РУКОВОДСТВО
ПО РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА
НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ И НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Предисловие

Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара (далее - Руководство) посвящено интереснейшим объектам интеллектуальной собственности - географическому указанию и наименованию места происхождения товара (далее - НМПТ). Руководство содержит практические рекомендации по оформлению и подаче заявок на географическое указание и НМПТ, которые будут полезны, прежде всего, производителям продукции, обладающей обусловленными географическим происхождением, особыми свойствами, качествами, репутацией или иными характеристиками.

Цель Руководства состоит в разъяснении сути и значения географического указания и НМПТ для эффективного функционирования производителей традиционных товаров и местной продукции в хозяйственном обороте, необходимости регистрации и получения исключительного права на географическое указание или НМПТ, а также возможных рисков для хозяйствующих субъектов в случае использования географического указания или НМПТ с нарушением законодательства.

Содержащиеся в Руководстве разъяснения иллюстрируются примерами и изображениями зарегистрированных НМПТ и потенциальных географических указаний для лучшего восприятия особенностей этих средств индивидуализации.

Понятие географического указания и наименования места
происхождения товара

Географическое указание и НМПТ являются объектами интеллектуальных прав, средствами индивидуализации.

Определения географического указания и НМПТ закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Географическое указание - обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара).

НМПТ - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Чем географическое указание отличается от НМПТ?

1. НМПТ - словесное обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования.

Географическое указание - любое обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий из определенной территории.

2. Одно из основных требований к НМПТ - известность обозначения, которая возникла задолго до подачи заявки на государственную регистрацию такого обозначения в качестве НМПТ в результате его использования в отношении конкретного товара.

Отсутствие известности обозначения в отношении товара не является препятствием для регистрации географического указания.

3. НМПТ регистрируется в отношении товара, обладающего особыми свойствами, которые исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Сопровождаемый НМПТ товар является своего рода единственным, неповторимым, не имеющим себе подобного.

Географическое указание регистрируется в отношении товара, обладающего определенным качеством, репутацией или другими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением.

4. В случае географического указания на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.

В случае НМПТ на территории географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

5. Для регистрации НМПТ требуется заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиям абзаца второго пункта 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для регистрации географического указания заявитель сам собирает и представляет в Роспатент документы, подтверждающие, что он производит товар, обладающий определенным качеством, репутацией или другими характеристиками товара, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением.

Знаки охраны географического указания и НМПТ

Примеры НМПТ для традиционных товаров
российских производителей

"Кубачи"
"Ессентуки"
"Дятьковский хрусталь"
"Русская водка"
"Выборгский крендель"
"Дымковская игрушка"
"Гжель"
"Тагильский поднос"
"Вологодское кружево"
"Тульский пряник"
"Жостово"
"Краснодарский чай"
"Конаковский фаянс"
"Башкирский мед"
"Тульский самовар"
"Адыгейский сыр"
"Шартан чувашский"
"Астраханский арбуз"
"Оренбургский пуховый платок"
"Вологодское масло"
"Крестецкая строчка"
"Алтайский мед"
"Кисловодский фарфор"
"Калитки карельские"
"Мстера"
"Белевская пастила"
"Астраханская осетровая икра"

Примеры зарегистрированных НМПТ

"Жостово"
"Кадомский вениз"
"Вологодское масло"
"Тульский пряник"
"Русская водка"
"Астраханские арбузы"
"Хохлома"
"Гжель"
"Алтайский мед"
"Астраханская осетровая икра"
"Крымская"
"Кубачи"

Обозначения, которые могут быть зарегистрированы
в качестве географических указаний

"Шуйское мыло" (мыло ручной работы)
"Истанг" (традиционный чеченский ковер)
"Мокшанка" (минеральная вода)
"Торбаса" (чукотская национальная обувь)
"Котовская неваляшка"
"Малица" (традиционная ненецкая одежда)

Значение географического указания и НМПТ

Значение географических указаний и НМПТ проявляется, прежде всего, в том, что эти объекты являются составляющими комплекса характеристик, дающих широкой общественности представление об изготовителе и высоком качестве товара, многообразии традиций регионов и о связи этого товара с конкретной территорией, т.е. "брендом" соответствующего региона.

Регистрация географических указаний и НМПТ в отношении традиционных товаров и местной продукции является наиболее эффективным механизмом с точки зрения продвижения и защиты региональных брендов. В результате регистрации географического указания и НМПТ право использования соответствующего обозначения закрепляется исключительно за производителями региона, чья продукция обладает обусловленными географическим происхождением особыми свойствами, качествами, репутацией или иными характеристиками.

Кто получает преимущества от использования географического указания и НМПТ?

Прежде всего, использование географических указаний и НМПТ выгодно производителю, поскольку дает возможность отличать его продукцию от продукции конкурентов. Это может влиять на успешное продвижение товара на рынке и увеличение объемов реализации, что, в свою очередь, должно способствовать расширению и развитию производства.

В использовании географических указаний и НМПТ заинтересованы и потребители. Приобретая товар, сопровождаемый географическим указанием или НМПТ, потребитель может быть уверен, что товар обладает теми характеристиками или особыми свойствами, на которые он рассчитывает. Это вызывает доверие к производителю и готовность платить больше за продукцию, сопровождаемую географическим указанием и НМПТ.

Заинтересованность в использовании географических указаний и НМПТ должна проявляться и со стороны администрации регионов. Наличие в регионе географических указаний и НМПТ позволяет установить устойчивую ассоциативную связь между уникальными товарами и территорией региона, что создает благоприятные условия для привлечения инвестиций, которые, в свою очередь, могут быть направлены на развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, организацию новых рабочих мест, сохранение сельских поселений (мест традиционного бытования народных художественных промыслов), развитие туризма на их территориях.

Для чего необходимы регистрация географического указания
и НМПТ, а также получение права их использования?

Географическое указание и НМПТ признаются и охраняются в силу их государственной регистрации.

Государственная регистрация является основанием для предоставления исключительного права на географическое указание и НМПТ, которые удостоверяются свидетельством.

При предоставлении правовой охраны географическому указанию и НМПТ осуществляются два действия.

Первое - признание заявленного обозначения географическим указанием или НМПТ и его государственная регистрация (путем внесения сведений в Государственный реестр географических указаний и наименований мест происхождений товаров Российской Федерации (далее - Госреестр).

Второе - предоставление заявителю исключительного права на географическое указание или НМПТ и выдача соответствующего свидетельства.

Регистрация географического указания и НМПТ производится по результатам рассмотрения первой заявки на государственную регистрацию географического указания или НМПТ и на предоставление исключительного права на такое географическое указание или наименование.

Если географическое указание или НМПТ зарегистрировано, то все последующие заявки подаются на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное географическое указание или НМПТ теми лицами, которые желают его использовать.

В случае получения исключительного права правообладателям предоставляются одинаковые права вне зависимости от вида поданной заявки - первая или любая последующая.

На сайте ФИПС https://new.fips.ru/elektronnye-servisy/otkrytye-reestry/index.php ("Открытые реестры") размещена информация о принятых к рассмотрению заявках на географическое указание и НМПТ, состоянии делопроизводства по заявкам, зарегистрированных географических указаниях и НМПТ, а также обо всех правообладателях.

Правообладатель может использовать географическое указание или НМПТ, в частности, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковке товаров, на бланках, счетах, в предложениях о продаже, в том числе с помощью рекламы. Особенностью данных средств индивидуализации является запрет на распоряжение исключительным правом на географическое указание и НМПТ, в том числе путем их отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого географического указания или НМПТ. Переход исключительного права на географическое указание и НМПТ без заключения договора также не допускается.

Географическое указание и НМПТ - идеальные средства рекламы, способные эффективно влиять на продвижение товара на рынке, информируя потребителя о том, что товар обладает особыми свойствами, определенным качеством, репутацией или иными характеристиками, определяемыми его географическим происхождением.

Наличие исключительного права позволяет правообладателю защищать свои права на использование географического указания или НМПТ и запрещать выпуск контрафактных товаров. При этом законодательство определяет, что контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы географическое указание или НМПТ или сходные с ними до степени смешения обозначения.

Лица, которые не имеют исключительного права на географическое указание или НМПТ, не могут их использовать для маркировки любого товара.

Правообладатель вправе требовать применения к нарушителям соответствующих мер ответственности, установленных законодательством.

В противном случае эти лица будут признаны нарушителями закона. Такие меры, в частности, включают запрет незаконного использования географического указания или НМПТ, изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, возмещения убытков или выплаты компенсации правообладателю.

Может ли обладатель исключительного права на географическое
указание или НМПТ также зарегистрировать на свое имя
товарный знак, включающий такое географическое указание
или НМПТ или производные от них?

По общему правилу, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с географическим указанием или НМПТ.

В качестве исключения географическое указание или НМПТ либо сходное с ними до степени смешения обозначение может быть включено как неохраняемый элемент в товарный знак, если:

- товарный знак регистрируется на имя лица, имеющего право использования такого географического указания или НМПТ;

- регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано географическое указание или НМПТ.

Следует отметить, правовая охрана товарного знака, включающего географическое указание или НМПТ, может быть прекращена досрочно по заявлению любого лица в случае прекращения права использования соответствующего географического указания или НМПТ.

РЕГИСТРАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО УКАЗАНИЯ И НМПТ И ПОЛУЧЕНИЕ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ И НМПТ

Подача заявки: кто может зарегистрировать географическое
указание и НМПТ и получить право их использования?

Для того чтобы зарегистрировать географическое указание и НМПТ и получить исключительное право на такое географическое указание и наименование либо получить исключительное право на ранее зарегистрированное географическое указание и НМПТ, необходимо подать заявку в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Географическое указание и НМПТ может быть зарегистрировано одним либо несколькими гражданами, одним либо несколькими юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц.

Лицам, зарегистрировавшим географическое указание и НМПТ, предоставляется исключительное право на это географическое указание и НМПТ.

Исключительное право на географическое указание и НМПТ в отношении того же географического указания может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий характеристиками или особыми свойствами, указанными в Госреестре.

Преимущества объединений производителей товаров,
характеристики которых определяются
географическим происхождением

Закрепление в законодательстве возможности подачи заявок и получения исключительного права на географическое указание и НМПТ ассоциациями или иными объединениями лиц, в которые могут входить как непосредственно производители товара, так и лица, вводящие данный товар в гражданский оборот, позволит объединить усилия отдельных участников рынка в создании более качественной и конкурентоспособной продукции.

Конкретными преимуществами объединения лиц, вовлеченных в производство, реализацию и продвижение товара, в отношении которого испрашивается правовая охрана географического указания или НМПТ, являются:

1) уменьшение издержек путем распределения затрат среди участников объединения;

2) координация действий при разработке требований к товару, технологий его производства, хранения и реализации, что помогает свести к минимуму вероятность возникновения споров среди производителей;

3) учет интересов лиц, обеспечивающих продвижение товара на рынке, но не являющихся непосредственными производителями;

4) возможность индивидуальным предпринимателям, малым и средним предприятиям конкурировать с крупными производителями, в том числе, благодаря мерам государственной поддержки;

5) возможность установления внутреннего контроля за исполнением установленных требований к товару с целью предотвращения нанесения ущерба репутации географического указания или НМПТ вследствие производства продукции с разными характеристиками под тем же обозначением;

6) объединение усилий при защите от несанкционированного использования географического указания, совместная борьба с контрафактной продукцией.

Что должна содержать заявка на географическое указание?

Заявка на государственную регистрацию географического указания и предоставление исключительного права на такое географическое указание или заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное географическое указание должна содержать следующие документы и сведения.

1. Заявление о государственной регистрации географического указания и о предоставлении исключительного права на такое географическое указание или заявление о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное географическое указание с указанием заявителя (заявителей), его (их) места жительства или места нахождения.

2. Заявляемое обозначение.

3. Указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация географического указания и предоставление исключительного права на такое географическое указание или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное географическое указание (может быть указан как один товар, так и несколько товаров, относящихся к одному виду, группа однородных товаров).

4. Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта).

5. Сведения, касающиеся связи характеристик товара с местом его происхождения (производства) (только для заявки на государственную регистрацию географического указания и на предоставление исключительного права на такое географическое указание).

6. Описание характеристик товара, включая исходный материал, используемый для производства товара, физические, химические, микробиологические, органолептические или художественные характеристики товара.

7. Описание способа производства товара, а также информацию об условиях его хранения и транспортировки, если это оказывает существенное влияние на формирование и сохранение характеристик товара.

8. Описание порядка контроля за соблюдением условий производства и сохранением характеристик товара, в отношении которого испрашивается правовая охрана географического указания.

9. Перечень лиц, имеющих право использования географического указания, если заявка на географическое указание подается объединением лиц, и условия использования географического указания лицами, входящими в это объединение.

10. Сведения, подтверждающие право осуществлять деятельность по производству товара, если это предусмотрено федеральными законами.

11. Документы, подтверждающие, что заявитель производит товар, обладающий соответствующими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением (не входят в состав заявки, но должны быть представлены в соответствии с пунктом 3 статьи 1522 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Что должна содержать заявка на НМПТ?

Заявка на государственную регистрацию НМПТ и предоставление исключительного права на такое наименование или заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ должна содержать следующие документы и сведения.

1. Заявление о государственной регистрации НМПТ и о предоставлении исключительного права на такое наименование или заявление о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ с указанием заявителя (заявителей), его (их) места жительства или места нахождения.

2. Заявляемое обозначение.

3. Указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация НМПТ и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ (может быть указан как один товар, так и несколько товаров, относящихся к одному виду, группа однородных товаров).

4. Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта).

5. Сведения, содержащие обоснование того, что товар, в отношении которого заявляется на государственную регистрацию НМПТ, обладает особыми свойствами, указанными в абзаце втором пункта 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. Описание особых свойств товара, включая исходный материал, используемый для производства товара, физические, химические, микробиологические, органолептические или художественные характеристики товара.

7. Описание способа производства товара, а также информацию об условиях его хранения и транспортировки, если это оказывает существенное влияние на формирование и сохранение особых свойств товара.

8. Описание порядка контроля за соблюдением условий производства и сохранением особых свойств товара, в отношении которого испрашивается правовая охрана НМПТ.

9. Перечень лиц, имеющих право использования НМПТ, если заявка подается объединением лиц, и условия использования НМПТ лицами, входящими в это объединение.

10. Сведения, подтверждающие право осуществлять деятельность по производству товара, если это предусмотрено федеральными законами.

11. Документы, подтверждающие известность прилагаются документы, подтверждающие известность обозначения, заявленного в качестве НМПТ, в отношении товара.

11. Заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти или при его отсутствии заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или организации, уполномоченных высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данный географический объект (уполномоченный орган), которое подтверждает, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий необходимым требованиям.

Кто уполномочен выдавать заключения?

Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2020 г. N 1195 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения, необходимые для государственной регистрации наименования места происхождения товара и осуществления юридически значимых действий в отношении зарегистрированного наименования места происхождения товара, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В настоящее время такими органами являются:

- Министерство здравоохранения Российской Федерации - в отношении лечебных грязей, минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды;

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - в отношении товаров народных художественных промыслов и музыкальных инструментов;

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - в отношении продукции сельского хозяйства и пищевой продукции, за исключением минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В случае если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу заключений не определен, заключение может выдаваться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или организацией, которые уполномочены высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится географический объект, наименование которого заявляется в качестве НМПТ.

Может ли заявка на географическое указание быть
преобразована в заявку на НМПТ и наоборот?

Действующим законодательством представляется такая возможность. Условиями для преобразования заявок на регистрацию географического указания в НМПТ и наоборот являются:

1) соблюдение срока подачи соответствующего ходатайства: оно должно быть подано до принятия решения по преобразуемой заявке;

2) ходатайство о преобразовании заявки подписано всеми заявителями по преобразуемой заявке;

3) представлены сведения и документы, необходимые для регистрации того объекта, правовая охрана которого будет испрашиваться после преобразования;

4) уплачена соответствующая пошлина.

Кроме того, предусмотрена возможность преобразования уже зарегистрированного географического указания в НМПТ и наоборот при условии предоставления необходимых документов и уплаты пошлины.

Как подаются документы заявки?

Документы заявки могут быть поданы в Роспатент следующими способами:

- при личном обращении непосредственно в Роспатент;

- по почте;

- по факсу (оригиналы документов заявки должны быть представлены заявителем в течение одного месяца с даты их поступления в Роспатент по факсу вместе с сопроводительным письмом, идентифицирующим документы, поступившие ранее по факсу);

- с использованием электронно-цифровой подписи (информация о данном способе подачи представлена на сайте ФИПС https://www.fips.ru/ в разделе "Общая информация для пользователей сервисов электронного взаимодействия");

- с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

За осуществление юридических значимых действий, относящихся к государственной регистрации географического указания или НМПТ и предоставлению исключительного права на его использование, взимаются пошлины в соответствии с Положением о пошлинах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 941 с изменениями.

Результаты рассмотрения заявки

По поданным в Роспатент заявкам проводится экспертиза, включающая формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения, а также рассмотрение возражений третьих лиц против регистрации географического указания и НМПТ или предоставления исключительного права на такие географическое указание и НМПТ.

Если по результатам экспертизы заявленного обозначения и рассмотрения поступивших возражений установлено его соответствие требованиям законодательства, Роспатент принимает решение по первой заявке о государственной регистрации географического указания или НМПТ и о предоставлении исключительного права на такое географическое указание или НМПТ, а по последующим заявкам - решение о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное географическое указание или НМПТ.

Выдача свидетельства

На основании решения, принятого по результатам экспертизы первой заявки, Роспатент осуществляет государственную регистрацию географического указания и НМПТ в Госреестре.

Внесение в Госреестр сведений о предоставлении исключительного права на географическое указания и НМПТ и выдача свидетельства об исключительном праве на географическое указания и НМПТ осуществляются Роспатентом только после уплаты соответствующих пошлин.

Срок действия правовой охраны географического указания
и НМПТ и исключительного права на географическое
указание и НМПТ

Географическое указание и НМПТ охраняются в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства или характеристики которого обусловлены его географическим происхождением.

Можно отметить, что фактически правовая охрана географического указания и НМПТ действует бессрочно.

Что касается исключительного права на географическое указание и НМПТ, то оно имеет срок действия - в течение десяти лет со дня подачи заявки на географическое указание или НМПТ в Роспатент.

Законодательством предусмотрено право на неоднократное продление срока действия исключительного права на географическое указание и НМПТ по заявлению правообладателя.

Для продления исключительного права на географическое указание к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что заявитель производит товар, обладающий характеристиками, указанными в Госреестре.

Для продления исключительного права на НМПТ к заявлению должно прилагаться заключение уполномоченного органа о том, что заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Госреестре.

Продление исключительного права осуществляется при условии уплаты соответствующей пошлины.

Необходимая информация, касающаяся подачи заявок на географические указания и НМПТ, а также получения заключений уполномоченных органов, размещена на официальном сайте Роспатента в разделе "Региональные бренды России" https://rospatent.gov.ru/ru/sourses/regional-brands и на официальном сайте Федерального института промышленной собственности https://www.fips.ru.

Все вопросы, связанные с регистрацией географических указаний и НМПТ, можно направлять на специально созданный электронный почтовый ящик: nmpt_gu@rupto.ru.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области