ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВНЫМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

I. Общие положения

Настоящее "Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, законодательства Российской Федерации в сфере образования в части организации и проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам" (далее - руководство) разработано Рособрнадзором в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях осуществления мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований в части организации и проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

Руководство предназначено для:

- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования;

- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

- образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее все вместе - образовательные организации, организации).

Проведение практики обучающихся предусмотрено основной профессиональной образовательной программой (часть 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее - профильная организация). Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность (часть 7 статьи 13 Закона об образовании).

Порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, и ее виды определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее соответственно - обучающиеся, ОПОП ВО), формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

II. Основные понятия, используемые в руководстве

В Руководстве используются следующие основные понятия:

практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Законом об образовании или указом Президента Российской Федерации;

образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Законом об образовании, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

профильная организация - организация, осуществляющая деятельность по профилю образовательной программы, реализуемой образовательной организацией, и заключившая с этой образовательной организацией договор об организации и проведении практики обучающихся.

III. Основные нормативные правовые акты, содержащие
требования к организации и проведению практики обучающихся
по основным профессиональным образовательным программам

Перечень основных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к организации и проведению практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291 (зарегистрирован Минюстом России 14.06.2013, регистрационный N 28785) (далее - Положение о практике по образовательным программам среднего профессионального образования);

- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383 (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2015, регистрационный N 40168) (далее - Положение о практике по образовательным программам высшего образования);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (зарегистрирован Минюстом России 30.07.2013, регистрационный N 29200) (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 (зарегистрирован Минюстом России 14.07.2017, регистрационный N 47415) (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 N 1259 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2014, регистрационный N 31137);

- Федеральные государственные образовательные стандарты.

IV. Рекомендации по соблюдению обязательных требований
при организации и проведении практики обучающихся
по основным профессиональным образовательным программам
среднего профессионального образования

Порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее соответственно - студенты, ОПОП СПО), определен Положением о практике по образовательным программам среднего профессионального образования.

4.1 Разработка программ практик

Образовательные организации, реализующие ОПОП СПО в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), организуют и проводят практики обучающихся в соответствии с Положением о практике по образовательным программам среднего профессионального образования.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона об образовании образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, если Законом об образовании не установлено иное.

Программы практики являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО), обеспечивающей реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Важно! Программы практики должны разрабатываться и утверждаться уполномоченными органами управления образовательной организации.

В соответствии с Положением о практике по образовательным программам среднего профессионального образования планирование и организация практики на всех ее этапах должны обеспечивать:

последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;

целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций;

связь практики с теоретическим обучением.

Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям и практическому опыту по каждому из профессиональных модулей ОПОП СПО (далее - профессиональный модуль) в соответствии с ФГОС СПО, программами практики.

Содержание всех этапов практики должно обеспечивать обоснованную последовательность формирования у обучающихся системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

4.2 Виды практики

Положением о практике по образовательным программам среднего профессионального образования установлены два вида практики обучающихся, осваивающих ОПОП СПО: учебная практика и производственная практика (таблица 1).

Таблица 1 - Цели, место проведения и руководство практикой обучающихся, осваивающих ОПОП СПО

Учебная практика
Производственная практика
практика по профилю специальности
преддипломная практика
Цели практики:
формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта
формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта
углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверка его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы в профильных организациях различных организационно-правовых форм
Место проведения
в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в профильных организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между профильной организацией и образовательной организацией.
в профильных организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и профильными организациями.
В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.
Практикой руководят
Мастера производственного обучения и (или) преподаватели дисциплин профессионального цикла.
руководители практики от образовательной организации и от профильной организации.

4.3 Сроки и форма проведения практики

Положением о практике по образовательным программам среднего профессионального образования определено, что сроки проведения практики устанавливаются образовательной организацией в соответствии с ОПОП СПО, и установлены формы проведения практик (таблица 2).

Таблица 2 - Формы проведения практик обучающихся, осваивающих ОПОП СПО

Учебная практика
Производственная практика
практика по профилю специальности
преддипломная практика
проводится как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики
проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности
При реализации ОПОП СПО по профессии учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Учебная практика и производственная практика по ОПОП СПО в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено образовательной программой.

Важно! При установлении сроков проведения практик необходимо учитывать требования пунктов 27 и 28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, согласно которым:

максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки;

для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут;

объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.

4.4 Организация проведения практики

Положением о практике по образовательным программам среднего профессионального образования установлено, что направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного им лица с указанием закрепления каждого обучающегося за профильной организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики.

Положением о практике по образовательным программам среднего профессионального образования также предусмотрены обязанности как образовательной организации, так и профильной организации, заключившей с образовательной организацией договор, а также обучающихся, осваивающих ОПОП СПО в период прохождения практики (таблица 3).

Таблица 3 - Обязанности участников организации и проведения практик обучающихся, осваивающих ОПОП СПО

Образовательная организация
Профильная организация
Обучающийся
планирует и утверждает в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии с ОПОП СПО с учетом договоров с профильными организациями, заключают договоры на организацию и проведение практики.
заключает договоры на организацию и проведение практики.
Проходит практическую подготовку.
<*> Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях, если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.
разрабатывают и согласовывают с профильными организациями программы практики, содержание и планируемые результаты практики.
согласовывает программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание на практику.
выполняет задания, предусмотренные программами практики.
осуществляет руководство практикой.
предоставляет рабочие места обучающимся, назначает руководителей практики от профильной организации, определяет из числа высококвалифицированных работников профильной организации наставников, помогающих обучающимся овладевать профессиональными навыками.
контролирует реализацию программы практики и условия проведения практики профильными организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми.
при наличии вакантных должностей может заключать с обучающимися срочные трудовые договоры;
соблюдает действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдает требования охраны труда и пожарной безопасности.
обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
формирует группы в случае применения групповых форм проведения практики.
обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
соблюдает действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдает требования охраны труда и пожарной безопасности.
проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
определяет совместно с профильными организациями процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе прохождения практики.
участвует в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов.
Разрабатывает и согласовывает с профильными организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.
участвует в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики.
предоставляет результаты практики в образовательную организацию.
Руководителями практики от профильной организации и от образовательной организации по результатам практики формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.
ведет дневник практики, по результатам практики составляет отчет, который утверждается профильной организацией.
В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.

4.5 Аттестация по итогам практики

В соответствии с Положением о практике по образовательным программам среднего профессионального образования аттестация по итогам производственной практики должна проводиться с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих профильных организаций, с которыми заключены договора на практику.

Производственная практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности и завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при условии положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от профильной организации и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики профильной организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.

Результаты прохождения практики представляются обучающимся в образовательную организацию и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации.

Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований
при организации и проведении практики обучающихся
по основным профессиональным образовательным
программам высшего образования

Порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее соответственно - обучающиеся, ОПОП ВО), формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся определены Положением о практике по образовательным программам высшего образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по ОПОП ВО в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, или в соответствии с образовательными стандартами, разработанными и утвержденными образовательными организациями высшего образования, имеющими право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты (далее вместе - стандарты, ФГОС ВО), организуют и проводят практики обучающихся в соответствии с Положением о практике по образовательным программам высшего образования.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона об образовании образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, если Законом об образовании не установлено иное.

Программы практики являются составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО), обеспечивающей реализацию ФГОС ВО.

Важно! Программы практики должны разрабатываться и утверждаться уполномоченными органами управления образовательной организации.

Программы практики ОПОП ВО соответствующего уровня, реализуемые организацией, осуществляющей обучение, разрабатываются и утверждаются согласно положению о специализированном структурном образовательном подразделении.

Справочно.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона об образовании образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В уставе образовательной организации согласно пункту 4 части 2 статьи 25 Закона об образовании должна содержаться информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроках полномочий.

5.1 Основные требования к разработке программ
практики ОПОП ВО

В соответствии с пунктом 3 Положения о практике по образовательным программам высшего образования программа практики включает в себя:

- указание вида практики, способа (при наличии) и формы (форм) ее проведения;

- перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

- указание места практики в структуре образовательной программы;

- указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

- содержание практики;

- указание форм отчетности по практике;

- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

- перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики;

- перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

- описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Образовательная организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.

Обращаем внимание. Отсутствие в программе практики информации, предусмотренной пунктом 3 Положения о практике по образовательным программам высшего образования, стало наиболее частым нарушением обязательных требований со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кроме того, при разработке программ практики необходимо учитывать, что в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования практика проводится в форме контактной работы и в иных формах, определяемых образовательной организацией.

Контактная работа предусматривает групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми этой организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую образовательной организацией самостоятельно.

5.2 Виды практики по ОПОП ВО, формы и способы ее проведения

Согласно пункту 5 Положения о практике по образовательным программам высшего образования виды (типы) практики и способы ее проведения (при наличии) образовательная организация устанавливает в соответствии со стандартами.

При разработке образовательных программ организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

ФГОС ВО предусматривают право образовательной организации устанавливать иные типы практик дополнительно к определенным стандартом и (или) рекомендованным ПООП (при наличии), а также возможность проводить учебную и (или) производственную практику в структурных подразделениях организации.

Способ проведения практики указывается в программе практики в соответствии со стандартом (при наличии), в том случае, когда стандартом способ проведения практики определен.

Важно! Отсутствие указания способа проведения практики в программе практики, если способы (способ) проведения практики установлены ФГОС ВО, является нарушением Положения о практике по образовательным программам высшего образования.

Формы проведения практики определены пунктом 10 Положения о практике по образовательным программам высшего образования, в соответствии с которым практика может проводиться:

а) непрерывно - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП ВО;

б) дискретно:

по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;

по периодам проведения практик - путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.

Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.

Важно! Учебная практика и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой (часть 20 статьи 83 Закона об образовании).

5.3 Перечень планируемых результатов обучения
при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми
результатами освоения образовательной программы

Требования к результатам освоения основных образовательных программ устанавливаются стандартами в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона об образовании.

При разработке ОПОП ВО требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам образовательная организация согласно стандарту устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ (при их наличии).

В ОПОП ВО образовательная организация устанавливает:

планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции выпускников, установленные стандартом, и компетенции выпускников, установленные организацией (в случае установления таких компетенций);

планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы (знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы).

5.4 Место практики в структуре образовательной программы

Требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему устанавливается ФГОС ВО.

При определении места практики в структуре образовательной программы необходимо учитывать следующие положения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.

Образовательная организация при осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе обеспечивает проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся) (пункт 26 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования).

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам (модулям), практике образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (пункт 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования).

Образовательная организация устанавливает для обучающихся, имеющих академическую задолженность, сроки повторной промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю), практике. Если обучающийся не ликвидировал академическую задолженность при прохождении повторной промежуточной аттестации в первый раз (далее - первая повторная промежуточная аттестация), ему предоставляется возможность пройти повторную промежуточную аттестацию во второй раз (далее - вторая повторная промежуточная аттестация) с проведением указанной аттестации комиссией, созданной образовательной организацией.

Повторная промежуточная аттестация проводится не позднее истечения периода времени, составляющего один год после образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Образовательная организация может проводить первую повторную промежуточную аттестацию и (или) вторую повторную промежуточную аттестацию в период каникул. В этом случае организация устанавливает несколько сроков для проведения соответствующей повторной промежуточной аттестации как в период каникул, так и в период реализации дисциплин (модулей).

Повторная промежуточная аттестация не может проводиться в период проведения практики, а также в период проведения промежуточной аттестации, за исключением периода проведения промежуточной аттестации при реализации образовательной программы в заочной форме обучения.

Важно! Для соблюдения прав обучающихся при определении места практики в структуре образовательной программы образовательная организация должна предусмотреть возможность ликвидации обучающимся академической задолженности по всем видам практик и проведения первой повторной промежуточной аттестации и (или) второй повторной промежуточной аттестации.

5.5 Объем практики

В соответствии с пунктом 16 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования трудоемкость части образовательной программы в зачетных единицах характеризует объем части образовательной программы и должен составлять целое число зачетных единиц. Объем практики, как части образовательной программы, устанавливается образовательным стандартом.

Согласно пункту 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования образовательная организация самостоятельно устанавливает величину зачетной единицы в пределах от 25 до 30 астрономических часов, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом. Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана.

5.6 Содержание практики

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об образовании содержание профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации.

Статьей 34 Закона об образовании установлены академические права обучающихся, затрагивающие различные аспекты образовательного процесса, в том числе академическое право на "участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами".

Письмом Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. N 09-1256 "О привлечении обучающихся" даны рекомендации по реализации права обучающихся на участие в формировании содержания своего профессионального образования, в том числе путем включения в коллегиальные органы образовательной организации, осуществляющие разработку образовательных программ.

5.7 Формы отчетности по практике.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по практике

В соответствии с пунктом 19 Положения о практике по образовательным программам высшего образования результаты прохождения практики оцениваются посредством проведения промежуточной аттестации.

В соответствии с пунктом 26 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования при осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе образовательная организация обеспечивает проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся).

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона об образовании устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации.

Указанные в программе практики формы отчетности должны соответствовать формам промежуточной аттестации, установленным учебным планом ОПОП ВО и локальным нормативным актам образовательной организации, регламентирующим формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Важно! Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике может являться отдельным разделом программы практики, приложением к ней или самостоятельным документом. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике разрабатывается в соответствии с содержанием программы практики в порядке, установленном локальными нормативными актами организации.

5.8 Перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет",
необходимых для проведения практики. Перечень
информационных технологий, используемых при проведении
практики. Описание материально-технической базы,
необходимой для проведения практики

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона об образовании в образовательных организациях в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), в том числе указанными в программах практики.

При реализации профессиональных образовательных программ в соответствии с частью 9 статьи 18 Закона об образовании используются учебные издания, в том числе электронные, определенные образовательной организацией.

Важно! В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательные организации обязаны создавать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

5.9 Организация проведения практики

Направление на практику обязательно должно оформляться распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.

Важно! При выборе мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать их состояние здоровья и соответствующие требования по доступности среды.

При проведении практики в профильной организации согласно пункту 14 Положения о практике по образовательным программам высшего образования руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

Важно! При составлении рабочего графика (плана) проведения практики, индивидуальных заданий для обучающихся, выполняемых в период практики, необходимо предусматривать время для ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка организации и профильной организации, а также с соответствующими требования охраны труда и пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 11 Положения о практике по образовательным программам высшего образования для руководства практикой, проводимой в образовательной организации назначается руководитель (руководители) практики от организации из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данной организации.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу образовательной организации, организующей проведение практики (далее - руководитель практики от организации), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от профильной организации). Положением о практике по образовательным программам высшего образования также предусмотрены обязанности образовательной организации, профильной организации а также обучающихся, осваивающих ОПОП ВО, в период прохождения практики (таблица 4).

Таблица 4 - Обязанности участников организации и проведения практик обучающихся, осваивающих ОПОП ВО

Руководитель практики от образовательной организации
Руководитель практики от профильной организации
Обучающиеся
при прохождении практики в образовательной организации
составляет рабочий график (план) проведения практики
-
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики соблюдают правила внутреннего трудового распорядка
разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики
-
участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ
-
соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО
-
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий
-
оценивает результаты прохождения практики обучающимися
-
при прохождении практики в профильной организации
составляет совместный рабочий график (план) проведения практики
составляет совместный рабочий график (план) проведения практики
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики
разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики
согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики
участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в профильной организации
предоставляет рабочие места обучающимся проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка
соблюдают правила внутреннего трудового распорядка
соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности
обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
оценивает результаты прохождения практики обучающимися
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики

Важно! Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе в соответствии с пунктом 17 Положения о практике по образовательным программам высшего образования проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

В соответствии с пунктом 15 Положения о практике по образовательным программам высшего образования при наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

Письмом Минобрнауки России от 26.04.2017 N ВК-1204/09 "О зачете практики студентов" рекомендуется при формировании учебных планов учитывать время работы в студенческом отряде по направлению подготовки (специальности) в качестве учебной или производственной практики, осуществляемой по образовательной программе соответствующего профиля, с учетом договоров с профильными организациями, учитывая, что работа в составе студенческого отряда - это, прежде всего, практика, направленная на формирование у студентов профессиональных навыков и умений, приобретение первоначального опыта по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими компетенций по выбранной специальности.

Необходимо также принимать во внимание, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации).

При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) (пункт 20 Положения о практике по образовательным программам высшего образования).

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Важно! Последовательность организации и проведения практической подготовки обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, интернов, ординаторов, слушателей), получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование определяет Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, утвержденный приказом Минздрава России от 3 сентября 2013 г. N 620н.

При организации практики лиц, обучающихся по профессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта, необходимо учитывать особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта, утвержденные приказом Минспорта России от 27 декабря 2013 г. N 1125.

При организации и проведении практики необходимо учитывать, что:

- обеспечение обучающихся проездом к месту проведения практики и обратно, а также проживанием их вне места жительства в период прохождения практики осуществляется образовательной организацией на условиях и в порядке, установленных локальным нормативным актом этой организации;

- при принятии локальных нормативных актов по организации проведения практики образовательная организация должна учитывать положения частей 1 и 3 статьи 30 Закона об образовании, в соответствии с которыми образовательная организация принимает локальные нормативные акты в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и учитывает мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся (при наличии таких представительных органов).