СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (РОСГИДРОМЕТ)
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ, МОНИТОРИНГА
СОСТОЯНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(29 декабря 2018 г. N С-140-105)

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) в лице Руководителя Яковенко Максима Евгеньевича, действующего на основании Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372, с одной стороны, и Правительство Москвы в лице Мэра Москвы Собянина Сергея Семеновича, действующего на основании Устава города Москвы с другой стороны, руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, заключили настоящее Соглашение (далее - Соглашение) о нижеследующем:

Статья 1

1.1. Соглашение определяет основные направления сотрудничества между Росгидрометом и Правительством Москвы (далее - Стороны) по вопросам, требующим согласованных действий и решений в рамках выполнения работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

1.2. Соглашение призвано способствовать улучшению взаимодействия в области прогнозирования состояния и загрязнения окружающей среды, обеспечения населения, органов исполнительной власти города Москвы гидрометеорологической информацией, в том числе информацией об опасных природных явлениях.

Статья 2

Основные направления и формы взаимодействия:

2.1. Повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и создание оптимальных условий для защиты жизни и здоровья населения и снижения ущерба имуществу граждан, городской инфраструктуре и окружающей среде от опасных природных явлений.

2.2. Совершенствование системы предупреждения органов исполнительной власти города Москвы, Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, населения города Москвы об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых изменениях погоды, загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде.

2.3. Совершенствование системы обеспечения информацией общего назначения в области гидрометеорологии, в том числе штормовыми предупреждениями об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях населения города Москвы, органов исполнительной власти города Москвы, других получателей информации.

2.4. Планирование и осуществление совместных программ и мероприятий по направлениям взаимодействия.

2.5. Обмен информацией, проведение рабочих встреч и совещаний с целью выявления наиболее важных, требующих безотлагательного решения вопросов в сфере мониторинга состояния окружающей среды и предупреждения об опасных природных явлениях, подготовки предложений по решению этих вопросов.

2.6. Разработка и принятие согласованных решений по вопросам организации передачи штормовых предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях и прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) при проведении на территории города Москвы работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ.

2.7. Осуществление иных действий и мероприятий, направленных на снижение риска для жизни и здоровья населения и снижения ущерба имуществу граждан, городской инфраструктуре и окружающей среде и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы, а также настоящим Соглашением.

Статья 3

В целях реализации настоящего Соглашения:

3.1. Стороны совместно решают вопросы:

- развития государственной системы наблюдения за состоянием окружающей среды;

- обеспечения единства измерений при проведении гидрометеорологических наблюдений и мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

- разработки и организации выполнения целевых программ, направленных на гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования;

- совершенствования системы обеспеченная органов исполнительной власти города Москвы гидрометеорологической информацией;

- выполнения иных мероприятий, направленных на обеспечение гидрометеорологической безопасности города Москвы.

3.2. Росгидромет через Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Центральное УГМС"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации" (далее - ФГБУ "Гидрометцентр России") с участием других научно-исследовательских учреждений Росгидромета (далее - НИУ) обеспечивает:

- своевременное (плановое и экстренное) информирование органов исполнительной власти города Москвы о состоянии атмосферы и поверхностных вод суши, химическом и радиоактивном загрязнении окружающей среды, предоставление прогнозов и сведений об угрозе возникновения и фактах возникновения опасных природных явлений и комплексов неблагоприятных метеорологических явлений согласно Перечню и критериям опасных природных (гидрометеорологических) явлений для города Москвы (приложения 1 к настоящему Соглашению) и Перечню и критериям природных (метеорологических) явлений, сочетания которых образуют опасные природные явления (включают в себя два и более явления одновременно) для города Москвы (приложение 2 к настоящему Соглашению) в соответствии со Схемой доведения экстренной информации о возникновении (или об угрозе возникновения) опасных природных (гидрометеорологических) явлений до органов исполнительной власти города Москвы (приложение 3 к настоящему Соглашению);

- представление предложений о подготовке и передаче прогнозов НМУ в целях проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ в городе Москве;

- внедрение новых методов, повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и создание оптимальных условий для повышения уровня оперативного информационного обеспечения органов государственной власти города Москвы;

- совершенствование системы предупреждения органов исполнительной власти города Москвы, Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, населения города Москвы информацией об угрозе возникновения опасных природных явлений и экстремально высоком загрязнении окружающей среды;

- выполнение иных мероприятий, направленных на обеспечение гидрометеорологической безопасности города Москвы.

3.3. Правительство Москвы обеспечивает:

- участие в реализации основных направлений охраны окружающей среды на территории города Москвы;

- принятие и реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды, обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- содействие в совершенствовании функционирования государственной наблюдательной сети на территории города Москвы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- проведение работ регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях для нужд города Москвы;

- определение органов исполнительной власти города Москвы, являющихся получателями предоставляемой информации общего назначения в области гидрометеорологии;

- участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе посредством формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории города Москвы;

- взаимодействие с Росгидрометом по вопросам обеспечения согласованного функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды с государственной наблюдательной сетью;

- взаимодействие с Росгидрометом по вопросам подготовки и передачи прогнозов НМУ при проведении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ;

3.4. Стороны осуществляют взаимодействие по вопросам развития методов наблюдения, прогнозирования загрязнения окружающей среды, обеспечения населения города Москвы, органов исполнительной власти города Москвы информацией о загрязнении окружающей среды. Конкретные задачи, формы взаимодействия и обязательства Сторон определяются отдельными соглашениями.

Статья 4

4.1. В целях реализации направлений взаимодействия, предусмотренных в статье 2 настоящего Соглашения, Стороны разрабатывают совместные программные мероприятия и планы.

4.2. Стороны разрабатывают и обеспечивают утверждение регламентов, определяющих порядок взаимодействия и обмена информацией в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Статья 5

Финансирование и материально-техническое обеспечение работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды осуществляется за счет средств:

- федерального бюджета - в случае проведения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

- бюджета города Москвы - в случае проведения работ регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

- средств получателей специализированной информации в области гидрометеорологии - в случае проведения работ специального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Статья 6

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами, действует в течение пяти лет и продлевается на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне путем письменного уведомления за шесть месяцев до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить действие настоящего Соглашения.

6.2. Каждая Сторона имеет право на одностороннее расторжение Соглашения с предварительным уведомлением другой Стороны за шесть месяцев до даты расторжения Соглашения.

6.3. Изменения и дополнения настоящего Соглашения осуществляется по соглашению Сторон и оформляются в виде дополнительных соглашений.

6.4. Все спорные вопросы решаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.5. Настоящее Соглашение заключено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Руководитель Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (Росгидромет)
М.Е.ЯКОВЕНКО
N С-140-105
29.12.2018

Мэр Москвы
С.С.СОБЯНИН
N 77-1111
29.12.2018

Приложение 1
к Соглашению между Федеральной
службой по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет) и Правительством
Москвы о сотрудничестве в области
гидрометеорологии и смежных с ней
областях, мониторинга состояния
и загрязнения окружающей среды

ПЕРЕЧЕНЬ
И КРИТЕРИИ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ (ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ)
ЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Наименование опасного природного явления
Характеристики и критерии или определения опасного природного явления
Метеорологические явления
Очень сильный ветер
Ветер при достижении скорости при порывах 23 м/с и более или средней скорости 17 м/с и более.
Ураганный ветер (ураган)
Ветер при достижении скорости 33 м/с и более.
Шквал
Резкое кратковременное (в течение нескольких минут, но не менее 1 мин.) усиление ветра до 23 м/с и более.
Смерч
Сильный маломасштабный вихрь в виде столба или воронки, направленный от облака к подстилающей поверхности.
Сильный ливень
Сильный ливневой дождь с количеством выпавших осадков не менее 20 мм за период не более 1 ч.
Очень сильный дождь (очень сильный дождь со снегом, очень сильный мокрый снег, очень сильный снег с дождем)
Жидкие или смешанные осадки (дождь, ливневой дождь, дождь со снегом, мокрый снег) с количеством выпавших осадков не менее 30 мм за период времени не более 12 ч.
Очень сильный снег
Твердые осадки (снег, ливневой снег) с количеством выпавших осадков 15 мм и более за период времени не более 12 ч., или количество выпавших осадков 20 мм и более за период не более 24 час.
Продолжительный сильный дождь
Дождь с короткими перерывами (не более 1 ч.) с количеством осадков не менее 70 мм за период времени 24 ч., но менее 48 ч., или 100 мм и более за период времени более 12 ч., но менее 48 ч.
Крупный град
Град диаметром 20 мм и более.
Сильная метель
Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) сильным (со средней скоростью 12 м/с) ветром и с метеорологической дальностью видимости менее 500 м продолжительностью более 6 час.
Сильная пыльная (песчаная) буря
Перенос пыли (песка) сильным (со средней скоростью не менее 15 м/с) ветром и с метеорологической дальностью видимости не более 500 м продолжительностью не менее 12 ч.
Сильный туман (сильная мгла)
Сильное помутнение воздуха за счет скопления мельчайших частиц воды (пыли, продуктов горения), при котором значение метеорологической дальности видимости 100 м и менее продолжительностью 6 час и более.
Сильное гололедно-изморозевое отложение
Диаметр отложения на проводах гололедного станка:
гололеда - диаметром не менее 20 мм;
сложного отложения или мокрого (замерзшего) снега - диаметром не менее 35 мм;
изморози - диаметр отложения не менее 50 мм.
Сильный мороз
В период с ноября по март значение минимальной температуры воздуха достигает - 30 °C и ниже.
Аномально-холодная погода
В период с октября по март в течение 5 дней и более значение среднесуточной температуры воздуха ниже климатической нормы на 7 °C и более.
Сильная жара
В период с мая по август значение максимальной температуры воздуха достигает +30 °C и выше.
Аномально-жаркая погода
В период с апреля по сентябрь в течение 5 дней и 1 более значение среднесуточной температуры воздуха выше климатической нормы на 7 °C и более.
Чрезвычайная пожарная опасность
Показатель пожарной опасности относится к 5 классу (10000 C по формуле Нестерова).
Ледяной дождь
Выпадение переохлажденных осадков любой интенсивности.
Агрометеорологические явления
Заморозки
Понижение температуры воздуха и/или поверхности почвы (травостоя) до значений ниже 0 °C на фоне положительных средних суточных температур воздуха в периоды активной вегетации сельскохозяйственных культур или уборки урожая, приводящее к их повреждению, а также к частичной или полной гибели урожая сельскохозяйственных культур.
Переувлажнение почвы
В период вегетации сельскохозяйственных культур в течение 20 дней (в период уборки в течение 10 дней) состояние почвы на глубине 10 - 12 см по визуальной оценке увлажненности оценивается как липкое или текучее; в отдельные дни (не более 20% продолжительности периода) возможен переход почвы в мягкопластичное.
Суховей
Ветер скоростью 7 м/с и более при температуре выше 25 °C и относительной влажности не более 30% наблюдавшиеся хотя бы в один из сроков наблюдений в течение 3 дней подряд и более в период цветения, налива, созревания зерновых культур.
Засуха атмосферная
В период вегетации сельскохозяйственных культур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25 °C. В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов.
Засуха почвенная
В период вегетации сельскохозяйственных культур за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0 - 20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое 0 - 100 см были менее 50 мм.
Раннее появление или установление снежного покрова
Появление или установление снежного покрова (в том числе и временного) любой величины раньше средних многолетних сроков на 10 дней и более.
Промерзание верхнего (до 2-х см) слоя почвы
Раннее (на 10 дней и более раньше средних многолетних сроков) промерзание верхнего (до 2 см) слоя почвы продолжительностью не менее 3-х дней.
Низкие температуры воздуха при отсутствии снежного покрова или при его высоте менее 5 см, приводящие к вымерзанию посевов озимых
Понижение температуры воздуха ниже минус 25 °C при отсутствии снежного покрова или понижение температуры воздуха ниже минус 30 °C при высоте снежного покрова менее 5 см, обуславливающее понижение температуры на глубине узла кущения растений ниже критической температуры вымерзания, приводящее к изреженности и/или полной гибели озимых культур.
Сочетание высокого снежного покрова и слабого промерзания почвы, приводящего к выпреванию посевов озимых
Длительное (более 6 декад) залегание высокого (более 30 см) снежного покрова при слабо промерзшей (до глубины менее 30 см) или талой почве. При этом минимальная температура почвы на глубине 3 см удерживается от минус 1 °C и выше, что приводит к частичной или полной гибели посевов озимых культур.
Ледяная корка
Слой льда на поверхности почвы (притертая ледяная корка) толщиной 2 см и более, залегающая 4 декады и более в период зимовки озимых культур.
Гидрологические явления
Высокое половодье
Фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, высоким и длительным подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием. Превышение опасных отметок уровня воды, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур.
Зажор
Скопление шуги с включением мелкобитого льда в русле реки, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды до опасных отметок, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур.
Затор
Скопление льдин в русле реки во время ледохода, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды до опасных отметок, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур.
Высокий паводок
Фаза водного режима реки, вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризуется интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов воды и уровней воды до опасных отметок, при которых происходит затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур.
Низкая межень
Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в конкретных пунктах в течение не менее 10 дней.
Раннее ледообразование
Появление льда и образование ледостава (даты) на судоходных реках, озерах и водохранилищах в конкретных пунктах в ранние сроки повторяемостью не чаще 1 раза в 10 лет.
Очень большие расходы воды
Очень большие расходы воды повторяемостью не более 5%.
Очень малые расходы воды
Очень малые расходы воды повторяемостью не более 95%.

Приложение 2
к Соглашению между Федеральной
службой по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет) и Правительством
Москвы о сотрудничестве в области
гидрометеорологии и смежных с ней
областях, мониторинга состояния
и загрязнения окружающей среды

ПЕРЕЧЕНЬ
И КРИТЕРИИ ПРИРОДНЫХ (МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ) ЯВЛЕНИЙ, СОЧЕТАНИЯ
КОТОРЫХ ОБРАЗУЮТ ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (ВКЛЮЧАЕТ
В СЕБЯ ДВА И БОЛЕЕ ЯВЛЕНИЯ ОДНОВРЕМЕННО) ДЛЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Наименование явлений, сочетания которых образуют опасные природные явления
Критерии явлений, сочетания которых образуют опасные природные явления
Метеорологические явления
Гроза, сопровождающаяся сильным дождем с градом и сильным ветром
Количество осадков 20 - 29 мм за период <= 12 час;
град любого диаметра,
ветер с порывами 17 - 22 м/с.
Сильный ливневый дождь, сопровождающийся сильным ветром
Количество осадков 16 - 19 мм за период <= 1 час;
ветер с порывами 17 - 22 м/с.
Низкая температура воздуха и сильный ветер
В период с ноября по март температура воздуха - 25 °C и ниже в течение 6 час и более;
ветер с порывами 12 м/с и более.
Сильный ветер и сильный снег
Ветер с порывами 17 - 22 м/с;
количество осадков 12 - 14 мм за период <= 12 час.
Гололедно-изморозевые отложения при сильном ветре
Отложения гололеда диаметром 10 - 19 мм;
сложные отложения (налипание мокрого (замерзающего) снега, изморози) диаметром 15 - 34 мм;
ветер с порывами >= 15 м/с.
Агрометеорологические явления
Частые дожди и повышенная влажность воздуха
В период уборки урожая сельскохозяйственных культур в течение 7 дней ежедневное количество осадков превышает 1 мм и составляет за этот период более 150% декадной нормы при среднесуточном значении относительной влажности воздуха 80% и более.

Приложение 3
к Соглашению между Федеральной
службой по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
(Росгидромет) и Правительством
Москвы о сотрудничестве в области
гидрометеорологии и смежных с ней
областях, мониторинга состояния
и загрязнения окружающей среды

СХЕМА
ДОВЕДЕНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ
(ИЛИ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ) ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ
(ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ) ЯВЛЕНИЙ ДО ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ