МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СБОРНИК
НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ПРОДУКЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И НОРМ
БОЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ
И ХРАНЕНИИ
(Извлечение)
ВВЕДЕНИЕ
Во исполнение Постановления Госснаба СССР от 29 ноября 1982 г. N 81 "О совершенствовании организации работы по нормированию естественной убыли продукции и товаров при перевозках и хранении" и поручения Минпромстроя СССР Конструкторско-технологическим институтом составлен сборник норм естественной убыли продукции производственно-технического назначения.
Сборник включает действующие нормы естественной убыли продукции, утвержденные Госснабом СССР по состоянию на 01.08.1985.
Настоящий сборник предназначен для работников бухгалтерских, производственно-технических и снабженческих служб, занимающихся учетом материалов в организациях и на предприятиях Министерства промышленного строительства СССР.
Естественная убыль продукции представляет собой потери (уменьшение массы продукции при сохранении качества в пределах требования нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств, воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты продукции от потерь при транспортировании и хранении.
К естественной убыли не относятся потери, вызванные нарушением требований стандартов, технических условий, правил перевозки грузов, а также потери вследствие повреждения тары и изменения качества продукции.
Нормы естественной убыли не устанавливаются на продукцию:
учет количества которой производится в единицах, отличной от массы;
транспортируемую или хранящуюся в герметической таре;
легко поглощающую влагу (при перевозках морским и речным транспортом).
Величина естественной убыли продукции при перевозке определяется разностью масс нетто груза, определяемых в начальном пункте до погрузки и конечном пункте транспортирования после выгрузки.
Нормы естественной убыли при хранении учитывают потери, возникающие в процессе хранения, а также при внутрискладских операциях (складирование, перевалка и т.д.).
Величина естественной убыли продукции при хранении определяется разностью масс нетто в начале и в конце срока хранения.
Продолжительность хранения продукции не должна превышать срока хранения, определяемого стандартами или техническими условиями.
Естественная убыль нефтепродуктов при хранении определяется умножением соответствующих норм на принятое количество в тоннах. Если прием нефтепродуктов производится в осенне-зимний период, а отпуск в весенне-летний период или наоборот, то в этом случае берется среднеарифметическая величина соответствующих норм.
Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и являются предельными.
Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается.
При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Постановлением Госснаба СССР от 29 июля 1983 г. N 81 отменены нормы естественной убыли на паркет и паркетные изделия, тару деревянную, гудрон каменноугольный в металлических бочках, изделия из пластмасс и синтетических смол, смолы синтетические и природные в бочках металлических, олифу натуральную в металлических бочках.
Постановлением Госснаба СССР от 13 декабря 1978 г. N 68 нормы естественной убыли не устанавливаются на лакокрасочные материалы, выпускаемые в герметически укупоренной таре, кислоту серную и азотную, соду каустическую, медный купорос.
1. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ЦЕМЕНТА (29)
1.1. При транспортировании
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐ │ Наименование грузов │ Нормы естественной убыли в % │ │ по тарифной группе │ от массы независимо │ │ │ от расстояния │ ├──────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │1.1.1. Железнодорожные │Постановление Госснаба СССР │ │перевозки │от 5 сентября 1985 г. N 97 │ │ │ │ │Цемент при перевозках: │ │ │в крытых вагонах-хопперах │ │ │цистернах-цементовозах │ │ │насыпью │ 0,4 │ │ │ │ │в крытых вагонах насыпью │ 0,5 │ │ │ │ │в крытых вагонах в таре │ отменяются │ │ │ │ │1.1.2. Морские перевозки │Постановление Госснаба СССР │ │ │от 30 декабря 1981 г. N 123 │ │ │ │ │Цемент в таре │ 0,65 │ │ │ │ │1.1.3. Речные перевозки │Постановление Госснаба СССР │ │ │от 18 мая 1976 г. N 51 │ └──────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ Наименование │ Наименование естественной убыли в % от массы │ │ груза по │ независимо от расстояния и сроков перевозок │ │тарифной группе ├──────────────┬──────────────┬─────────────────┤ │ │при перевозке │при перевалке │ при перегрузке │ │ │ │ с речного на │из судна в судно │ │ │ │ж/д транспорт │ │ │ │ │ и обратно │ │ ├────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────────┤ │Цемент в таре │ 0,4 │ 0,2 │ 0,1 │ │ │ │ │ │ │Цемент навалом │ 1,1 │ - │ 0,1 │ └────────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────────┘
2. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕРУДНЫХ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ГРУППА 23)
2.1. При транспортировании
2.1.1. Железнодорожные и автомобильные перевозки
┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐ │Наименование │ Нормы естественной убыли в % от массы │ │ грузов по │ при перевозках │ │ тарифной ├─────────────────────────┬────────────────────────┤ │ группе │ железнодорожным │ автомобильным │ │ │ транспортом │ транспортом │ ├─────────────┼─────────────────────────┼────────────────────────┤ │ │ │Постановление Госснаба │ │ │ │СССР от 15 июля 1984 г. │ │ │ │N 72 │ │ │ │ │ │Щебень │ 1,28 │ 1,4 │ │ │ │ │ │Песок │ 1,35 │ 2,1 │ │строительный │ │ │ │ │ │ │ │Песчано- │ 1,35 │ 2,1 │ │гравийная │ │ │ │смесь │ │ │ │ │ │ │ │Гравий │ 1,29 │ 1,5 │ │ │ │ │ │Отсевы │ 1,34 │ 2,1 │ │дробления │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Постановление Госснаба │ │ │ │СССР от 4 мая 1982 г. │ │ │ │N 39 │ └─────────────┴─────────────────────────┴────────────────────────┘
Примечание. Нормы естественной убыли нерудных строительных материалов даны с учетом потерь при операциях погрузки и выгрузки.
2.1.2. Речные перевозки
Постановление Госснаба СССР
от 18 мая 1976 г. N 51
Постановление Госснаба СССР
от 4 мая 1982 г. N 39
2.2. При хранении
Постановление Госснаба СССР
от 15 июня 1984 г. N 72
3. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ГРАНУЛИРОВАННЫХ ШЛАКОВ
(ГРУППА 28)
3.1. Речные перевозки
Постановление Госснаба СССР
от 27 марта 1984 г. N 33
┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ Наименование │ Нормы естественной убыли в % от массы │ │ груза по ├──────────────┬──────────────┬─────────────────┤ │тарифной группе │при перевозке │ перевалка │ перегрузка │ │ │ │ с речного на │ с судна в судно │ │ │ │ж/д транспорт │ │ │ │ │ и обратно │ │ ├────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────────┤ │Гранулированный │ 1,2 │ 0,4 │ 0,8 │ │шлак │ │ │ │ └────────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────────┘
4. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ
Утратили силу с 1 октября 1988 года. - Постановление Госснаба СССР от 20.09.1988 N 76.
5. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ГРУППА 35 - ЩЕБЕНЬ,
ГРАВИЙ, ПЕСОК, АСБЕСТ В КУСКАХ И ПОРОШКЕ,
ПЕМЗА В КУСКАХ)
5.1. Морские перевозки
Постановление Госснаба СССР
от 30 декабря 1981 г. N 123
┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ Наименование грузов по тарифной группе │ Нормы естественной │ │ │ убыли в % от массы │ ├───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │Все грузы этой группы в кусках │ 0,41 │ │Все грузы этой группы в измельченном │ 1,5 │ │состоянии навалом │ │ │ в таре │ 0,3 │ └───────────────────────────────────────────┴────────────────────┘
6. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ (ГРУППЫ 1 - 8)
6.1. При транспортировании
6.1.1. Железнодорожные перевозки
Постановление Госснаба СССР
от 10 декабря 1979 г. N 81
┌────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────────┐ │ Виды перевозок │Группы нефтепродуктов│ Нормы естественной убыли│ │ │ │ во все периоды года │ │ │ ├────────────┬────────────┤ │ │ │в кг на одну│в процентах │ │ │ │тонну груза │ от массы │ │ │ │ │ груза │ ├────────────────┼─────────────────────┼────────────┼────────────┤ │Железнодорожные │ 1,2 │ 0,3 │ 0,03 │ │перевозки │ │ │ │ │наливом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │в цистернах │ 3,4 │ 0,2 │ 0,02 │ │ │ │ │ │ │ │5,6 (кроме моторного │ 0,1 │ 0,01 │ │ │топлива и мазутов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │6 (только моторное │ 0,15 │ 0,015 │ │ │топливо и мазуты) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 8 │ 0,5 │ 0,05 │ └────────────────┴─────────────────────┴────────────┴────────────┘
Примечания. 1. В нормы включена естественная убыль только при транспортировании.
2. Распределение нефтепродуктов по группам приведено в таблице 1.
6.1.2. Водные перевозки
Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30
6.2. При хранении
6.2.1. Прием, отпуск и хранение автомобильных бензинов до одного месяца
Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.2. Прием, отпуск и хранение нефтепродуктов до одного месяца
Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.3. Хранение нефтепродуктов свыше одного месяца и до одного года включительно
Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.4. Хранение нефтепродуктов свыше одного года
Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.5. Прием, отпуск и хранение нефтепродуктов в первый год длительного хранения
Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.6. Отпуск и хранение мазутов в открытых земляных амбарах
Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30
6.2.7. Хранение твердых нефтепродуктов
Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30
7. ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ КАМЕННЫХ УГЛЕЙ
(ГРУППА 16)
Утратили силу с 1 октября 1987 года. - Постановление Госснаба СССР от 11.08.1987 N 109.
8. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ СМОЛЫ ПРИРОДНОЙ
И СИНТЕТИЧЕСКОЙ, ПЛАСТМАСС, КЛЕЯ (ГРУППА 47), КИСЛОТ,
ЩЕЛОЧЕЙ И ДРУГИХ ХИМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ (ГРУППА 49)
8.1. Речные перевозки
Постановление Госснаба СССР
от 4 мая 1982 г. N 39
9. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОДУКЦИИ
ПРИ ХРАНЕНИИ, СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЯХ И ПЕРЕВОЗКАХ
СО СКЛАДА НА СКЛАД
Постановление Госснаба СССР
от 12 августа 1981 г. N 73
┌──────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────┐ │Наименование продукции│Нормы естественной убыли при │Нормы ес- │ │ │хранении и складских операци- │тественной│ │ │ях в % от принятой массы │убыли в % │ │ ├─────────┬────────────────────┤от массы │ │ │с полной │с частичной механи- │груза нет-│ │ │механи- │зацией складских │то при пе-│ │ │зацией │операций на │ревозках │ │ │складс- ├─────────┬──────────┤со склада │ │ │ких опе- │приемно- │приемно- │на склад │ │ │раций │разгру- │разгру- │ │ │ │ │зочных │зочных │ │ │ │ │закрытых │открытых │ │ │ │ │устройст-│устройст- │ │ │ │ │вах │вах │ │ ├──────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├──────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┤ │Сортовые каменные │ 0,20 │ 0,275 │ 0,3 │ 0,3 │ │угли, антрацит - 13 мм│ │ │ │ │ │и более │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Сортовые каменные │ 0,25 │ 0,375 │ 0,4 │ 0,3 │ │угли, антрацит - │ │ │ │ │ │менее 13 мм │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Сортовые бурые │ 0,30 │ 0,475 │ 0,5 │ 0,3 │ │угли более 13 мм │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Сортовые сланцы │ 0,30 │ 0,475 │ 0,5 │ - │ │более 13 мм │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Рядовые каменные │ 0,30 │ 0,475 │ 0,5 │ 0,3 │ │угли, антрацит │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Рядовые бурые угли │ 0,40 │ 0,675 │ 0,7 │ 0,3 │ │ │ │ │ │ │ │Отсевы и шламы │ 0,60 │ 0,750 │ 0,8 │ - │ │каменных углей, │ │ │ │ │ │антрацитов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Отсевы бурых углей │ 0,70 │ 0,950 │ 1,0 │ - │ │ │ │ │ │ │ │Брикеты из каменных │ 0,20 │ - │ 0,20 │ 0,2 │ │углей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Брикеты из бурых │ 0,30 │ - │ 0,30 │ 0,2 │ │углей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Дрова <*> │ - │ - │ 0,2 │ - │ │ │ │ │ │ │ │Торф кусковой 33% │ - │ - │ 0,5 │ - │ │влажности │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Брикеты торфяные │ - │ - │ 0,3 │ 0,2 │ └──────────────────────┴─────────┴─────────┴──────────┴──────────┘
--------------------------------
<*> Норма исчисляется от объема в куб. м.
Примечания:
1. Нормы естественной убыли топливной продукции при хранении, складских операциях и перевозках со склада на склад обязательны для применения всеми организациями, хранящими эту продукцию, независимо от ведомственной принадлежности, за исключением электростанций.
Указанные нормы являются предельными и применяются в случае фактической недостачи топлива, выявленной при инвентаризации, при условии надлежащего его хранения и взвешивания как при поступлении на базы и склады, так и при отпуске потребителям.
2. Нормы естественной убыли при операциях на складе учитывают все виды складских операций: разгрузку из вагонов, укладку в штабеля, перевалки, подачу со склада и хранение до года включительно.
3. Потери топлива, вызванные стихийными бедствиями, оформляют в установленном порядке без применения норм естественной убыли.
Таблица 1
к Порядку применения норм естественной
убыли нефти и нефтепродуктов,
введенному в действие Постановлением
Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
Таблица 2
к Порядку применения норм естественной
убыли нефти и нефтепродуктов,
введенному в действие Постановлением
Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
Таблица 3
к Порядку применения норм естественной
убыли нефти и нефтепродуктов,
введенному в действие Постановлением
Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30
10. НОРМЫ БОЯ КИРПИЧА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ
10.1. Нормы боя кирпича красного при транспортировании
Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 10 мая 1982 г.
┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ Вид транспорта │При поступлении на │ │ │место назначения, % │ ├───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │Железнодорожный и водный транспорт │ 3,5 │ │Автотранспорт: │ │ │ пакетами │ 4,9 │ │ на поддонах │ 4,8 │ └───────────────────────────────────────────┴────────────────────┘
10.2. Нормы боя кирпича силикатного
Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 10 марта 1983 г.
┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ Вид транспорта │При поступлении на │ │ │место назначения, % │ ├───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │ Автотранспорт: │ │ │ пакеты │ 1,0 │ │Железнодорожный транспорт: │ │ │ пакеты │ 1,3 │ └───────────────────────────────────────────┴────────────────────┘
Примечание. При перевозке кирпича и камней в смешанном сообщении нормы боя, в пределах которых грузоотправитель не несет ответственности, увеличиваются против указанных в таблице на 50% по сравнению с максимальной нормой.
11. НОРМЫ БОЯ ИЗДЕЛИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ КЕРАМИКИ
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ И ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 22 апреля 1974 г.
┌─────────────────────────────────────────┬──────────────────────┐ │ Наименование изделий │ При поступлении на │ │ │ станцию назначения, %│ ├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Плитки керамические для внутренней │ │ │облицовки стен, плитки керамические │ │ │для полов, фасадные, изделия санитарной │ │ │керамики │ 1,8 │ │ │ │ │Трубы керамические канализационные │ │ │и дренажные │ 2,3 │ └─────────────────────────────────────────┴──────────────────────┘
Примечание. В случае следования грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении нормы боя, в пределах которых грузоотправитель не несет ответственности, увеличиваются на 50%.
12. НОРМЫ БОЯ СТЕКЛА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ,
ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ ИЛИ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ
Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 21 октября 1982 г.
┌─────────────────────┬─────────────────────────┬────────────────┐ │Наименование изделий │При получении на прирель-│При получении на│ │ │совом складе, % │складе, располо-│ │ │ │женном вне стан-│ │ │ │ции, % │ ├─────────────────────┼─────────┬────────┬──────┼──────┬─────┬───┤ │ │из крытых│в спец- │в до- │в уни-│в │в │ │ │ж/д ваго-│контей- │щатой │вер- │спец-│до-│ │ │нов без │нерах, │таре │саль- │кон- │ща-│ │ │тары в │пакетах,│ │ных │тей- │той│ │ │универ- │много- │ │кон- │нерах│та-│ │ │сальных │обор. │ │тей- │ │ре │ │ │контей- │таре │ │нерах │ │ │ │ │нерах │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┼─────────┼────────┼──────┼──────┼─────┼───┤ │Стекло оконное, │ - │ 1,2 │ 2,0 │ - │1,2 │2,5│ │витринное, │ │ │ │ │ │ │ │полированное │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Стекло техническое │ 1,5 │ 1,0 │ 2,0 │ 2,0 │1,2 │2,5│ │(автомобильное, │ │ │ │ │ │ │ │армированное, │ │ │ │ │ │ │ │узорчатое, │ │ │ │ │ │ │ │стеклопрофилит) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Стеклоизделия │ 1,5 │ - │ 2,0 │ 2,0 │ - │2,5│ │(стеклопакеты, │ │ │ │ │ │ │ │облицовочная плитка, │ │ │ │ │ │ │ │дверные полотна) │ │ │ │ │ │ │ └─────────────────────┴─────────┴────────┴──────┴──────┴─────┴───┘
13. НОРМЫ БОЯ ОБЛИЦОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ
И ПЛИТ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ ПРИ ХРАНЕНИИ
Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 10 сентября 1980 г.
┌────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐ │ Наименование продукции │Нормы потерь, %│ ├────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │Плиты облицовочные пиленые (ГОСТ 9480-77) из │ │ │белого мрамора │ 1,1 │ │ │ │ │То же цветные из доломита, мраморизованного │ │ │известняка │ 1,6 │ │ │ │ │Плиты облицовочные из гипсового камня, │ │ │туфа, известняка │ 2,0 │ │ │ │ │Плиты облицовочные из гранита и других │ │ │прочных пород │ 0,3 │ │ │ │ │Плиты декоративные на основе природного камня │ │ │(ГОСТ 24-093-80) │ │ │типа I толщ. до 30 мм │ 1,5 │ │ -"- толщ. до 40 мм │ 0,3 │ │типа II │ 1,5 │ │типа III │ 1,0 │ └────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘