См. Документы Федеральной службы по тарифам
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ
ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФСТЭК РОССИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Настоящее руководство разработано в соответствии с пунктом 8.2.1 Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, утвержденных протоколом от 20 января 2017 года N 1 заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы и имеет целью оказание российским участникам внешнеэкономической деятельности информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, включая разъяснение отдельных его положений, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.
1. Состояние нормативно-правового регулирования
в соответствующей сфере деятельности
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления внешнеэкономических операций с товарами (работами, услугами), информацией, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, имеющих обязательный характер и установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСТЭК России (далее - обязательные требования):
- Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
- Указ Президента Российской Федерации от 27 мая 2007 г. N 665 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14 октября 2006 г. ";
- Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 2010 г. N 381 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1874 от 12 июня 2009 г. ";
- Указ Президента Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 871 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г. ";
- Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2016 г. N 109 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2231 от 20 июля 2015 г. ";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 973 "Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий";
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 N 296 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия";
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 686 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия";
- постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. N 447 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники";
- постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 462 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях";
- постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 634 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности";
- постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 583 "О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля".
2. Описание круга лиц, в отношении которых устанавливаются
обязательные требования
Обязательные требования установлены в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности, под которыми понимаются осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Обязательные требования
3.1. Соблюдение установленного федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
порядка осуществления внешнеэкономических операций
с товарами и технологиями, в отношении которых
установлен экспортный контроль
Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию.
Необходимость получения лицензии либо разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической сделки определяется по результатам идентификации контролируемых товаров и технологий.
Под идентификацией контролируемых товаров и технологий в соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" понимается установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки, утвержденные указами Президента Российской Федерации, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, посредством заключения с ней соответствующего договора, либо обратиться в ФСТЭК России за предоставлением государственной услуги по проведению идентификации контролируемых товаров и технологий и выдаче идентификационного заключения.
3.2. Соблюдение установленных порядка учета
внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля,
а также сроков хранения соответствующих учетных документов
Ведение российскими участниками внешнеэкономической деятельности учета совершаемых ими внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, осуществляется в журнале учета внешнеэкономических сделок.
Порядок ведения журнала учета, его внешний вид, сроки хранения и перечень видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат обязательному учету в целях экспортного контроля, утверждены постановлением Правительства от 13 июня 2012 года N 583.
3.3. Соблюдение требований (условий, ограничений),
установленных лицензией (разрешением) на осуществление
внешнеэкономических операций с товарами и технологиями,
в отношении которых установлен экспортный контроль
Лицензия или разрешение могут устанавливать дополнительные условия осуществления внешнеэкономических операций, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, являющимся объектами таких операций.
Лицензия или разрешение может использоваться их законным владельцем для совершения только тех внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на осуществление которых такие лицензия или разрешение были выданы.
3.4. Соблюдение обязательств по использованию в заявленных
целях товаров (услуг) двойного применения, импортированных
в Российскую Федерацию с предоставлением российского
импортного сертификата
На товары (услуги) двойного применения, импортированные в Российскую Федерацию, распространяется установленный в Российской Федерации режим экспортного контроля. Они не могут быть реэкспортированы в третьи страны иначе как в порядке, определенном для экспорта российских товаров (услуг) двойного применения, и при наличии письменного согласия иностранного экспортера на их реэкспорт, в случае если такое условие предусмотрено контрактом (договором). При этом обязательствами российских импортеров и потребителей товаров (услуг) двойного применения являются:
- импортировать товары (услуги) двойного применения только в Российскую Федерацию, а в случае, если они не будут импортированы в Россию, не направлять их в другое место назначения;
- не применять эти товары (услуги) в незаявленных целях;
- не передавать указанные товары (услуги) какому-либо другому субъекту хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации и не реэкспортировать в третьи страны без разрешения ФСТЭК России.
3.5. Соблюдение специальных экономических мер,
устанавливаемых актами Президента Российской Федерации
в рамках реализации Федерального закона "О специальных
экономических мерах", запретов и ограничений в сфере
внешней торговли товарами и технологиями
Российским участникам внешнеэкономической деятельности запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.
Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны соблюдать запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности, установленные актами Российской Федерации в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Кроме того, российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операции с научно-технической продукцией (далее - разрешение) в случае, если они:
были информированы в письменной форме ФСТЭК России о том, что научно-техническая продукция может быть использована иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах российских либо иностранных организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности;
имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных абзацем первым настоящего пункта целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц.
Для участников внешнеэкономической деятельности основаниями полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, в частности, являются:
предполагаемая поставка научно-технической продукции в иностранное государство, в отношении которого имеется официальная информация о нарушении им обязательств по международным договорам (соглашениям) в области нераспространения оружия массового поражения;
имеющаяся у российского участника внешнеэкономической деятельности информация о причастности иностранного лица, являющегося стороной по контракту, грузополучателем либо конечным пользователем (потребителем) приобретаемой научно-технической продукции, к военным программам в ядерной, химической, биологической или ракетной областях;
нежелание иностранного покупателя (получателя) предоставить информацию о конечном назначении и конечных пользователях (потребителях) приобретаемой научно-технической продукции, месте ее использования;
несоответствие функционального назначения и технических характеристик приобретаемой иностранным покупателем (получателем) научно-технической продукции заявленным целям ее использования или сфере деятельности конечных пользователей (потребителей);
несоответствие объема (количества) и номенклатуры приобретаемой научно-технической продукции характеру и техническому уровню производственных мощностей, которыми располагает конечный пользователь (потребитель);
предъявление иностранным покупателем (получателем) повышенных требований к конфиденциальности информации в отношении конечного назначения, конечных пользователей (потребителей) приобретаемой научно-технической продукции;
использование иностранным покупателем (получателем) не соответствующих обычной торговой практике условий финансовых расчетов за приобретаемую научно-техническую продукцию, стремление произвести оплату наличными средствами;
размещение заказа на поставку научно-технической продукции организацией (физическим лицом), находящейся (имеющим постоянное место жительства) на территории государства, отличного от государства назначения;
необоснованный отказ иностранного покупателя (получателя) и (или) конечного пользователя (потребителя) научно-технической продукции от услуг поставщика по ее сборке, монтажу и техническому обслуживанию;
предъявление иностранным покупателем (получателем) не характерных для обычной торговой практики требований к упаковке и маркировке приобретаемой научно-технической продукции, препятствующих или затрудняющих ее проверку при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;
имеющиеся сведения о намерениях иностранного покупателя (получателя) и (или) конечного пользователя (потребителя) провести модификацию приобретаемой научно-технической продукции, в результате которой повышаются технические возможности для ее применения в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки;
использование иностранным покупателем (получателем) и (или) конечным пользователем (потребителем) приобретаемой научно-технической продукции абонентского почтового ящика в качестве адреса для деловой переписки;
выбор иностранным покупателем (получателем) экономически нелогичных способа и (или) маршрута доставки приобретаемой научно-технической продукции до заявленного места назначения;
указание иностранным покупателем (получателем) в качестве места использования приобретаемой научно-технической продукции территории или объекта с регламентированным посещением для иностранных граждан либо территории, на которой отмечается высокий уровень террористической активности;
действующее эмбарго Совета Безопасности Организации Объединенных Наций или иной международной организации, участницей которой является Российская Федерация, на поставки вооружения и военной техники, введенное против страны-покупателя или страны конечного использования экспортируемой (передаваемой) научно-технической продукции в случае, когда такая продукция является потенциально пригодной (применимой) для создания вооружения и военной техники, на которые распространяется такое эмбарго;
имеющаяся у российского участника внешнеэкономической деятельности информация о намерениях иностранного покупателя (конечного пользователя) прямо или косвенно использовать приобретаемую научно-техническую продукцию в целях создания вооружения и военной техники;
имеющаяся у российского участника внешнеэкономической деятельности информация, в том числе размещенная на официальном сайте ФСТЭК России в информационно-телекоммуникационной среде Интернет об организациях и физических лицах, причастных к террористической деятельности, о том, что выгодоприобретателем по внешнеэкономической сделке выступает организация или физическое лицо, причастные к террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
3.6. Обязательные требования по представлению информации
в ФСТЭК России
Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию ФСТЭК России предоставлять документы, иную информацию, перечень которых определен Административным регламентом исполнения Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным приказом ФСТЭК России от 17 мая 2017 г. N 89 (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 47040 от 15 июня 2017 г.), а также объяснения в письменной и устной формах, необходимые для выполнения задач и функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля.
3.7. Обязательные требования по созданию российскими
участниками внешнеэкономической деятельности внутренних
программ экспортного контроля
Создание внутренних программ экспортного контроля является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.
4. Нарушения законодательства Российской Федерации
в области экспортного контроля
В соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является:
осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений;
получение лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль, посредством предоставления поддельных документов или содержащих недостоверные сведения документов;
нарушение требований и условий лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль;
неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний ФСТЭК России и ее территориальных органов;
создание препятствий для выполнения должностными лицами ФСТЭК России и ее территориальных органов своих функций;
необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой ФСТЭК России и ее территориальными органами для целей экспортного контроля, ее умышленные искажение или сокрытие;
нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля.