ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2013 года

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в составе:

председательствующего Тимошина Н.В.,

членов коллегии Бациева В.В., Белова В.А., Дербилова О.А., Дудко И.Г., Еремяна В.В., Кайгородова А.А., Клюкина С.И., Кудряшовой В.В., Литвинцевой Л.Р., Лысяковой Н.П., Маковской А.А., Мусина В.А., Никитина С.В., Осина В.А., Сбоева А.А., Суворова В.М., Тарбагаева А.Н., Тарханова И.А.,

при секретаре Логиновой М.Н.,

обсудив вопросы, поступившие от председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, руководствуясь подпунктом 11 пункта 2 статьи 17, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации",

решила:

с целью единообразного применения ряда положений законодательства Российской Федерации квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации утвердить ответы на вопросы, поступившие от председателей квалификационных коллегий судей:

Вопрос 1. Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи" в статью 13 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" внесены изменения, срок полномочий квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации увеличен до четырех лет.

Возникает вопрос о сроке полномочий представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации в квалификационной коллегии судей.

Ответ: В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителя Президента Российской Федерации.

Судьи в состав квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации избираются на конференции судей, а в период между конференциями вместо выбывших судей - советом судей субъекта Российской Федерации. Представители общественности назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Представитель Президента Российской Федерации в квалификационной коллегии судей назначается Президентом Российской Федерации.

Согласно первоначальной редакции статьи 13 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации формировались на два года.

В связи с изменениями, внесенными в указанную норму закона Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 388-ФЗ, начиная с 5 декабря 2011 года, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации избираются на четыре года.

Соответственно, представители общественности и представитель Президента Российской Федерации в квалификационной коллегии судей субъектов Российской Федерации после вступления в силу изменений в ст. 13 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" назначаются на тот же срок.

Вопрос 2. Пунктом 2.1 статьи 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" установлено, что тайным голосованием квалификационная коллегия судей принимает решение о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка или о прекращении отставки судьи в связи с осуществлением им деятельности, не совместимой с должностью судьи, либо совершением поступков, его порочащих.

Не является ли нарушением установленной процедуры принятие квалификационной коллегией решения о прекращении отставки судьи по его заявлению открытым голосованием?

Ответ: Рассмотрение вопросов, указанных в пункте 2.1 статьи 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", о досрочном прекращении полномочий судьи либо прекращении отставки судьи обусловливает необходимость тайного голосования.

Добровольное прекращение отставки судьи по его заявлению, не связанному с осуществлением деятельности, не совместимой с должностью судьи, либо совершением поступков, его порочащих, обусловлено желанием самого судьи прекратить отставку. В этих случаях принятие квалификационной коллегией судей открытым голосованием решения о прекращении отставки судьи по его заявлению не будет являться нарушением процедуры принятия решения.

Вопрос 3. Когда следует объявлять об открытии вакантной должности судьи в случае принятия решения об отставке судьи: после фактического ухода судьи в отставку или за шесть месяцев до ухода судьи в отставку, но после принятия решения соответствующей квалификационной коллегии судей? Следует ли при этом учитывать тот факт, что решение об уходе судьи в отставку по письменному заявлению судьи вступает в силу с момента его принятия и может быть пересмотрено только по вновь открывшимся обстоятельствам? Каким образом изменит ситуацию факт ухода в отставку председателя суда?

Ответ: В силу положений пункта 2 статьи 5, пункта 8 статьи 6, пункта 12 статьи 6.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" об открытии вакансии судьи, председателя, заместителя председателя суда до дня ее образования может быть объявлено квалификационной коллегией только в случаях, когда момент прекращения этих полномочий определен законом (достижение предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий председателя, заместителя председателя суда).

В случае принятия квалификационной коллегией решения о досрочном прекращении полномочий судьи, председателя, заместителя председателя суда (в том числе об отставке) квалификационная коллегия судей не может в силу нормативных предписаний закона объявлять об открытии вакантной должности до дня образования вакансии, несмотря на то, что дата прекращения полномочий указана в решении.

Вопрос 4. Вправе ли квалификационная коллегия судей требовать от кандидата, родившегося на территории иностранного государства, справку об отсутствии гражданства данного государства?

Ответ: Статья 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Подпункт 3 пункта 1 указанной статьи определяет, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Гражданин, обратившийся в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, представляет перечисленные в пункте 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" документы, в том числе анкету, в которой помимо других сведений указывается на отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпункте 3 пункта 1 статьи 4 указанного Закона.

Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" возлагают на квалификационные коллегии судей организацию проверок достоверности биографических и иных сведений, представленных гражданином, предоставляя право при необходимости запрашивать по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и других органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи.

Вопрос 5. Возможно ли привлечение судьи федерального суда, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи федерального суда независимо от уровня суда (районный суд, суд субъекта) и от того, в каком суде он осуществлял правосудие перед уходом в отставку?

Ответ: Согласно пункту 4 статьи 23 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей квалификационная коллегия судей вправе дать положительное заключение о привлечении судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи того суда (судебного участка), в котором данный судья исполнял свои обязанности до почетного ухода или почетного удаления с должности.

Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей подлежит применению в части, не противоречащей изменениям, внесенным Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

Вопрос 6. Каким образом подлежит определение квалификационного класса судье, находившемуся на 1 января 2013 года в отставке, при привлечении его к осуществлению правосудия на основании статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"?

Ответ: Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ за судьей, пребывающим в отставке на 1 января 2013 года, сохраняется пожизненно квалификационный класс, присвоенный ему в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей".

При этом указанный Федеральный закон не предусматривает привлечение судьи в отставке к осуществлению правосудия на основании статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в качестве основания для рассмотрения вопроса о приведении ранее присвоенного квалификационного класса в соответствие с вновь установленным квалификационным классом.

Также нет оснований ставить вопрос о проведении квалификационной аттестации, поскольку в силу пункта 8 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судьи, пребывающие в отставке, в том числе привлеченные к осуществлению правосудия в качестве судьи, квалификационной аттестации не подлежат.

Вопрос 7. Засчитывается ли в срок пребывания в квалификационном классе время нахождения судьи в отпуске по уходу за ребенком?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым данным Законом и Кодексом судейской этики. Для оценки профессиональных знаний и умений в соответствии с пунктом 11 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" к представлению прилагаются материалы, свидетельствующие о профессиональной деятельности судьи, в том числе справки о количестве и качестве рассмотренных судьей дел за период, прошедший со дня последней аттестации.

С учетом изложенного время нахождения судьи в отпуске по уходу за ребенком не позволяет квалификационной коллегии судей выполнить требования пункта 1 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе в Российской Федерации", поскольку в этот период времени судья не осуществлял полномочия по отправлению правосудия.

Вопрос 8. Второй и третий квалификационные классы судей районных, городских судов, присвоенные в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей" приведены в соответствие к шестому квалификационному классу, установленному Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". По общему правилу, течение установленных пунктом 4 статьи 20.2 указанного Закона сроков пребывания в соответствующем квалификационном классе исчисляется со дня последней аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.

Следуя этому, председатели, заместители председателей и судьи районного, городского суда, имевшие до приведения в соответствие второй квалификационный класс, будут представлены к присвоению очередного пятого квалификационного класса позже судей, имевших до приведения в соответствие третий квалификационный класс, что ставит отдельных судей с большим стажем работы, имевших до приведения в соответствие более высокий квалификационный класс, в неравное положение с судьями, имевшими ранее более низкий квалификационный класс.

Ответ: Когда два квалификационных класса в результате приведения в соответствие объединены в один квалификационный класс, то для этих групп следует руководствоваться единым подходом при исчислении срока пребывания в квалификационном классе и определения дня последней аттестации:

председателям, заместителям председателя, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов, имевшим на 1 января 2013 года второй или третий квалификационный класс, приведенный в соответствие к шестому, срок пребывания в квалификационном классе следует исчислять со дня присвоения третьего квалификационного класса; председателям, заместителям председателя, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов, имевшим на 1 января 2013 года четвертый или пятый квалификационный класс, приведенный в соответствие к седьмому, срок пребывания в квалификационном классе следует исчислять со дня присвоения пятого квалификационного класса; мировым судьям, имевшим на 1 января 2013 года третий или четвертый квалификационный класс, приведенный в соответствие к восьмому, срок пребывания в квалификационном классе следует исчислять со дня присвоения четвертого квалификационного класса.

Вопрос 9. Председатели, заместители председателей, судьи, квалификационный класс которых приведен в соответствие пятому и седьмому квалификационному классу, являющемуся предельным по занимаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 7 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

За какой период времени к представлению, указанному в пункте 10 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", прилагаются документы, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 11 данной статьи, если последняя аттестация проводилась более трех лет назад?

Ответ: В данном случае документы, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 11 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", должны быть представлены за три года, исчисляемых с 1 января 2013 года.

Председательствующий
Н.В.ТИМОШИН

Секретарь
М.Н.ЛОГИНОВА