См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ
ОЦЕНИВАЕТСЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ
С ОБОРОТОМ ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Настоящее руководство разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> и имеет целью оказание юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ <2>.

--------------------------------

<1> Далее - "Федеральный закон N 294-ФЗ".

<2> Далее - "обязательные требования".

Обязательные требования установлены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы II и III списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <3>, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 <4>.

--------------------------------

<3> Далее - "юридические лица, индивидуальные предприниматели".

<4> Далее - "прекурсоры и перечень соответственно".

Государственный контроль (надзор) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров <5>, осуществляется посредством организации и проведения должностными лицами плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ.

--------------------------------

<5> Далее - "государственный контроль".

Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований:

о предоставлении отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключения доступа к ним посторонних лиц;

о соблюдении правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров;

ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, а также документов, подтверждающих совершение операции, или их копий;

соответствия сведений, содержащихся в уведомлениях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о планируемом объеме производства прекурсоров, планируемом объеме переработки прекурсоров, объеме переработанных прекурсоров;

соответствия сведений о фактическом количестве ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных из Российской Федерации прекурсоров;

исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Основные нормативные правовые акты в сфере контроля
за оборотом прекурсоров, содержащие обязательные требования

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере контроля за оборотом прекурсоров, устанавливающим обязательные требования, является Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "Федеральный закон N 3-ФЗ".

С 1 марта 2022 года юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать обязательные требования, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 28 октября 2021 г. N 1846 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" <2>;

--------------------------------

<2> Далее - "Постановление N 1846".

от 15 октября 2021 г. N 1752 "Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 640 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" <3>;

--------------------------------

<3> Далее - "Постановление N 1752".

от 21 марта 2011 г. N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" <4>.

--------------------------------

<4> Далее - "Постановление N 181".

Постановлением N 1846 утверждены Правила представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила представления отчетов), и Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила ведения журналов), которые в целом отражают положения, содержащиеся в ранее действующей редакции вышеуказанных Правил.

В соответствии с Правилами представления отчетов юридические лица, индивидуальные предприниматели направляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя:

а) квартальные отчеты о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в таблицы II и III списка IV перечня - не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января года;

б) отчет о деятельности за истекший календарный год (далее - годовой отчет) о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в таблицы II и III списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля;

в) годовой отчет о количестве каждого реализованного прекурсора, внесенного в таблицу II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля;

г) годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицу II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля.

Для надлежащего сопоставления информации, содержащейся в отчетах, важно обеспечить представление всех данных в стандартной форме.

Форма отчетов предусматривает в качестве единиц измерения представляемых сведений - килограммы.

Обращаем внимание, что Правилами представления отчетов в новой редакции не определен способ представления отчетов в территориальные органы внутренних дел Российской Федерации, из чего следует, что отчеты о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, могут быть представлены любым удобным для субъекта предпринимательской деятельности способом.

Кроме того, Постановлением N 1846 внесены некоторые изменения в Правила ведения журналов.

Так, новыми Правилами ведения журналов предоставлена возможность ведения учета прекурсоров как на бумажном носителе, так и в электронной форме с учетом современных тенденций по цифровизации экономики.

Технические и программные средства ведения журнала регистрации в электронной форме Правилами ведения журналов не предусмотрены.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" при ведении электронного документооборота должны быть обеспечены следующие требования:

предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации, а также иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере использования информационных технологий и защиты информации.

При ведении журнала регистрации в электронной форме документы, подтверждающие совершение каждой операции, также допускается хранить в электронной форме в специально созданной для этих целей папке.

Требования по ведению журналов регистрации операций с прекурсорами на бумажном носителе остались прежними.

Как и раньше, регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.

Журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

Записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.

При этом нумерацию записей операций с прекурсорами необходимо вести в соответствии с количеством проведенных соответствующих операций, то есть операции по приходу и расходу должны нумероваться отдельно.

Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

Пунктом 7 Правил ведения журналов введены исключения из общего порядка учета ряда прекурсоров, если суммарное количество отпущенного, реализованного, приобретенного или использованного прекурсора за месяц не превышает 100 килограммов. В этом случае допускается занесение записи в журнале регистрации один раз в месяц и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется. При этом Правилами ведения журналов не запрещается ведение учета операций с прекурсорами в общем порядке.

В случае реализации физическому лицу прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV перечня, копия документа, удостоверяющего его личность, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

В журналах указываются как наименования прекурсоров в соответствии со списком IV перечня, так и иные их наименования, под которыми они получены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Запись в журналах каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов, в том числе усиленной квалифицированной электронной подписью. Исправления в журналах также заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах не допускаются.

Журнал хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала.

Следует также отметить, что Правилами ведения журналов упрощен порядок внесения записей в специальный журнал, а именно допускается внесение записей один раз в конце рабочего дня, а не непосредственно после совершения каждой операции.

Также из Правил ведения журналов исключена обязанность прочеркивать в журнале регистрации операций по окончании календарного года неиспользованные страницы. Из чего следует вывод о том, что ведение журнала регистрации может быть продолжено в новом году. Однако необходимо учитывать, что нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. По окончании календарного года нумерация записей завершается, остатки переносятся на начало нового года, и ведение записей в журналах регистрации начинается заново.

Правилами ведения журналов утверждена форма специального журнала регистрации операций с прекурсорами.

Учитывая, что Правила ведения журналов применяются и в отношении операций с прекурсорами, внесенными в Таблицу I списка IV перечня, графа 18 специального журнала дополнена положением о внесении фактического остатка на последний рабочий день месяца отметки об инвентаризации, так как согласно статье 38 Федерального закона 3-ФЗ юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей. Сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводятся до сведения органов внутренних дел.

По аналогии с ведением журнала учета регистрации операций с наркотическими средствами и психотропными веществами в графе 18 журнала регистрации помимо номера и (или) даты документа, составленного при проведении инвентаризации, рекомендуется указывать расхождение между фактическим наличием и данными учета (книжным остатком) в случае его выявления.

Документы или их заверенные копии, составленные при проведении инвентаризации прекурсоров, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующими журналами регистрации с возможностью представления их по требованию контролирующих органов.

Также полагаем возможным проведение инвентаризации прекурсоров в организациях (структурных подразделениях организаций) с круглосуточным режимом работы в дни, не совпадающие с последним рабочим днем месяца.

Для этого в указанных организациях (структурных подразделениях организаций) в последний рабочий день месяца необходимо произвести снятие фактических остатков прекурсоров и их сверку с книжными остатками, рассчитанными по журналу, для последующего выведения остатка на первый рабочий день следующего месяца.

Инвентаризацию указанных прекурсоров можно провести как в первый рабочий день следующего месяца, так и в любой другой день месяца при условии соблюдения требования, предусмотренного статьей 38 Федерального закона N 3-ФЗ, о необходимости проведения ежемесячной инвентаризации и составления баланса товарно-материальных ценностей. При этом отметка об инвентаризации, предусмотренная графой 18 журнала, должна быть обозначена в соответствующей части журнала в зависимости от даты проведения инвентаризации.

Обращаем внимание, что в вышеуказанном случае особенности проведения инвентаризации в организациях (структурных подразделениях организаций) с круглосуточным режимом работы должны быть определены в приказе руководителя организации.

При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, не подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в графе 18 журнала регистрации вносятся данные о фактическом остатке прекурсора.

Постановлением N 1752 обновлены Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

В частности, исключена обязанность уведомления территориальных органов МВД России о планируемом объеме производства прекурсоров, а также о планируемом объеме переработки прекурсоров на очередной год.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с переработкой прекурсоров, представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 30 дней с даты осуществления переработки - уведомление об объеме переработанных прекурсоров.

При этом, по нашему мнению, в уведомлении об объеме переработанных прекурсоров в разделе 2 "Объем переработки за указанный период" указывается как количество переработанных прекурсоров, так и количество полученных в процессе переработки прекурсоров.

Количество прекурсоров, полученное в результате их переработки, должно сопоставляться со сведениями о количестве реализованных прекурсоров и их остатках на конец отчетного года, указанных в отчете о количестве реализованных прекурсоров, представленном в соответствии с Правилами представления отчетов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут хранить и использовать прекурсоры в количестве, не превышающем их производственных нужд.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие приобретение прекурсоров для производственных нужд, в течение 10 дней после приобретения прекурсоров уведомляют территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации о количестве приобретенных прекурсоров.

Порядок определения производственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют при осуществлении собственного производства продукции прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, внесенные в Таблицу I и Таблицу II Списка IV перечня, утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 638, в соответствии с которым производственные нужды определяются с учетом производственной программы, на основании производственной и технологической документации при условии, когда производство продукции осуществляется при полной загрузке производственных мощностей.

В соответствии с отраслевым стандартом "Стандарт отрасли. Продукция медицинской промышленности. Технологические регламенты производства. Содержание, порядок разработки, согласования и утверждения. ОСТ 64-02-003-2002", утвержденным распоряжением Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N Р-10, производство (производственный процесс) - это все операции по производству конечной продукции.

Производство включает в себя технологический регламент производства, то есть нормативный документ, устанавливающий методы производства, технологические нормативы, технические средства, условия и порядок проведения технологического процесса в производстве, а также устанавливающий безопасность ведения работ и достижение оптимальных технико-экономических показателей конкретного производства. Промышленный регламент - технологический документ действующего серийного производства.

Оказание медицинской организацией медицинской помощи в соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 804н, к производству отношения не имеет, определение производственных нужд для оказания таких услуг законодательством в сфере оборота прекурсоров не предусмотрено.

Учитывая изложенное, медицинским организациям, приобретающим прекурсоры для оказания медицинской помощи, направлять в территориальные органы МВД России уведомление о количестве приобретенных прекурсоров, необходимых для обеспечения производственных нужд, не требуется.

Хранение прекурсоров осуществляется в металлическом шкафу (сейфе) или изолированном помещении, которые после окончания рабочего дня запираются на ключ и опечатываются (опломбировываются).

При невозможности хранить прекурсоры в помещении их хранение осуществляется в расположенных на охраняемых территориях емкостях (цистернах, резервуарах, бочках и другой транспортной таре), которые после окончания рабочего дня опечатываются (опломбировываются).

Руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) назначаются лица, ответственные за хранение прекурсоров, устанавливается порядок хранения ключей от помещений, а также печатей (пломбировочных устройств).

Юридические лица, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации прекурсоров, представляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации:

в соответствии с пунктом 25 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденного Постановлением N 181, в течение 15 дней со дня истечения срока действия разовой лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации копию справки об исполнении лицензии, выдаваемой таможенными органами:

в соответствии с пунктом 21 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденного Постановлением N 181 и статьей 8 Соглашения о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза, принятым Решением Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2013 г. N 51 юридические лица не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока действия разрешения на право ввоза (вывоза) направляют сведения о количестве ввезенных (вывезенных) прекурсоров.

Одновременно сообщаем, что в случаях нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем вышеперечисленных Правил виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 6.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

ГУНК МВД России