Утвержден
постановлением
Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации
от 20 декабря 2023 г. N 24ПК
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ)
СГА 204 "ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Общие сведения
Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации СГА 204 "Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации"
1. РАЗРАБОТАН Департаментом финансового аудита аппарата Счетной палаты Российской Федерации.
2. ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ: __ __________ 2023 года.
3. ВЗАМЕН стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 204 "Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации", утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 43К (989).
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 204 "Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации") с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Регламента Счетной палаты Российской Федерации, стандартов Счетной палаты Российской Федерации в целях осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
1.2. Стандарт разработан для использования членами Коллегии Счетной палаты, инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты при организации и проведении предварительного аудита формирования бюджетов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - бюджеты государственных внебюджетных фондов), а также при подготовке заключений Счетной палаты на проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период (далее - заключение Счетной палаты).
1.3. Целью Стандарта является установление общих требований, характеристик, правил и процедур осуществления предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.
1.4. Задачами Стандарта является определение:
целей, задач, предмета и объектов предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов;
порядка осуществления предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов;
основных этапов организации и проведения предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов;
порядка взаимодействия между направлениями деятельности Счетной палаты, осуществляющими экспертно-аналитическую и контрольную деятельность в отношении средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - профильные направления деятельности Счетной палаты), и заинтересованными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты при осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также при подготовке заключений Счетной палаты;
примерной структуры заключения Счетной палаты.
1.5. При организации и проведении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов сотрудники Счетной палаты обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, а также другими внутренними нормативными документами Счетной палаты и Стандартом.
1.6. Основные понятия, используемые в Стандарте, соответствуют терминам и их определениям, установленным законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами Счетной палаты.
2. Цели, задачи, предмет и объекты предварительного аудита
формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов
2.1. Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов представляет собой проводимый в соответствии с планом работы Счетной палаты и со Стандартом комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по осуществлению предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов в целях подготовки на основе их результатов заключений Счетной палаты и представление их палатам Федерального Собрания Российской Федерации.
2.2. Целями предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов являются установление соответствия проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов законодательству Российской Федерации, а также определение обоснованности их показателей.
2.3. Задачами предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов являются проверка и анализ обоснованности показателей проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, наличия и состояния нормативной методической базы их формирования, оценка проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов как инструментов социально-экономической политики государства, их соответствия положениям посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов, оценка качества прогнозирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, использования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.
2.4. Предметом предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов являются процесс, в том числе деятельность объектов предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов при формировании проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, и результаты формирования проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ними в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), в том числе проект федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также материалы по разработке Федеральным фондом обязательного медицинского страхования проекта программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в части программы обязательного медицинского страхования.
2.5. Объектами предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов являются:
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
а также при необходимости:
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
иные государственные органы и организации в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".
2.6. Экспертно-аналитическая и контрольная деятельность при проведении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита соответствия и иных видов аудита (контроля) в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.
2.7. Методами осуществления экспертно-аналитической и контрольной деятельности при проведении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов являются анализ, обследование, мониторинг, проверка, а также иные методы, предусмотренные стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.
Сочетание указанных методов зависит от видов аудита (контроля) и целей экспертно-аналитического или контрольного мероприятия.
3. Правила и процедуры осуществления предварительного аудита
формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов
3.1. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов следует руководствоваться Бюджетным кодексом, в том числе его статьями 145 - 147, 192, правилами составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, графиком подготовки и рассмотрения документов и материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, федеральных целевых программ, а также паспортов государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов.
3.2. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо провести проверку и анализ соответствия Бюджетному кодексу и иным нормативным правовым актам Российской Федерации порядка, сроков составления, состава и содержания проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, в том числе соблюдения:
пунктов 4 и 5 статьи 173 Бюджетного кодекса, которыми установлено, что изменения в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета прогноза социально-экономического развития Российской Федерации влекут за собой изменения основных характеристик проекта бюджета;
порядка зачисления доходов, определенных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса, при оценке и анализе налоговых и неналоговых доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
положений статей 74.1, 78, 78.1, 78.2, 79 и 83 Бюджетного кодекса в части бюджетов государственных внебюджетных фондов;
статьи 96.10 Бюджетного кодекса в отношении Фонда национального благосостояния как источника обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и утверждения федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период объема средств Фонда национального благосостояния, направляемых на эти цели <1>;
--------------------------------
<1> Применительно к бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
порядка и условий составления проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, определенных статьями 145, 169 и 184 Бюджетного кодекса;
требований к основным характеристикам бюджета государственного внебюджетного фонда, порядку изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета государственного внебюджетного фонда, к составу показателей, устанавливаемых в законе о бюджете государственного внебюджетного фонда в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса;
требований к составу документов и материалов, представляемых в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса.
3.3. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо провести оценку соответствия проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период основным целям и задачам социально-экономической политики государства, определенным в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики) и иных программных документах.
3.4. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо оценить обоснованность основных параметров проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
Проверка и анализ обоснованности основных параметров проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда должны предусматривать:
проверку динамики и структуры основных параметров, включая доходы, расходы, дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда;
проверку и анализ основных характеристик и структурных особенностей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
3.5. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо представить оценку качества прогнозирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, обоснованности их объема и структуры, потенциальных резервов увеличения доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Проверка и анализ обоснованности доходных статей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать:
соответствие изменений в формировании доходных статей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда задачам, поставленным в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), а также основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации;
обоснованности иных доходов проекта бюджета государственного внебюджетного фонда в разрезе их видов;
анализ текстовых статей проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период, регламентирующих порядок формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда;
анализ пояснительной записки к проекту федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной год и плановый период;
анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о страховых взносах, о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о страховых взносах, о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета государственного внебюджетного фонда, последствий влияния указанных изменений законодательства Российской Федерации на доходы бюджета государственного внебюджетного фонда;
анализ динамики доходов бюджета государственного внебюджетного фонда, изменения структуры доходов в разрезе их видов.
3.6. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо представить оценку обоснованности планируемых расходов проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.
Проверка и анализ полноты отражения расчетов расходов проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать:
анализ полноты отражения расчетов по планируемым расходам на строительство и приобретение объектов недвижимого имущества для государственных внебюджетных фондов;
анализ реестров расходных обязательств государственных внебюджетных фондов, их соответствия законодательству Российской Федерации, применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год и плановый период;
проверку обоснованности расчетов бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств Российской Федерации;
соответствия изменений параметров планового периода утвержденного бюджета государственного внебюджетного фонда и добавленных к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета государственного внебюджетного фонда предусмотренным приоритетам бюджетной политики, определенным в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики);
анализ действующих и принимаемых расходных обязательств государственного внебюджетного фонда и их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результатов проектируемых расходов, в том числе направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
обоснованности бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества для государственных внебюджетных фондов.
3.7. Проверка и анализ обоснованности формирования объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и других доходов государственных внебюджетных фондов, учтенных в расчетах прогноза бюджета государственного внебюджетного фонда и подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии со статьями 129 и 146 Бюджетного кодекса.
3.8. Проверка и анализ обоснованности формирования источников финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда в проекте федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать оценку обоснованности объемов поступлений из источников финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда.
3.9. Предварительный перечень информации (документов), используемой при проведении экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, приведен в приложении N 1 к Стандарту.
3.10. Раскрытие содержания положений пунктов 3.2 - 3.8 Стандарта устанавливается ежегодно в программе проведения экспертно-аналитического или контрольного мероприятия по осуществлению предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.
4. Использование информационных систем при осуществлении
предварительного аудита формирования бюджетов
государственных внебюджетных фондов
4.1. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов используются следующие информационные системы:
1) федеральные государственные информационные системы, содержащие информацию (документы) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, доступ к которым предоставляется по месту нахождения объекта контрольного или экспертно-аналитического мероприятия;
2) информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты (далее - ИАС УВГА) для получения информации (документов, материалов) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, и электронных документов, формирование которых предусмотрено только в информационных системах, а также иной информационно-аналитической информации;
3) модуль КПС "ККМ СП-АУДИТ" в составе комплекса программных средств "Цифровая платформа" (далее - КПС "ККМ СП-АУДИТ") для получения информации о реализации рекомендаций и предложений, содержащихся в заключениях Счетной палаты, и мерах, принятых по результатам ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
4) модуль "Платформа хранения данных" в составе комплекса программных средств "Цифровая платформа", содержащий базы данных и витрины данных, формируемые на основе собранных из различных официальных источников данных;
5) иные федеральные государственные информационные системы, содержащие информацию (документы) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, доступ к которым обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.2. Департамент цифровой трансформации размещает в ИАС УВГА для формирования электронных макетов аналитических таблиц следующую информацию, в том числе в соответствии с соглашением между Счетной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации об информационном взаимодействии:
обоснования бюджетных ассигнований, сформированные и утвержденные ответственными исполнителями в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет") при формировании проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, а также прилагаемых документов, содержащих расчеты и пояснения к ним (при наличии этих данных в порядке информационного взаимодействия между Счетной палатой и Министерством финансов Российской Федерации);
обоснования поступлений и бюджетных ассигнований, сформированные и утвержденные администраторами источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов в ГИИС "Электронный бюджет" при формировании проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, а также прилагаемых документов, содержащих расчеты и пояснения к ним (при наличии этих данных в порядке информационного взаимодействия между Счетной палатой и Министерством финансов Российской Федерации);
реестр расходных обязательств Российской Федерации, сформированный в ГИИС "Электронный бюджет" при формировании проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период (при наличии этих данных в порядке информационного взаимодействия между Счетной палатой и Министерством финансов Российской Федерации).
5. Порядок подготовки и проведения комплекса
экспертно-аналитических и контрольных мероприятий в целях
осуществления предварительного аудита формирования бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Организация и проведение предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется исходя из установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования каждого проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период и предусматривает следующие этапы работы.
5.1. Подготовительный этап (подготовка к проведению комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, март - август).
Сроки проведения экспертно-аналитического или контрольного мероприятия по предварительному аудиту формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются в годовом плане работы Счетной палаты по решению Коллегии Счетной палаты в пределах срока, установленного абзацем первым настоящего пункта.
5.1.1. Программа проведения экспертно-аналитического или контрольного мероприятия ежегодно разрабатывается профильными направлениями деятельности Счетной палаты и утверждается членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение экспертно-аналитического или контрольного мероприятия. В отсутствие аудитора Счетной палаты, ответственного за проведение контрольного мероприятия, программу проведения контрольного мероприятия утверждает заместитель Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - Председатель Счетной палаты.
5.1.2. На подготовительном этапе осуществляются анализ (изучение) следующих материалов и документов, в том числе разрабатываемых при составлении проекта бюджета государственного внебюджетного фонда:
сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
показателей бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период (для определения бюджетных ассигнований на второй год планового периода);
проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также основных характеристик проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период;
протоколов заседаний Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе по результатам рассмотрения обзоров бюджетных расходов, предложений об оптимизации расходов бюджета государственного внебюджетного фонда, а также результатов рассмотрения оценки эффективности государственных программ Российской Федерации;
проектов федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
законодательных и иных нормативных правовых актов (проектов актов), предусматривающих увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых расходных обязательств;
справки об изменении сводной бюджетной росписи бюджета государственного внебюджетного фонда и лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и на плановый период в части перераспределений бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом;
перечня действующих и принимаемых расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджета государственного внебюджетного фонда, в соответствии с пунктом 2 статьи 174.2 Бюджетного кодекса;
законодательных и иных нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, увязанные с определенными доходами бюджета государственного внебюджетного фонда в соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса;
материалов в части несогласованных вопросов по распределению по кодам классификации расходов бюджетов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, по распределению дополнительных бюджетных ассигнований бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период с учетом решений рабочей группы (подкомиссии), а также по прогнозу поступлений доходов бюджета государственного внебюджетного фонда и источникам финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда;
предварительных итогов социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год.
Также анализируются данные ранее проведенных самостоятельных тематических экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проверок исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год, а также результаты предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов и оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов за текущий финансовый год.
5.1.3. При отсутствии необходимых документов и информации они запрашиваются в объектах предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов в рамках подготовки к проведению комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.
5.1.4. При подготовке вопросов программы проведения экспертно-аналитического или контрольного мероприятия по каждому объекту аудита (контроля) анализируются возможные риски согласно таблице 1 приложения N 2 к Стандарту (пример представлен в таблице 2 приложения N 2 к Стандарту) и осуществляется их оценка в соответствии с матрицей рисков, представленной в таблице 3 приложения N 2 к Стандарту.
Оценка риска осуществляется по двум параметрам:
вероятность возникновения риска;
степень влияния риска на выводы об обоснованности показателей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда и соответствии его параметров бюджетному законодательству Российской Федерации.
Значение каждого из указанных параметров в зависимости от его величины относится к одному из уровней параметра, количество которых должно составлять не менее трех значений ("низкий", "средний", "высокий").
Оценка значения указанных параметров осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска, а также с учетом информации о выявляемых в ходе внутреннего финансового аудита бюджетных нарушениях.
Значение уровня риска принимает значение параметра в соответствии с таблицами 2 и 3 приложения N 2 к Стандарту.
В случае установления уровня риска со значением "средний" целесообразно соответствующий вопрос экспертно-аналитического или контрольного мероприятия, оцениваемый по данному риску, включить в программу проведения экспертно-аналитического или контрольного мероприятия. В случае установления уровня риска со значением "высокий" вопрос экспертно-аналитического или контрольного мероприятия, оцениваемого по данному риску, подлежит обязательному включению в программу проведения экспертно-аналитического или контрольного мероприятия. Уровень риска со значением "низкий" признается допустимым (приемлемым) и в программу проведения экспертно-аналитического или контрольного мероприятия может не включаться.
5.2. Основной этап (проведение комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, август - сентябрь).
5.2.1. На основном этапе проводятся экспертно-аналитические и контрольные мероприятия в соответствии с программами проведения экспертно-аналитических или контрольных мероприятий в порядке, предусмотренном стандартами внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" и иными стандартами внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.
5.2.2. По результатам экспертно-аналитических или контрольных мероприятий составляются заключения (акты) по каждому объекту аудита (контроля) в срок до 17 сентября текущего финансового года для использования при подготовке проекта заключения Счетной палаты.
Информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, оформляется в установленном порядке приложением к заключению (акту) или отдельным заключением (актом).
5.3. Заключительный этап (подготовка и утверждение заключений Счетной палаты, информационных писем и представлений по результатам проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, сентябрь - ноябрь).
5.3.1. На заключительном этапе осуществляется:
подготовка проекта заключения Счетной палаты, его рассмотрение и утверждение Коллегией Счетной палаты;
направление заключения Счетной палаты палатам Федерального Собрания Российской Федерации;
подготовка информационных писем и представлений по результатам проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, рассмотрение их Коллегией Счетной палаты и принятие решения об их направлении;
анализ изменений, внесенных в проект федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период в ходе его рассмотрения палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
5.3.2. Профильные направления деятельности Счетной палаты подготавливают проекты заключений Счетной палаты в соответствии с примерной структурой заключения Счетной палаты, приведенной в приложении N 3 к Стандарту, и в срок до 21 сентября текущего финансового года за подписью члена Коллегии Счетной палаты в рамках компетенции возглавляемых ими направлений деятельности Счетной палаты направляют их Председателю Счетной палаты для внесения на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.
Форма титульного листа заключения Счетной палаты приведена в приложении N 4 к Стандарту.
5.3.3. Заключение Счетной палаты подготавливается на основе:
результатов комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проверки и анализа обоснованности показателей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;
результатов оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда за предыдущий год и отчетный период текущего года, заключений Счетной палаты на проекты федеральных законов об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда за предыдущие годы, тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за прошедший период.
5.3.4. Результаты осуществления комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по проведению предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, отражаются в разделе II заключения Счетной палаты согласно примерной структуре заключения Счетной палаты, приведенной в приложении N 3 к Стандарту.
5.3.5. В случаях выявления в ходе предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов нарушений и недостатков одновременно с заключением Счетной палаты подготавливаются и вносятся на рассмотрение Коллегии Счетной палаты соответствующие проекты представлений Счетной палаты, информационных писем, обращений Счетной палаты в правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
5.3.6. Коллегия Счетной палаты рассматривает проект заключения Счетной палаты до 23 сентября текущего финансового года.
При наличии высказанных на заседании Коллегии Счетной палаты замечаний и предложений заключение Счетной палаты дорабатывается соответствующим профильным направлением деятельности Счетной палаты в установленном порядке с участием заинтересованных структурных подразделений аппарата Счетной палаты, подписывается членом Коллегии Счетной палаты в рамках компетенции возглавляемого им направления деятельности Счетной палаты, а случае его отсутствия - заместителем Председателя Счетной палаты и представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации в срок до 25 сентября текущего финансового года.
Календарные сроки организации и проведения предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также подготовки заключения Счетной палаты могут быть изменены исходя из сроков его представления, устанавливаемых соответствующим актом Государственной Думы, и (или) исходя из сроков представления Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу и представляемых одновременно с ним проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В случае принятия Коллегией Счетной палаты решения о направлении представлений Счетной палаты, информационных писем с учетом их последующей доработки, профильные направления деятельности Счетной палаты осуществляют доработку и направление представлений, информационных писем не позднее пяти календарных дней после принятия Коллегией Счетной палаты данного решения, если Коллегией Счетной палаты не установлен иной срок.
5.3.7. Заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты докладывают о результатах соответствующих экспертно-аналитических или контрольных мероприятий на заседаниях профильных комитетов Государственной Думы при рассмотрении ими проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.
Приложение N 1
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 204
"Предварительный аудит формирования
бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации"
(пункт 3.9 Стандарта)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ИНФОРМАЦИИ (ДОКУМЕНТОВ), ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ И КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
N п/п
|
Наименование информации
|
Вид информации
|
Способы получения информации
|
Способы обработки информации
|
1
|
Проект федерального закона о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и проект федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период с документами, внесенными в Правительство Российской Федерации вместе с указанным проектом федерального закона
|
информация в электронном виде, не подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, информация, представляемая на бумажном носителе (копии документов)
|
использование электронных документов из информационных систем
|
обработка по месту нахождения объекта аудита (контроля), по месту нахождения Счетной палаты Российской Федерации
|
2
|
Документы для обоснования бюджетных ассигнований бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского на очередной финансовый год и плановый период с расчетами размеров планируемых показателей в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации
|
информация в электронном виде, не подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, информация, представляемая на бумажном носителе (копии документов)
|
использование электронных документов ИАС УВГА, использование электронных документов из информационных систем, получение документов по месту нахождения объекта аудита (контроля) при осуществлении выезда
|
обработка по месту нахождения объекта аудита (контроля), по месту нахождения Счетной палаты Российской Федерации
|
3
|
Проекты нормативных правовых актов, учитываемых при формировании показателей проекта федерального закона о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период
|
информация в электронном виде, не подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, информация, представляемая на бумажном носителе (копии документов)
|
запрос информации у объекта аудита (контроля), использование электронных документов из информационных систем
|
обработка по месту нахождения объекта аудита (контроля), по месту нахождения Счетной палаты Российской Федерации
|
Приложение N 2
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 204
"Предварительный аудит формирования
бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации"
(пункт 5.1.4 Стандарта)
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКОВ
Таблица 1
Таблица для оценки рисков
N п/п
|
Описание (содержание) риска
|
Вероятность возникновения риска
|
Степень влияния риска на выводы об обоснованности показателей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда и соответствии его параметров бюджетному законодательству Российской Федерации
|
Совокупный уровень риска
|
||||
низкая
|
средняя
|
высокая
|
низкая
|
средняя
|
высокая
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Несоответствие законодательству Российской Федерации процесса формирования проекта бюджета государственного внебюджетного фонда, содержания проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период, состава документов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда
|
|||||||
2
|
Отсутствие в проекте бюджета государственного внебюджетного фонда финансового обеспечения мер, направленных на реализацию основных задач, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики)
|
|||||||
3
|
Несоответствие прогноза доходов проекта бюджета государственного внебюджетного фонда прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, законодательству о налогах и сборах и бюджетному законодательству Российской Федерации
|
|||||||
4
|
Отсутствие расчетов по поступлениям доходов, а также прогноза поступления доходов в проекте бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период, которые поступали (поступили) в двух предшествующих периодах и в истекшем периоде текущего финансового года в бюджет государственного внебюджетного фонда
|
|||||||
5
|
Несоблюдение порядка утверждения кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации
|
|||||||
6
|
Невыполнение бюджетных полномочий главного администратора средств бюджета государственного внебюджетного фонда при формировании проекта бюджета государственного внебюджетного фонда
|
|||||||
7
|
Несоблюдение методических указаний по распределению бюджетных ассигнований бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период по кодам классификации расходов бюджетов
|
|||||||
8
|
Несоблюдение статьи 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации по расходам, увязанным с определенными доходами бюджета государственного внебюджетного фонда
|
|||||||
9
|
Несоблюдение порядка формирования (внесения изменений) и представления обоснований бюджетных ассигнований
|
|||||||
10
|
Несоответствие объемов бюджетных ассигнований, указанных в обоснованиях бюджетных ассигнований, объемам бюджетных ассигнований по расходам, представленным в проекте федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда
|
|||||||
11
|
Несвоевременная подготовка и представление главными распорядителями средств бюджета государственного внебюджетного фонда предложений по распределению по кодам классификации расходов бюджетов бюджетных ассигнований и обоснований бюджетных ассигнований
|
|||||||
12
|
Несоответствие публичных нормативных обязательств правовым основаниям их возникновения, несоответствие проектируемых объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения публичных нормативных обязательств установленному порядку расчета
|
|||||||
13
|
Несоблюдение статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей присвоение каждому публичному нормативному обязательству уникальных кодов классификации расходов бюджетов
|
|||||||
14
|
Несоблюдение порядка ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации
|
|||||||
15
|
Необоснованность формирования объемов бюджетных ассигнований проекта бюджета государственного внебюджетного фонда, направляемых на финансовое обеспечение государственных заданий
|
|||||||
16
|
Необоснованность проектируемых объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, в том числе в виде имущественного взноса, и бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или в приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда
|
|||||||
17
|
Необоснованность проектируемых объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений) в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
|
|||||||
18
|
Необоснованность проектируемых объемов бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (в том числе предусмотренные мероприятиями в сфере информационно-коммуникационных технологий), на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности
|
|||||||
19
|
Отсутствие правовых актов, утверждающих нормативные затраты на обеспечение функций органов управления государственными внебюджетными фондами, включая их территориальные органы или их несоответствие установленным требованиям
|
|||||||
20
|
Отсутствие правовых актов, утверждающих требования к закупаемым органами управления государственными внебюджетными фондами, их территориальными органами отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), или их несоответствие установленным требованиям
|
|||||||
21
|
Необоснованность предложений об объемах бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации федеральной адресной инвестиционной программы
|
|||||||
22
|
Несоответствие распределения межбюджетных трансфертов между бюджетами субъектов Российской Федерации при формировании бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации
|
|||||||
23
|
Несоответствие объемов бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета государственного внебюджетного фонда бюджетам субъектов Российской Федерации утвержденному порядку их расчета
|
|||||||
24
|
Несоответствие представленных главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда обоснований бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда требованиям Методических рекомендаций по заполнению обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
|
|||||||
25
|
Несоответствие показателей обоснований бюджетных ассигнований (прогноза поступлений) по источникам финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда показателям расчета по статьям классификации источников финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда
|
Таблица 2
Пример оценки рисков для составления матрицы
Порядковый номер риска
|
Вероятность возникновения
|
Степень влияния риска на выводы об обоснованности показателей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда и соответствии его параметров бюджетному законодательству Российской Федерации
|
Уровень риска
|
1
|
высокая
|
высокая
|
высокий уровень
|
2
|
высокая
|
средняя
|
высокий уровень
|
3
|
низкая
|
высокая
|
высокий уровень
|
4
|
высокая
|
средняя
|
высокий уровень
|
5
|
высокая
|
высокая
|
высокий уровень
|
6
|
высокая
|
средняя
|
высокий уровень
|
7
|
средняя
|
высокая
|
высокий уровень
|
8
|
средняя
|
низкая
|
средний уровень
|
9
|
низкая
|
средняя
|
средний уровень
|
10
|
низкая
|
средняя
|
средний уровень
|
...
|
Таблица 3
Матрица рисков (пример)
Матрица рисков
|
||||
Вероятность возникновения
|
высокая
|
Риск 2
|
||
Риск 4
|
Риск 1
|
|||
Риск 6
|
Риск 5
|
|||
средняя
|
Риск 8
|
Риск 7
|
||
низкая
|
Риск 9
|
Риск 3
|
||
Риск 10
|
||||
низкая
|
средняя
|
высокая
|
||
Степень влияния риска на выводы об обоснованности показателей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда и соответствии его параметров бюджетному законодательству Российской Федерации
|
Приложение N 3
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 204
"Предварительный аудит формирования
бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации"
(пункт 5.3.2 Стандарта)
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕБЮДЖЕТНОГО
ФОНДА НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
Раздел I. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
1. Общие положения.
2. Общая характеристика проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
2.1. Структурные особенности и основные характеристики проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
2.2. Порядок и сроки формирования проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
3. Анализ реализации в проекте федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период основных задач, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики) и иных программных документах.
3.1. Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период Бюджетному кодексу Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
4. Доходы проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
5. Расходы проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
6. Межбюджетные отношения.
6.1. Взаимоотношения бюджета государственного внебюджетного фонда с федеральным бюджетом.
6.2. Взаимоотношения бюджета государственного внебюджетного фонда с бюджетами других государственных внебюджетных фондов.
7. Источники финансирования на обеспечение сбалансированности бюджета государственного внебюджетного фонда.
8. Анализ достаточности средств федерального бюджета, направляемых из Фонда национального благосостояния в соответствии со статьей 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Применительно к бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
9. Выводы.
10. Предложения.
Раздел II. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период (совершенно секретно).
Раздел III. Приложения к заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.
Приложение N 4
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 204
"Предварительный аудит формирования
бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации"
(пункт 5.3.2 Стандарта)
ФОРМА
ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД