Утвержден
Коллегией Счетной палаты
Российской Федерации
(протокол
от 10 июля 2015 г. N 32К (1043))

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ)

СГА 311 "ПРОВЕРКА И АНАЛИЗ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА"

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), других нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата).

1.2. Стандарт предназначен для методологического обеспечения реализации функции Счетной палаты по проверке и анализу эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля) (пункт 18 части первой статьи 13 Закона о Счетной палате) в части проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее - главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств).

1.3. Стандарт устанавливает цели, задачи, предмет проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, мероприятия по подготовке к проведению и периодичность проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также содержит положения об оценке внутреннего финансового аудита, учитывающие нормы Международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов внешнего государственного аудита (контроля): ISSAI 1 "Лимская декларация руководящих принципов аудита", ISSAI 1610 "Использование в работе результатов деятельности внутренних аудиторов", INTOSAI GOV 9140 "Независимость внутреннего аудита в государственном секторе", INTOSAI GOV 9150 "Координация и сотрудничество между высшими органами аудита и внутренними аудиторами в государственном секторе".

1.4. Стандарт предназначен для использования инспекторами <1> и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в пределах их компетенции при организации и проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках:

--------------------------------

<1> Под инспекторами Счетной палаты в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о Счетной палате понимаются лица, замещающие в аппарате Счетной палаты должности федеральной государственной гражданской службы инспектора, старшего инспектора, ведущего инспектора, главного инспектора, заместителя начальника инспекции, начальника инспекции, директора департамента в составе направления деятельности Счетной палаты, а также департамента, имеющего в своей структуре инспекции.

осуществления последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводимого в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой (СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета" и СГА 205 "Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов");

контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых вне последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой (СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий") и включающих, в том числе, проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита;

контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой (СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий"), непосредственным предметом которых является проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита (далее - самостоятельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий).

1.5. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений Коллегии Счетной палаты.

2. Содержание внутреннего финансового аудита

2.1. В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит определяется как деятельность, осуществляемая главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета на основе функциональной независимости в целях:

оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

При этом внутренний финансовый контроль определяется как деятельность, осуществляемая:

главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, направленная на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств, подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;

главным администратором (администратором) доходов бюджета, направленная на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета;

главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, направленная на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором источников финансирования дефицита и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

2.2. При проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита учитываются положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", а также Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации (приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 19 января 2015 г. N 02-11-05/932).

2.3. Субъектом внутреннего финансового аудита является подразделение и (или) уполномоченное должностное лицо, работник главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и осуществляющее свою деятельность на основе функциональной независимости.

3. Цели, задачи, предмет проведения проверки и анализа
эффективности внутреннего финансового аудита

3.1. Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, проводятся в целях:

оценки состояния внутреннего финансового аудита и определения степени доверия к результатам деятельности субъекта внутреннего финансового аудита для планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты, проводимых в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств;

определения степени соблюдения требований стандартов, правил, методических рекомендаций и других методических документов, регламентирующих проведение внутреннего финансового аудита (в том числе международных стандартов) в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств;

выявления конкретных нарушений и недостатков в организации работы и отчетности субъекта внутреннего финансового аудита и выработки рекомендаций по совершенствованию внутреннего финансового аудита.

3.2. Задачами проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита являются:

оценка организационной структуры субъекта внутреннего финансового аудита, включая оценку функциональной независимости субъекта внутреннего финансового аудита, уровня его подотчетности, численности и укомплектованности;

оценка организации планирования аудиторских проверок внутреннего финансового аудита (в том числе с учетом концепции управления рисками, принятой в объекте), сферы деятельности субъекта внутреннего финансового аудита (включая степень охвата подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и подведомственных администраторов доходов и источников финансирования дефицита);

оценка взаимодействия субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного аудита (государственного финансового контроля), в том числе оценка учета результатов проверок органами государственного аудита (государственного финансового контроля) при планировании и осуществлении внутреннего финансового аудита;

оценка системы оформления результатов аудиторских проверок, отчетности об осуществлении внутреннего финансового аудита;

оценка конкретных результатов проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок, направленных на решение поставленных перед ним задач, в том числе на основе проверок, проводимых Счетной палатой в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств.

3.3. Предметом проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита является деятельность субъекта внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

4. Подготовка к проведению и периодичность
проведения проверки и анализа эффективности внутреннего
финансового аудита

4.1. Подготовка к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита начинается с изучения сведений, содержащихся в Комплексе программных средств "Система планирования, контроля исполнения и информационного обеспечения деятельности инспекций Счетной палаты Российской Федерации" (ККМ СП-Аудит), результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты, результатов проверок других органов государственного финансового контроля, относящихся к данному главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств.

4.2. По результатам предварительного изучения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и с учетом положений об оценке внутреннего финансового аудита, изложенных в разделе 5 настоящего Стандарта, подготавливается программа проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита при самостоятельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях или раздел общей программы "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита" в рамках осуществления последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых вне последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и включающих, в том числе, проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств.

Подготовка и утверждение программы осуществляется в порядке, установленном стандартами внешнего государственного аудита Счетной палаты СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия".

4.3. На основании программы проведения проверки и анализа эффективности внутреннего аудита, а также по результатам анализа имеющейся информации о главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств направляются запросы в адрес руководства проверяемого главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, содержащие перечень необходимых документов и информации.

Включению в запросы подлежит:

годовая отчетность субъекта внутреннего финансового аудита, содержащая информацию, подтверждающую выводы о надежности внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

годовые планы работы и программы проверок, осуществленных субъектом внутреннего финансового аудита;

акты, составленные по результатам проверок, осуществленных субъектом внутреннего финансового аудита.

Запрашивается также информация по выявленным в ходе проверок Счетной палаты и других органов государственного финансового контроля и не устраненным нарушениям и недостаткам в работе субъекта внутреннего финансового аудита.

4.4. Проведение проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, в рамках последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется один раз в год.

Периодичность проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, в рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых вне последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, определяется Коллегией Счетной палаты по представлению аудитора Счетной палаты или заместителя Председателя Счетной палаты в зависимости от результатов оценки эффективности внутреннего финансового аудита в ходе предыдущих проверок Счетной палаты.

5. Проверка и анализ эффективности внутреннего
финансового аудита

Оценка эффективности внутреннего финансового аудита осуществляется по результатам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита.

5.1. На первом этапе осуществляется оценка системы внутреннего финансового аудита, в рамках которого проверяется и анализируется подготовленность указанной системы к обеспечению выполнения поставленных перед ней задач, включая:

наличие и характеристика нормативного акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита;

закрепление полномочий субъекта внутреннего финансового аудита, уровень его подотчетности;

наличие и систематичность контроля качества внутреннего финансового аудита;

укомплектованность и профессиональная квалификация сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита;

организация планирования внутреннего финансового аудита, в том числе с учетом факторов риска, соответствие порядка планирования внутреннего финансового аудита нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России <*>;

организация системы осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками подведомственных организаций;

организация системы отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе соответствие содержания отчетов о результатах аудиторских проверок нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России <*>, функционирование системы реализации замечаний и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита;

--------------------------------

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, подготовленные Министерством финансов Российской Федерации (приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 19 января 2015 г. N 02-11-05/932).

взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного аудита (государственного финансового контроля).

Для формализованной оценки внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на первом этапе оценки используется перечень вопросов (далее - Перечень), приведенный в Приложении N 1 к настоящему Стандарту.

В Перечне выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень внутреннего финансового аудита по данному признаку: первый ответ - самая низкая оценка (1), последний ответ - самая высокая оценка (7).

Оценки, полученные в результате ответов на вопросы Перечня, отражаются в Таблице, приведенной в Приложении N 2 к Стандарту. Последняя графа данной Таблицы характеризует интегральную оценку внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств (на первом этапе оценки), рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам Перечня.

Внутренний финансовый аудит оценивается как:

высокий - при интегральной оценке от 5 до 7 баллов;

средний - при интегральной оценке от более чем 2 до менее чем 5 баллов;

низкий - при интегральной оценке от 1 до 2 баллов.

5.2. На втором этапе проводится оценка эффективности системы внутреннего финансового аудита, в рамках которого осуществляются изучение и анализ конкретных результатов функционирования указанной системы, на основании которых оценивается эффективность выполнения поставленных перед ней задач в части оценки внутренним финансовым аудитом степени надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета установленным методологии и стандартам бюджетного учета, подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

На этом этапе при оценке эффективности системы внутреннего финансового аудита следует опираться на непосредственные результаты проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок в рамках выполнения указанных задач: объемы проверенных бюджетных средств, выявленные нарушения в использовании бюджетных средств и государственной собственности, в том числе не по целевому назначению, в подготовке бюджетной отчетности и ведении бюджетного учета, а также принятые меры по устранению нарушений. Информация об объемах и структуре нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок субъекта внутреннего финансового аудита, и принятых мерах по их устранению заполняется в соответствии с Приложением N 3 к Стандарту; анализируются акты аудиторских проверок, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, оценивается достаточность доказательств при формировании сделанных им выводов о нарушениях при совершении финансовых и хозяйственных операций.

Также анализируются решения руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по отчетам о результатах внутренних аудиторских проверок, в том числе:

о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

о направлении материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы) и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии с пунктом 54 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".

В ходе контрольного мероприятия в рамках проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита проводятся проверки областей финансово-хозяйственной деятельности, охваченных аудиторскими проверками субъекта внутреннего финансового аудита с учетом существенности и наибольших рисков возможных нарушений, в том числе:

в части организации внутреннего финансового контроля - наличие утвержденного порядка внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля, ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля; наличие и содержание карт внутреннего финансового контроля, сроки их утверждения, соблюдение периодичности, методов и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля, наличие и содержание регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, наличие отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и решений руководства по итогам рассмотрения результатов;

законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;

ведение учетной политики, принятой объектом внутреннего финансового аудита, вопросы бюджетного учета и бюджетной отчетности;

применение автоматизированных информационных систем объектами внутреннего финансового аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур и других.

Результаты таких проверок включаются в акт контрольного мероприятия в рамках проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита. В акте фиксируются все нарушения, которые не были выявлены в отчетном периоде субъектом внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, но были установлены в ходе проведенных Счетной палатой проверок. При составлении акта необходимо руководствоваться требованиями подраздела 5.3 стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".

При наличии проверок данного главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществленных ранее органами государственного финансового контроля и государственного аудита (контроля), проводится сравнительный анализ их результатов с результатами аудиторских проверок, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита.

При высокой интегральной оценке внутреннего финансового аудита, полученной на первом этапе оценки, в рамках второго этапа применяются следующие критерии, свидетельствующие об эффективности функционирования системы внутреннего финансового аудита.

Основной критерий - отсутствие в материалах проверок, проведенных органами государственного финансового контроля и государственного аудита (контроля), нарушений, которые не вскрывались бы субъектом внутреннего финансового аудита.

Также могут применяться такие критерии, как:

увеличение доли количества возможных нарушений, выявленных субъектом финансового внутреннего аудита на начальных стадиях процесса (до совершения операции), от общего количества выявленных нарушений;

увеличение доли объема финансовых средств, нарушения по которым выявлены субъектом внутреннего финансового аудита на начальных стадиях процесса, от общего объема проверенных финансовых средств.

6. Заключительные положения

6.1. Внутренний финансовый аудит, осуществляемый в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, оценивается как эффективный, если эффективность подтверждена по результатам оценки внутреннего финансового аудита на двух этапах при достижении критериев, свидетельствующих об эффективности функционирования системы внутреннего финансового аудита, изложенных выше.

Если на основании проверки и анализа внутреннего финансового аудита внутренний финансовый аудит оценен как не эффективный, то при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий следует проводить мероприятия в данном главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств самостоятельно, а не полагаться на результаты внутреннего финансового аудита.

В случае если внутренний финансовый аудит оценивается как эффективный и подтверждает надежность внутреннего финансового контроля, а количество нарушений, выявленных субъектом внутреннего финансового аудита, незначительно, то при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий следует ограничивать количество мероприятий в данном главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, перераспределив ресурсы на другие мероприятия.

В случае если внутренний финансовый аудит оценивается как эффективный, и субъектом внутреннего финансового аудита выявлено значительное количество нарушений, то при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выбираются иные направления проведения мероприятий в данном главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств (в дополнение к аудиторским проверкам, проведенным субъектом внутреннего финансового аудита).

6.2. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках осуществления последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов включаются в акты, составленные по результатам проведения контрольных мероприятий на объекте. Содержащаяся в актах информация, а также предложения (рекомендации), предназначенные для улучшения ситуации в проверяемой сфере, используются при подготовке соответствующих заключений Счетной палаты по главным администраторам бюджетных средств, администраторам бюджетных средств и заключений Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета и отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках контрольных мероприятий, осуществляемых вне последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, включаются в акты, составленные по результатам проведения контрольных мероприятий в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств. Содержащаяся в актах информация, а также предложения (рекомендации), предназначенные для улучшения ситуации в проверяемой сфере, используются при подготовке отчетов по результатам контрольных мероприятий, в соответствии с требованиями стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".

Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также предложения (рекомендации), предназначенные для улучшения ситуации в проверяемой сфере в рамках экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых вне последующего контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, включаются в отчеты по результатам экспертно-аналитических мероприятий, в соответствии с требованиями стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий".

Приложение N 1
к стандарту СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"

ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ГЛАВНЫМ АДМИНИСТРАТОРОМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ,
АДМИНИСТРАТОРОМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Отметьте галочкой (V) соответствующий ответ:

1. Управление и структура внутреннего финансового аудита

1.1. Характеристика нормативного акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита.

____1 Отсутствие нормативного акта об организации внутреннего финансового аудита;

____4 Наличие нормативного акта об организации внутреннего финансового аудита, изданного руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, но не обеспечивающего независимость субъекта внутреннего финансового аудита от подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и (или) не определяющего единого подхода к разработке ведомственного порядка осуществления внутреннего финансового аудита;

____7 Наличие нормативного акта об организации внутреннего финансового аудита, изданного руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и обеспечивающего независимость работы субъекта внутреннего финансового аудита от других подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и определяющего единый подход к разработке ведомственного порядка осуществления внутреннего финансового аудита.

1.2. Закрепление полномочий субъекта внутреннего финансового аудита.

____1 Полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита не закреплены;

____3 Полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита закреплены в отдельных должностных регламентах (инструкциях) наряду с основными функциями (обязанностями);

____5 Полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита закреплены в положениях о структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств наряду с основными функциями (задачами);

____7 Полномочия субъекта внутреннего финансового аудита как самостоятельного подразделения, находящегося в составе главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, закреплены положением о субъекте внутреннего финансового аудита.

1.3. Уровень подотчетности. Перед какой группой лиц отчитывается субъект внутреннего финансового аудита?

____1 Не отчитывается;

____3 Перед руководителем структурного подразделения, в составе которого находится субъект внутреннего финансового аудита;

____5 Перед заместителем руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;

____7 Перед руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

1.4. Контроль качества внутреннего финансового аудита.

____1 Не осуществляется;

____4 Осуществляется не систематически, не предусмотрен в нормативных актах главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;

____7 Осуществляется систематически, в соответствии с нормативными актами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

1.5. Укомплектованность и профессиональная квалификация сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита.

____1 Укомплектованность недостаточная для реализации задач внутреннего финансового аудита;

____3 Укомплектованность достаточная для реализации задач внутреннего финансового аудита, но большинство сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита не имеют дипломов высшего профессионального образования по экономическим, юридическим направлениям подготовки (специальностям);

____5 Укомплектованность достаточная и большинство сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита имеют дипломы высшего профессионального образования по экономическим, юридическим направлениям подготовки (специальностям), но не имеют дипломов сертифицированных аудиторов.

____7 Укомплектованность достаточная и большинство сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита имеют дипломы сертифицированных аудиторов (международные сертификаты или квалификационные аттестаты аудиторов, выдаваемые саморегулируемой организацией аудиторов).

Информация о численности и кадровом составе субъекта внутреннего финансового аудита приводится в Таблице к Приложению 1.

2. Планирование внутреннего финансового аудита

2.1. Годовое планирование внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок, их соответствие нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России по проведению внутреннего финансового аудита <1> (наличие установленного порядка составления, утверждения и ведения годового плана, наличие годового плана и программ аудиторских проверок, их форма, срок утверждения годового плана и др.)

____1 Порядок составления, утверждения и ведения годового плана и (или) годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок отсутствуют;

____4 Годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок имеются, но порядок составления, утверждения и ведения не соответствует нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России по проведению внутреннего финансового аудита;

____7 Годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок имеются, порядок составления, утверждения и ведения соответствует нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России по проведению внутреннего финансового аудита.

2.2. Степень учета субъектом внутреннего финансового аудита факторов, влияющих на качество составления годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок (значимость операций, объем выборки, степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами и др.)

____1 Указанные факторы не учитываются;

____4 Указанные факторы учитываются частично;

____7 Указанные факторы учитываются полностью.

2.3. Осуществление планирования мероприятий внутреннего финансового аудита с учетом факторов риска.

____1 Планирование мероприятий внутреннего финансового аудита осуществляется без учета факторов риска;

____4 Планирование мероприятий внутреннего финансового аудита осуществляется на основе разовой оценки рисков на стадии подготовки планов внутреннего финансового аудита;

____7 Планирование мероприятий внутреннего финансового аудита осуществляется с учетом концепции управления рисками, принятой в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств.

2.4. Проведение субъектом внутреннего финансового аудита предварительного анализа данных об объектах аудита при составлении программы аудиторской проверки (в том числе сведений о результатах осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке, сведений о результатах проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий уполномоченными органами государственного (муниципального) контроля).

____1 Не проводится;

____4 Проводится частично;

____7 Проводится в полной мере.

3. Организация системы осуществления внутреннего финансового аудита

3.1. Сфера деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

____1 Устанавливается одноразово, для данного специального случая;

____4 Финансовая деятельность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;

____7 Вся деятельность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

3.2. Степень охвата аудита подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств (заполняется в случае наличия подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств), по данным отчетного года.

____1 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 0 (включительно) до 14,3% подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств;

____2 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 14,3% (включительно) до 28,6% подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств;

____3 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 28,6% (включительно) до 42,9% подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств;

____4 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 42,9% (включительно) до 57,2% подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств;

____5 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 57,2% (включительно) до 71,5% подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств;

____6 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 71,5% (включительно) до 85,8% подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств;

____7 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 85,8% (включительно) до 100% (включительно) подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств.

3.3. Степень охвата аудита подведомственных администраторов доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов (заполняется в случае наличия подведомственных администраторами доходов бюджета), по данным отчетного года.

____1 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 0 (включительно) до 14,3% подведомственных администраторов доходов бюджета;

____2 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 14,3% (включительно) до 28,6% подведомственных администраторов доходов бюджета;

____3 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 28,6% (включительно) до 42,9% подведомственных администраторов доходов бюджета;

____4 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 42,9% (включительно) до 57,2% подведомственных администраторов доходов бюджета;

____5 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 57.2% (включительно) до 71,5% подведомственных администраторов доходов бюджета;

____6 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 71.5% (включительно) до 85,8% подведомственных администраторов доходов бюджета;

____7 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 85.8% (включительно) до 100% подведомственных администраторов доходов бюджета.

3.4. Степень охвата аудита подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (заполняется в случае наличия подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета), по данным отчетного года.

____1 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 0 (включительно) до 14,3% подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

____2 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 14.3% (включительно) до 28,6% подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

____3 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 28.6% (включительно) до 42,9% подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

____4 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 42.9% (включительно) до 57,2% подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

____5 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 57,2% (включительно) до 71,5% подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

____6 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 71,5% (включительно) до 85,8% подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

____7 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 85,8% (включительно) до 100% (включительно) подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

3.5. Соответствие процедур проведения аудиторских проверок нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России по проведению внутреннего финансового аудита <1> (методы аудита, наличие аудиторских доказательств, документы, подготавливаемые и получаемые в ходе проведения аудиторской проверки, и др.)

____1 Аудиторские проверки не проводятся;

____4 Аудиторские проверки проводятся, но процедуры их проведения не соответствуют нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России по проведению внутреннего финансового аудита;

____7 Процедуры проведения аудиторских проверок соответствуют нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России по проведению внутреннего финансового аудита.

4. Организация системы отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита

4.1. Соответствие содержания отчетов о результатах аудиторских проверок нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России по проведению внутреннего финансового аудита <1> (содержание информации о выявленных нарушениях и остаточных бюджетных рисках, выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, о соответствии ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России, предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, и др.)

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, подготовленные Министерством финансов Российской Федерации (приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 19 января 2015 г. N 02-11-05/932).

____1 Отчеты отсутствуют;

____4 Отчеты имеются, но их содержание не соответствует нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России по проведению внутреннего финансового аудита;

____7 Содержание отчетов соответствует нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России по проведению внутреннего финансового аудита.

4.2. Анализ руководством главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств результатов деятельности субъекта внутреннего аудита на основании отчетности.

____1 Не анализируются;

____7 Анализируются.

4.3. Степень реализации замечаний и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.

____1 Замечания и рекомендации не реализуются;

____4 Реализуются частично;

____7 Реализуются полностью и существует отчетность о результатах принятых мер.

4.4. Установлен ли главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств порядок составления и представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

____1 Не установлен;

____7 Установлен.

4.5. Составление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

____1 Годовые отчеты отсутствуют;

____4 Содержат отдельные результаты деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;

____7 Отчетность достаточно полная и содержит выводы о надежности (эффективности) внутреннего контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности.

5. Взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного аудита (государственного финансового контроля)

5.1. Осуществляется ли взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного аудита (государственного финансового контроля)?

____1 Не осуществляется;

____4 Отчеты предоставляются субъектом внутреннего финансового аудита в период проверок органами государственного аудита (государственного финансового контроля);

____7 Систематическое предоставление отчетов и планов контрольной деятельности субъектом внутреннего финансового аудита органам государственного аудита (государственного финансового контроля).

5.2. Учитываются ли результаты контрольных мероприятий органов государственного аудита (государственного финансового контроля) при планировании и осуществлении деятельности субъекта внутреннего финансового аудита?

____1 Не учитываются;

____3 Учитываются при составлении планов проведения аудиторских проверок;

____5 Учитываются при составлении планов проведения аудиторских проверок; принимаются меры по устранению нарушений по результатам внешних контрольных мероприятий;

____7 Учитываются при составлении планов проведения аудиторских проверок, принимаются меры по устранению нарушений по результатам внешних контрольных мероприятий; существует отчетность о результатах принятых мер.

Таблица
к Приложению N 1
стандарта СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"
(Таблица)

Численность и кадровый состав
субъекта внутреннего финансового аудита

_________________________________________________________
(наименование главного администратора бюджетных средств,
администратора бюджетных средств)

Наличие субъекта внутреннего финансового аудита в центральном аппарате главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств
Кадровый состав субъекта внутреннего финансового аудита центрального аппарата главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств
субъект внутреннего финансового аудита является самостоятельным структурным подразделением
субъект внутреннего финансового аудита находится в составе других подразделений центрального аппарата
внутренний финансовый аудит осуществляется другими структурными подразделениями
фонд оплаты труда сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита (тыс. рублей)
численность субъекта внутреннего финансового аудита по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (количество должностных лиц)
численность субъекта внутреннего финансового аудита по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (количество должностных лиц)
численность подразделений, осуществлявших внутренний финансовый аудит по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным
штатная
фактическая
штатная
фактическая
штатная
фактическая
численность сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе:
в абсолютном значении
в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата
в абсолютном значении
в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата
в абсолютном значении
в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата
обладающих дипломами кандидата, доктора экономических наук, юридических наук
обладающих дипломами высшего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки (специальностям):
обладающих международными сертификатами или квалификационными аттестатами аудиторов, выдаваемыми саморегулируемой организацией аудиторов
в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Приложение N 2
к стандарту СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"
(Таблица)

Интегральная оценка внутреннего финансового аудита

Номера вопросов из Перечня вопросов оценки внутреннего финансового аудита, осуществляемого в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств
Средняя оценка (графы 1 + 2 + ... 21) / количество заполненных граф)
Управление и структура внутреннего финансового аудита
Планирование внутреннего финансового аудита
Организация системы осуществления внутреннего финансового аудита
Организация системы отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
Взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного аудита (государственного финансового контроля)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.1
5.2
по указанным вопросам графы не заполняются в случае отсутствия подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств
Проставляются оценки выбранных вариантов ответов

Приложение N 3
к стандарту СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"
(Таблица)

Результаты деятельности
субъекта внутреннего финансового аудита

_________________________________________________________
(наименование главного администратора бюджетных средств,
администратора бюджетных средств)

Сумма бюджетных средств, в отношении которых проведены аудиторские проверки субъектом внутреннего финансового аудита (в случае наличия в соответствующей отчетности) (тыс. рублей)
Объемы выявленных нарушений по результатам аудиторских проверок субъекта внутреннего финансового аудита (тыс. рублей)
Принятые меры по устранению выявленных нарушений, в том числе:
нецелевое использование бюджетных средств
нарушения при осуществлении государственных закупок
нарушения указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации
нарушения налогового, таможенного, бюджетного и иного законодательства, в результате которых образовались потери доходов бюджета
нарушения при работе с государственной собственностью
нарушения учета и отчетности
нарушения условий предоставления бюджетных средств (бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, бюджетных инвестиций, субсидий)
иные нарушения
возмещенные средства
привлечение к ответственности виновных должностных лиц, в том числе:
объем возмещенных средств (тыс. рублей)
в % к объему средств, подлежащих возмещению
к материальной
к уголовной
к административной и дисциплинарной
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области