но менее 48 ч.
|
Крупный град
|
Град диаметром 20 мм и более.
|
Сильная метель
|
Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) сильным (со средней скоростью 12 м/с) ветром и с метеорологической дальностью видимости менее 500 м продолжительностью более 6 час.
|
Сильная пыльная (песчаная) буря
|
Перенос пыли (песка) сильным (со средней скоростью не менее 15 м/с) ветром и с метеорологической дальностью видимости не более 500 м продолжительностью не менее 12 ч.
|
Сильный туман (сильная мгла)
|
Сильное помутнение воздуха за счет скопления мельчайших частиц воды (пыли, продуктов горения), при котором значение метеорологической дальности видимости 100 м и менее продолжительностью 6 час и более.
|
Сильное гололедно-изморозевое отложение
|
Диаметр отложения на проводах гололедного станка:
гололеда - диаметром не менее 20 мм;
сложного отложения или мокрого (замерзшего) снега - диаметром не менее 35 мм;
изморози - диаметр отложения не менее 50 мм.
|
Сильный мороз
|
В период с ноября по март значение минимальной температуры воздуха достигает - 30 °C и ниже.
|
Аномально-холодная погода
|
В период с октября по март в течение 5 дней и более значение среднесуточной температуры воздуха ниже климатической нормы на 7 °C и более.
|
Сильная жара
|
В период с мая по август значение максимальной температуры воздуха достигает +30 °C и выше.
|
Аномально-жаркая погода
|
В период с апреля по сентябрь в течение 5 дней и 1 более значение среднесуточной температуры воздуха выше климатической нормы на 7 °C и более.
|
Чрезвычайная пожарная опасность
|
Показатель пожарной опасности относится к 5 классу (10000 C по формуле Нестерова).
|
Ледяной дождь
|
Выпадение переохлажденных осадков любой интенсивности.
|
Агрометеорологические явления
|
|
Заморозки
|
Понижение температуры воздуха и/или поверхности почвы (травостоя) до значений ниже 0 °C на фоне положительных средних суточных температур воздуха в периоды активной вегетации сельскохозяйственных культур или уборки урожая, приводящее к их повреждению, а также к частичной или полной гибели урожая сельскохозяйственных культур.
|
Переувлажнение почвы
|
В период вегетации сельскохозяйственных культур в течение 20 дней (в период уборки в течение 10 дней) состояние почвы на глубине 10 - 12 см по визуальной оценке увлажненности оценивается как липкое или текучее; в отдельные дни (не более 20% продолжительности периода) возможен переход почвы в мягкопластичное.
|
Суховей
|
Ветер скоростью 7 м/с и более при температуре выше 25 °C и относительной влажности не более 30% наблюдавшиеся хотя бы в один из сроков наблюдений в течение 3 дней подряд и более в период цветения, налива, созревания зерновых культур.
|
Засуха атмосферная
|
В период вегетации сельскохозяйственных культур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25 °C. В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов.
|
Засуха почвенная
|
В период вегетации сельскохозяйственных культур за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0 - 20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое 0 - 100 см были менее 50 мм.
|
Раннее появление или установление снежного покрова
|
Появление или установление снежного покрова (в том числе и временного) любой величины раньше средних многолетних сроков на 10 дней и более.
|
Промерзание верхнего (до 2-х см) слоя почвы
|
Раннее (на 10 дней и более раньше средних многолетних сроков) промерзание верхнего (до 2 см) слоя почвы продолжительностью не менее 3-х дней.
|
Низкие температуры воздуха при отсутствии снежного покрова или при его высоте менее 5 см, приводящие к вымерзанию посевов озимых
|
Понижение температуры воздуха ниже минус 25 °C при отсутствии снежного покрова или понижение температуры воздуха ниже минус 30 °C при высоте снежного покрова менее 5 см, обуславливающее понижение температуры на глубине узла кущения растений ниже критической температуры вымерзания, приводящее к изреженности и/или полной гибели озимых культур.
|
Сочетание высокого снежного покрова и слабого промерзания почвы, приводящего к выпреванию посевов озимых
|
Длительное (более 6 декад) залегание высокого (более 30 см) снежного покрова при слабо промерзшей (до глубины менее 30 см) или талой почве. При этом минимальная температура почвы на глубине 3 см удерживается от минус 1 °C и выше, что приводит к частичной или полной гибели посевов озимых культур.
|
Ледяная корка
|
Слой льда на поверхности почвы (притертая ледяная корка) толщиной 2 см и более, залегающая 4 декады и более в период зимовки озимых культур.
|
Гидрологические явления
|
|
Высокое половодье
|
Фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, высоким и длительным подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием. Превышение опасных отметок уровня воды, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур.
|
Зажор
|
Скопление шуги с включением мелкобитого льда в русле реки, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды до опасных отметок, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур.
|
Затор
|
Скопление льдин в русле реки во время ледохода, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды до опасных отметок, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур.
|
Высокий паводок
|
Фаза водного режима реки, вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризуется интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов воды и уровней воды до опасных отметок, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур.
|
Низкая межень
|
Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в конкретных пунктах в течение не менее 10 дней.
|
Раннее ледообразование
|
Появление льда и образование ледостава (даты) на судоходных реках, озерах и водохранилищах в конкретных пунктах в ранние сроки повторяемостью не чаще 1 раза в 10 лет.
|
Очень большие расходы воды
|
Очень большие расходы воды повторяемостью не более 5%.
|
Очень малые расходы воды
|
Очень малые расходы воды повторяемостью не более 95%.
|
Приложение 2
к Соглашению между Федеральной
службой по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет) и Правительством
Москвы о сотрудничестве в области
гидрометеорологии и смежных с ней
областях, мониторинга состояния
и загрязнения окружающей среды
ПЕРЕЧЕНЬ
И КРИТЕРИИ ПРИРОДНЫХ (МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ) ЯВЛЕНИЙ, СОЧЕТАНИЯ
КОТОРЫХ ОБРАЗУЮТ ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (ВКЛЮЧАЕТ
В СЕБЯ ДВА И БОЛЕЕ ЯВЛЕНИЯ ОДНОВРЕМЕННО) ДЛЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Наименование явлений, сочетания которых образуют опасные природные явления
|
Критерии явлений, сочетания которых образуют опасные природные явления
|
Метеорологические явления
|
|
Гроза, сопровождающаяся сильным дождем с градом и сильным ветром
|
Количество осадков 20 - 29 мм за период <= 12 час;
град любого диаметра,
ветер с порывами 17 - 22 м/с.
|
Сильный ливневый дождь, сопровождающийся сильным ветром
|
Количество осадков 16 - 19 мм за период <= 1 час;
ветер с порывами 17 - 22 м/с.
|
Низкая температура воздуха и сильный ветер
|
В период с ноября по март температура воздуха - 25 °C и ниже в течение 6 час и более;
ветер с порывами 12 м/с и более.
|
Сильный ветер и сильный снег
|
Ветер с порывами 17 - 22 м/с;
количество осадков 12 - 14 мм за период <= 12 час.
|
Гололедно-изморозевые отложения при сильном ветре
|
Отложения гололеда диаметром 10 - 19 мм;
сложные отложения (налипание мокрого (замерзающего) снега, изморози) диаметром 15 - 34 мм;
ветер с порывами >= 15 м/с.
|
Агрометеорологические явления
|
|
Частые дожди и повышенная влажность воздуха
|
В период уборки урожая сельскохозяйственных культур в течение 7 дней ежедневное количество осадков превышает 1 мм и составляет за этот период более 150% декадной нормы при среднесуточном значении относительной влажности воздуха 80% и более.
|
Приложение 3
к Соглашению между Федеральной
службой по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет) и Правительством
Москвы о сотрудничестве в области
гидрометеорологии и смежных с ней
областях, мониторинга состояния
и загрязнения окружающей среды
СХЕМА
ДОВЕДЕНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ
(ИЛИ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ) ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ
(ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ) ЯВЛЕНИЙ ДО ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ