Утверждаю
Руководитель Росаккредитации
А.М.ХЕРСОНЦЕВ
30 августа 2019 г.

РУКОВОДСТВО ПО АККРЕДИТАЦИИ.
СОБЛЮДЕНИЕ ЗАЯВИТЕЛЯМИ И АККРЕДИТОВАННЫМИ ЛИЦАМИ ТРЕБОВАНИЙ
КРИТЕРИЕВ АККРЕДИТАЦИИ В ОТНОШЕНИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ
ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССОВ И УСЛУГ

1. Общие положения

Настоящее Руководство разработано в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) на основании приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (далее - Критерии аккредитации), ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012). В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ руководства по аккредитации являются обязательными для соблюдения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации.

2. Нормативные ссылки

Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Положение о Федеральной службе по аккредитации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499;

Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (далее - Критерии аккредитации);

Приказ Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 288 "Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации" (в редакции приказа от 27 февраля 2019 г. N 89 "О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации");

Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).

3. Термины и определения

орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации;

сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

4. Требования к образованию работников органа по сертификации

Согласно пункту 9 Критериев аккредитации предъявляется требование к наличию у работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия:

высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации;

опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;

допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).

К работникам органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия средств связи, а также органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия оборудования для работы во взрывоопасных средах, участвующим в выполнении работ по подтверждению соответствия, предъявляются требования к наличию высшего образования по профилю, соответствующему области аккредитации.

К работникам органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия железнодорожной продукции, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, предъявляются требования к наличию:

высшего образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации;

опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее пяти лет.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

При выборе формы дополнительного профессионального образования следует учитывать, что:

программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Необходимо, чтобы в структуре программы повышения квалификации содержалось описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Дополнительное профессиональное образование предоставляется образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности.

5. Требования к работникам органа по сертификации исходя из области аккредитации

К работникам органа по сертификации, участвующим в выполнении работ по подтверждению соответствия, предъявляются требования к наличию навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Орган по сертификации подтверждает соответствие своих работников требованиям к образованию, опыту работы, навыкам и профессиональным знаниям, установленным Критериями аккредитации, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, в соответствии с областью аккредитации органа по сертификации.

Столбцы 2 и 5 области аккредитации органа по сертификации включают:

наименование объекта сертификации;

сведения о технических регламентах, документах в области стандартизации и иных документах, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия, и (или) требования к объектам подтверждения соответствия.

Работник органа по сертификации подтверждает наличие навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по сертификации объектов, указанных в столбце 2 области аккредитации органа по сертификации, в соответствии с применяемыми схемами сертификации, согласно требованиям документов и (или) иным требованиям, указанным в столбце 5 области аккредитации органа по сертификации.

6. Требования к штатной численности органа по сертификации

Абзацем шестым пункта 9 Критериев аккредитации в части требований к органу по сертификации установлено требование о наличии в штате органа по сертификации работников по всем направлениям деятельности, соответствующим области аккредитации, работающих по трудовому договору в составе одного органа по сертификации, сведения о которых включаются в реестр аккредитованных лиц. Не менее трех работников должны работать в органе по сертификации в штате по основному месту работы.

Дополнительно Критериями аккредитации установлено, что допускается привлечение к работам по подтверждению соответствия работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, соответствующих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации, работающих в составе иных органов по сертификации такого юридического лица или индивидуального предпринимателя, при условии их аккредитации на осуществление сертификации разных объектов (продукция, услуги, системы менеджмента, персонал).

На основании изложенного в соответствии с требованиями Критериев аккредитации орган по сертификации обеспечивает наличие работников, соответствующих требованиям Критериев аккредитации в части образования, опыта работы, навыков и профессиональных знаний, работающих по трудовому договору в штате данного органа по сертификации и не работающих в органах по сертификации иных юридических лиц, по всем направления деятельности, соответствующим области аккредитации органа по сертификации.

При соблюдении данного условия допускается привлечение органом по сертификации к работам по подтверждению соответствия работников, соответствующих требованиям Критериев аккредитации, работающих по трудовому договору в данном органе по сертификации и одновременно по трудовому договору в ином органе по сертификации того же юридического лица или индивидуального предпринимателя, аккредитованного на осуществление сертификации иного объекта:

продукция (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг");

услуги (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг");

системы менеджмента (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента");

персонал (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала").

Возможность работы работников органа по сертификации в органах по сертификации иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по различным направлениям деятельности, Критериями аккредитации не предусмотрена.

7. Требования к опыту и навыкам работников органа по сертификации

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются техническим регламентом.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации носит добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации.

При этом перечень действий, результаты которых рассматриваются как документальные свидетельства соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям технических регламентов, чем непосредственно обеспечивается защита жизни или здоровья граждан, в схемах декларирования соответствия и схемах сертификации существенно отличаются.

В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 (далее - ТР ТС 008/2011), при проведении сертификации игрушек (схемы 1с, 2с, 3с) орган по сертификации проводит идентификацию игрушек; организует проведение испытаний образца (образцов) игрушки на соответствие требованиям, указанным в пункте 1 статьи 5 ТР ТС 008/2011, и проводит анализ протокола (протоколов) испытаний; проводит анализ состояния производства (схема 1с); выдает сертификат соответствия по единой форме, утвержденной Комиссией (статья 6 ТР ТС 008/2011).

При этом согласно типовым схемам оценки соответствия, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44, все действия, связанные с подтверждением безопасности продукции в форме декларирования осуществляет заявитель, а орган по сертификации рассматривает представленные заявителем документы на предмет комплектности и достаточности сведений, в том числе с учетом требований технических регламентов, и осуществляет регистрацию декларации о соответствии. Регистрация декларации о соответствии осуществляется уполномоченными на регистрацию деклараций о соответствии органами (организациями) государств - членов Союза (далее - государства-члены), в том числе аккредитованными органами по сертификации государств-членов, которые включены в единый реестр органов по оценке соответствия Союза и область аккредитации которых распространяется на декларируемую продукцию, если это предусмотрено законодательством государств-членов.

Требования к органам по сертификации установлены ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, который не содержит положений, регулирующих вопросы декларирования соответствия продукции.

Исходя из положений договорно-правовой базы Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации, национальных и международных стандартов аккредитованный к органу по сертификации и его работникам предъявляются требования к наличию компетентности, знаний и навыков в сфере сертификации продукции, работ и услуг.

Опыт работника органа по сертификации, приобретаемый им при выполнении работ по сертификации и регистрации деклараций о соответствии, по своей сути несоизмерим, в том числе с учетом степени последствий выполнения работником, обладающим опытом по регистрации деклараций о соответствии, работ по сертификации исходя из целей принятия технических регламентов, поскольку применительно к деятельности органа по сертификации защита жизни или здоровья граждан путем подтверждения безопасности продукции обеспечивается навыком выполнения последовательности действий, регламентируемых схемами сертификации.

В целях установления соответствия работников органа по сертификации требованиям Критериев аккредитации оценивается наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, навыков и профессиональных знаний в сфере сертификации, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

К документам, подтверждающим соответствие органа по сертификации критериям аккредитации, относятся документы, подтверждающие наличие у работников органа по сертификации опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Документы, связанные с регистрацией деклараций о соответствии, не могут рассматриваться в качестве подтверждения опыта работника органа по сертификации по выполнению работ по сертификации.

8. Требованиях работникам органа по сертификации для целей оценивания, анализа и принятия решения по процессу сертификации

Аккредитованные лица обязаны соблюдать Критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. К органу по сертификации и его работникам предъявляются требования, указанные в разделе 6 настоящего Руководства.

В целях выполнения установленной Федеральным законом N 412-ФЗ обязанности соблюдения Критериев аккредитации к заявителям, аккредитованным лицам, являющимся или претендующим на аккредитацию в качестве органа по сертификации, предъявляются требования соответствия положениям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, а оценка соответствия указанных лиц Критериям аккредитации осуществляется с учетом положений ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.

Пунктом 6.1.1.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации должен иметь на службе значительное число работников, технически компетентных для осуществления работ, связанных со схемами сертификации, с действующими стандартами и другими нормативными документами.

Требования к процессу сертификации и внутренним процессам (рассмотрение заявки, оценивание, анализ и принятие решения) установлены пунктом 7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.

Пунктами 7.4.1, 7.4.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации должен разработать план проведения оценивания, чтобы обеспечить принятие соответствующих мер, и назначить персонал для выполнения каждого оценивания согласно плану использования внутренних ресурсов.

Пунктом 7.5.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации должен назначить по крайней мере одно лицо для анализа всей информации и результатов оценивания, который проводится персоналом, не участвовавшим в этом процессе (см. пункт 7.4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).

Пунктом 7.5.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что рекомендации для принятия решения по сертификации на основе результатов анализа должны быть задокументированы, за исключением случаев, когда анализ и вынесение решения проводит одно и то же лицо.

Пунктом 7.6.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации должен назначить по крайней мере одно лицо для принятия решения по сертификации на основании всей информации, касающейся оценивания, анализа, или любой другой. Решение по сертификации должно приниматься одним лицом или группой лиц, которые не участвовали в процессе оценивания.

Таким образом, проведение оценивания и анализ результатов оценивания с принятием решения по сертификации проводится разными лицами (работниками органа по сертификации); анализ результатов оценивания и принятие решения по сертификации может проводится разными лицами или одним и тем же лицом.

Численность работников органа по сертификации, достаточная для проведения работ по подтверждению соответствия продукции в форме сертификации требованиям технического регламента, документам, устанавливающим требования к объектам подтверждения соответствия, и (или) требованиям к объектам подтверждения соответствия, составляет не менее двух работников органа по сертификации на группу продукции (направление деятельности). При этом общая минимальная численность работников органа по сертификации составляет не менее трех человек по основному месту работы.

Следует учитывать, что образование, опыт работы, навыки и профессиональные знания работника органа по сертификации могут позволить ему выполнять работы по сертификации продукции требованиям двух и более групп продукции (технических регламентов).

Проведение оценивания, анализ результатов оценивания, принятие решения по сертификации, требования к которым установлены ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, относятся к процессу сертификации. Принимая во внимание, что пунктом 9 Критериев аккредитации установлены требования к работникам органа по сертификации, участвующим в выполнении работ по подтверждению соответствия, к работникам органа по сертификации, участвующим в выполнении работ по сертификации на разных этапах (оценивание, анализ, принятие решения), применяются требования, установленные пунктом 9 Критериев аккредитации.

Согласно Решению Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 N 293 единая форма сертификата соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза (далее - сертификат соответствия) предусматривает наличие подписи руководителя органа по сертификации.

В то же время договорно-правовой базой Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации не установлено положений, согласно которым подписание сертификата соответствия может рассматривается как процесс принятия решения по сертификации. Требования к принятию решения по сертификации устанавливаются в руководстве по качеству органа по сертификации с учетом требований Критериев аккредитации и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.

В случаях если руководитель органа по сертификации не принимал участия в процессе сертификации (оценивании, анализе и принятии решения), то в отношении него не применяются требования пункта 9 Критериев аккредитации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области