Утверждаю
Руководитель
Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии
А.П.ШАЛАЕВ
14 августа 2023 г.
РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ОЦЕНКА
СОБЛЮДЕНИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕГЛАМЕНТАМИ
В ОТНОШЕНИИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ШАССИ)
И КОМПОНЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ШАССИ), НАХОДЯЩИХСЯ
В ОБРАЩЕНИИ (ДО НАЧАЛА ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ), АВТОМОБИЛЬНОГО
БЕНЗИНА, ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, СУДОВОГО ТОПЛИВА И МАЗУТА,
ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИМЕНЕНИЮ
ДО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ТЕХНИЧЕСКОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ", В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО
ТРЕХФАЗНОГО И ОДНОФАЗНОГО ТОКА ЧАСТОТОЙ 50 ГЦ
Руководство по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц (далее - надзор), подготовлено в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в целях предупреждения нарушений изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом (далее - контролируемые лица) соответствующих обязательных требований, информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях, нарушение которых является типовым или массовым, а также устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.
I. Общие положения
1.1. Предметом надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований:
а) в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) (за исключением требований, установленных пунктами 4.8 - 4.11 статьи 4 ТР ТС 013/2011 и приложениями N 5 и 6 к ТР ТС 013/2011);
б) в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (за исключением требований, установленных пунктами 3 и 4 раздела V ТР ТС 018/2011 и приложениями N 8 и 9 к ТР ТС 018/2011);
в) в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, установленных единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 2425).
1.2. Объектами надзора являются:
а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 248-ФЗ:
деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива или мазута;
деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению колесных транспортных средств (шасси) и (или) компонентов транспортных средств (шасси) (до начала их эксплуатации);
деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц;
б) в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона N 248-ФЗ:
автомобильный бензин;
дизельное топливо;
судовое топливо;
мазут;
колесные транспортные средства (шасси);
компоненты транспортных средств (шасси);
электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
1.3. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, утвержденный приказом Росстандарта от 13 сентября 2022 г. N 2266, размещен на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в рубрике "Нормативные правовые акты" раздела "Государственный контроль (надзор)" раздела "Деятельность" (https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activitv/statecontrol/legalacts).
II. Наиболее часто встречающиеся нарушения
обязательных требований
2.1. В результате анализа деятельности контролируемых лиц выявлены следующие наиболее часто встречающиеся нарушения при осуществлении:
2.1.1. деятельности по выпуску в обращение и (или) обращению автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива или мазута:
а) контролируемым лицом допущен выпуск в обращение нефтепродуктов, не соответствующих требованиям ТР ТС 013/2011, предъявляемым к характеристикам такого топлива;
б) контролируемым лицом допущен выпуск в обращение автомобильного бензина и (или) дизельного топлива, не соответствующих требованиям ТР ТС 013/2011, предъявляемым к обозначению марки указанных видов продукции;
в) контролируемым лицом допущена реализация автомобильного бензина и (или) дизельного топлива с указанием недостоверной информации о марке, экологическом классе автомобильного топлива;
г) контролируемым лицом допущена розничная реализация автомобильного бензина и (или) дизельного топлива при отсутствии на топливораздаточной колонке и (или) в кассовом чеке информации о марке топлива;
д) контролируемым лицом осуществляется выпуск в обращение и (или) обращение автомобильного бензина и (или) дизельного топлива с нарушениями требований ТР ТС 013/2011 в части отсутствия документа о качестве топлива (паспорта);
е) контролируемым лицом осуществляется выпуск в обращение и (или) обращение автомобильного бензина и (или) дизельного топлива с нарушениями требований ТР ТС 013/2011, предъявляемых к оформлению документа о качестве топлива (паспорта), а именно: отсутствуют наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); сведения о наличии присадок в топливе; нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям ТР ТС 013/2011 и иное;
ж) контролируемым лицом осуществляется выпуск в обращение и (или) обращение топлива с нарушениями требований ТР ТС 013/2011 в области обязательного подтверждения соответствия продукции;
2.1.2. деятельности по выпуску в обращение и (или) обращению колесных транспортных средств (шасси) и (или) компонентов транспортных средств (шасси) (до начала их эксплуатации):
а) контролируемыми лицами допущен выпуск в обращение и (или) обращение транспортных средств (шасси), на которые оформлено одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси), без маркировки Единым знаком обращения продукции на рынке;
б) контролируемыми лицами допущен выпуск в обращение и (или) обращение компонентов транспортных средств, на которые оформлены сертификаты соответствия или декларации о соответствии требованиям ТР ТС 018/2011, без маркировки Единым знаком обращения продукции на рынке;
в) контролируемыми лицами допущен выпуск в обращение и (или) обращение компонентов транспортных средств, не прошедших оценку соответствия требованиям ТР ТС 018/2011;
г) контролируемыми лицами допущен выпуск в обращение и (или) обращение удерживающих устройств (систем) для детей (далее - ДУУ), не соответствующих требованиям ТР ТС 018/2011 по показателям безопасности;
д) контролируемыми лицами допущен выпуск в обращение и (или) обращение ДУУ, не соответствующих требованиям ТР ТС 018/2011 в части маркировки, содержания инструкции (руководства) по эксплуатации;
е) контролируемыми лицами допущен выпуск в обращение и (или) обращение ДУУ, не прошедших оценку соответствия требованиям ТР ТС 018/2011;
ж) контролируемыми лицами допущен выпуск в обращение (хранение, реализация) "суррогатов" под видом ДУУ, назначение (применение) которых аналогично назначению (применению) ДУУ, не прошедших оценку соответствия требованиям ТР ТС 018/2011 и не соответствующих требованиям ТР ТС 018/2011 по показателям безопасности.
2.1.3. деятельности по выпуску в обращение и (или) обращению электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц:
а) контролируемыми лицами допущена реализация (поставка) электрической энергии, не соответствующей ГОСТ 32144-2013 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013);
б) контролируемыми лицами допущена реализация (поставка) электрической энергии, подлежащей обязательной сертификации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 2425, через объекты электросетевого хозяйства без сертификатов соответствия.
III. Пояснения относительно способов соблюдения
обязательных требований
3.1. Основным нормативным правовым актом в сфере технического регулирования является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), который раскрывает принципы технического регулирования, права и обязанности участников регулируемых Федеральным законом N 184-ФЗ отношений и иные положения.
3.2. ТР ТС 013/2011 содержит обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к выпускаемым в обращение автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.
Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 ТР ТС 013/2011, согласно которой перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия.
При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
наименовании и марке топлива;
соответствии топлива требованиям ТР ТС 013/2011.
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
Требования, предъявляемые к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива, содержатся в приложении N 1 к ТР ТС 013/2011.
Требования, предъявляемые к характеристикам топлива, содержатся в соответствующих приложениях к ТР ТС 013/2011, так:
к характеристикам автомобильного бензина - в приложении N 2 к ТР ТС 013/2011,
к характеристикам дизельного топлива - в приложении N 3 к ТР ТС 013/2011,
к характеристикам мазута - в приложении N 4 к ТР ТС 013/2011,
к характеристикам судового топлива - в приложении N 7 к ТР ТС 013/2011.
3.3. ТР ТС 018/2011 устанавливает требования к колесным транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии ТР ТС 018/2011, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI ТР ТС 018/2011.
Требования, предъявляемые к компонентам транспортных средств, содержатся в приложении N 10 к ТР ТС 018/2011.
Графическое изображение единого знака обращения продукции на рынке устанавливается Решением Комиссии Таможенного союза. Маркировка компонентов знаками официального утверждения "Е" или "е" (рис. 1) приравнивается к маркировке единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Рис. 1. Образец маркировки
Документами, удостоверяющими соответствие требованиям ТР ТС 018/2011 при выпуске в обращение, являются:
для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;
для шасси - одобрение типа шасси;
для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;
для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В соответствии с пунктом 35 Приложения N 10 к ТР ТС 018/2011 ДУУ должны соответствовать Правилам ООН N 44-04.
3.4. Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, в том числе перечень документов по стандартизации, устанавливающих требования к указанной продукции, а также код указанной продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и перечень документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, необходимые для осуществления оценки соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 2425 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (далее - Единый перечень), и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Раздел 1 Единого перечня предусматривает обязательную сертификацию электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц на соответствие требованиям, установленным в подпунктах 4.2.1 - 4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 межгосударственного стандарта ГОСТ 32144-2013.
ГОСТ 32144-2013 устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Поставляемая потребителям электрическая энергия должна быть сертифицирована и соответствовать показателям и нормам качества, установленным подпунктами 4.2.1 - 4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 указанного выше стандарта.
Согласно раздела 1 Единого перечня методы исследований (испытаний) и измерений таких показателей и норм качества содержатся в межгосударственных стандартах ГОСТ 30804.4.30-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии" и ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения". Положения указанных стандартов, относящиеся к контролю качества электрической энергии, применяются в том числе при осуществлении государственного контроля (надзора).
3.5. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц и повышения информированности о способах их соблюдения Росстандартом и его территориальными органами осуществляются профилактические мероприятия, в рамках которых реализуются различные виды пояснений относительно способов соблюдения обязательных требований (проводятся профилактические визиты, информирование по вопросам осуществления надзора, а также объявляются предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований и иное).
3.6. Информация о наличии в обращении на территории Российской Федерации "суррогатов ДУУ", а также о результатах их динамических испытаний содержится в методичке-памятке Росстандарта "Все, что нужно знать про безопасную перевозку ребенка в автомобиле". Методичка направлена на профилактику детского травматизма и представляет собой пример качественного межведомственного взаимодействия Росстандарта с ГУОБДД МВД России и размещена на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.rst.gov.ru//newsRST/redirect/news/1//7558) и ГУОБДД МВД России (https://гибдд.рф/upload/site1000/news/link/metodichka-rosstandarta-po-bezopasnoi-perevozke-detei.pdf).
Информация о наличии в обращении на территории Российской Федерации "суррогатов автомобильного топлива", топлива, несоответствующего требованиям ТР ТС 013/2011, а также о результатах их испытаний содержится в методичке-памятке Росстандарта "Что нужно знать при заправке топливом на АЗС". Методичка направлена на профилактику нарушений требований ТР ТС 013/2011, а также на повышение грамотности среди автовладельцев и размещена на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.rst.gov.ru//newsRST/redirect/news/1//6755)
IV. Примеры соблюдения обязательных требований
4.1. Примеры соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований:
а) выпуск в обращение и (или) обращение нефтепродуктов, соответствующих требованиям ТР ТС 013/2011, предъявляемым к характеристикам такого топлива;
б) выпуск в обращение и (или) обращение нефтепродуктов, соответствующих требованиям ТР ТС 013/2011, предъявляемым к документу о качестве (паспорту);
б) выпуск в обращение и (или) обращение средств (шасси) маркированных Единым знаком обращения продукции и на которые оформлено одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси);
в) реализация (поставка) сертифицированной электрической энергии, соответствующей показателям и нормам качества, установленным подпунктами 4.2.1 - 4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 ГОСТ 32144-2013 и иное.
V. Рекомендации по принятию контролируемыми
лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения
обязательных требований
5.1. Наиболее действенными мерами по принятию контролируемыми лицами мер для соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках надзора, являются:
создание системы контроля за соблюдением обязательных требований в указанной сфере;
осуществление надлежащего контроля со стороны ответственных лиц за соблюдением обязательных требований;
проведение внутренних проверок с целью выявления нарушений в соответствующей сфере технического регулирования;
выпуск в обращение топлива с сопровождением паспорта, оформленного в соответствии с положениями ГОСТ Р 55971-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования".
5.2. С целью добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований, относящихся к предмету указанного вида надзора, контролируемые лица могут пройти самообследование с дальнейшим получением декларации соблюдения обязательных требований.
Методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц размещены на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.rst.gov.ru/portal/gost).
VI. Ответственность за нарушения обязательных требований
6.1. Ответственность за нарушение законодательства в сфере технического регулирования в отношении:
колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), предусмотрена статьями 14.43, 14.44, 14.45, 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута предусмотрена статьей 14.43.1 КоАП РФ,
обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц предусмотрена статьями 14.43, 14.45 КоАП РФ.