ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2022 года

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в составе:

председательствующего Тимошина Н.В.,

членов коллегии Баринова Э.Э., Безверхова А.Г., Грачевой Е.Ю., Гуляковой Г.Н., Гумерова М.И., Иванова В.А., Капуры М.М., Каранкевича Е.А., Колотова А.Ф., Кувшинникова Д.В., Марьина А.Н., Ноговицына А.А., Орлова А.В., Осина В.А., Попова В.В., Потеевой А.В., Суворовой Е.Н., Тарасова В.Н., Тарбагаева А.Н., Тимаева Ф.И., Травникова М.А., Трофимова И.Э., Тумановой Л.В., Хазанова С.Д., Чепурновой Н.М., Ящук Т.Ф.,

при секретаре Камбеговой З.А.,

обсудив вопросы, поступившие от председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, руководствуясь подпунктом 11 пункта 2 статьи 17, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации",

решила:

в целях обеспечения единообразия практики применения законодательства Российской Федерации и совершенствования деятельности квалификационных коллегий судей утвердить следующие ответы на вопросы председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации:

Вопрос 1. Если претендент получил диплом магистра по направлению подготовки "Юриспруденция" ранее диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", будет ли он соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию кандидата на должность судьи? При этом обучение по программе магистратуры пройдено претендентом после получения диплома специалиста по специальности "Правоохранительная деятельность".

Ответ. Требование к кандидату на должность судьи в части наличия высшего юридического образования установлено пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция".

Частью 8 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования: 1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра; 2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра.

Таким образом, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" допускает прохождение обучения по программе бакалавриата лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, а Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не содержит условия о последовательности получении претендентом диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция" ранее диплома магистра по направлению подготовки "Юриспруденция".

Следовательно, нет оснований считать, что в описанном в вопросе случае претендент не соответствует требованиям, предъявляемым к образованию кандидата на должность судьи.

Вопрос 2. Необходимо ли в пункте 15 раздела I анкеты, содержащей биографические и другие сведения о претенденте на должность судьи указывать сведения о родителях, братьях и сестрах лиц, с которыми претендент ранее состоял в браке, если брак расторгнут более 5 лет назад, лица совместно не проживают, общих детей не имеют?

Необходимо ли указывать сведения о родителях, братьях и сестрах лица, имеющего с претендентом общего ребенка, если с этим лицом брачные отношения не были оформлены?

Ответ. Форма анкеты, содержащей биографические и другие сведения о претенденте на должность судьи в редакции решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. предусматривает необходимость отражения в пункте 15 раздела I сведений о лицах, ранее состоявших с претендентом в браке, о лицах, состоящих с претендентом в незарегистрированных брачных отношениях, о лицах, совместно с ним проживающих и ведущих совместное хозяйство, о лицах, имеющих с претендентом общих детей, а также сведения о родителях, братьях и сестрах этих лиц.

В отношении претендента информация представляется в полном объеме. В отношении иных поименованных лиц, в том числе ранее состоявших с претендентом в браке, а также их близких родственников, претендент обязан указать сведения, известные ему на момент заполнения анкеты. При этом давность расторжения брака значения не имеет.

Аналогичным образом подлежат отражению известные претенденту на момент заполнения анкеты сведения о лицах, имеющих с претендентом общих детей, и их близких родственниках, если брачные отношения не были оформлены.

При оценке полноты представленных сведений квалификационная коллегия судей учитывает характер взаимоотношений претендента с указанными лицами.

Вопрос 3. Как должна действовать квалификационная коллегия судей в случае, когда после объявления об открытии вакантной должности судьи поступили два заявления: от претендента о рекомендации кандидатом на должность судьи и от судьи о назначении на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня на имя Президента Российской Федерации (в порядке перевода)?

Должна ли коллегия направлять заявление судьи о назначении в порядке перевода ранее рассмотрения заявления претендента о рекомендации кандидатом на эту же должность? Следует ли откладывать вопрос о рекомендации претендента до разрешения заявления судьи о назначении в порядке перевода?

Ответ. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе (пункт 1 статьи 5); назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей; судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня или в нижестоящий суд в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования о наличии положительного заключения (пункт 6 статьи 6).

В описанной в вопросе ситуации квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений в отношении обоих лиц. Затем коллегия рассматривает в заседании заявление претендента о рекомендации кандидатом на должность судьи и в случае принятия положительного заключения этот материал направляются председателю соответствующего суда. Одновременно с ним направляется материал по заявлению судьи о назначении в порядке перевода.

Таким образом, заявление судьи о назначении в порядке перевода не направляется председателю соответствующего суда ранее рассмотрения заявления претендента о рекомендации кандидатом на эту же должность судьи.

Вопрос 4. Как должна действовать квалификационная коллегия судей, если в ходе проверочных мероприятий из Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) поступили сведения о выявленных финансовых операциях (сделках), совершенных с участием претендента или его супруги, несовершеннолетних детей?

Ответ. Росфинмониторинг на основании пункта 17.5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808, предоставляет в целях противодействия коррупции по запросам председателей квалификационных коллегий судей имеющуюся информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", совершенных с участием претендента или его супруги, несовершеннолетних детей.

При поступлении в квалификационную коллегию судей информации о совершенных с участием претендента или его супруги, несовершеннолетних детей операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, следует запросить пояснения претендента с приложением подтверждающих документов о характере выявленной финансовой операции (сделки) и при необходимости об источнике происхождения денежных средств. Указанная информация и пояснения претендента подлежат изучению и оценке наряду с иными имеющимися данными.

Вопрос 5. Есть ли необходимость проводить повторную проверку соблюдения претендентом на должность судьи требований законодательства Российской Федерации о воинской обязанности, если он ранее участвовал в конкурсе и квалификационная коллегия судей располагает материалами проверки по данному вопросу?

Ответ. При наличии заключения военной прокуратуры по вопросу соблюдения претендентом требований законодательства Российской Федерации о воинской обязанности (в рамках ранее проведенных проверочных мероприятий) оно может быть приобщено к материалам претендента.

Повторная и дополнительная проверки могут быть проведены путем направления запроса в военную прокуратуру в случае возникновения сомнений в результатах ранее проведенной проверки и необходимости уточнения дополнительных сведений о претенденте.

Вопрос 6. Как должна действовать квалификационная коллегия судей в ситуации, когда на день рассмотрения заявления претендента о рекомендации кандидатом на должность судьи результаты его квалификационного экзамена действительны, но очевидно, что к моменту принятия решения о назначении на должность судьи трехлетний срок со дня сдачи экзамена истечет?

Ответ. В соответствии с пунктом 5, подпунктом 6 пункта 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" на претендента, не освобожденного от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, возложена обязанность представить сведения о результатах его сдачи в квалификационную коллегию судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

В описанной в вопросе ситуации целесообразно разъяснить претенденту, что по истечении срока действия удостоверения о сдаче квалификационного экзамена он не может быть назначен на должность судьи, в связи с чем следует вновь сдать квалификационный экзамен и представить новое удостоверение.

Аналогичные разъяснения следует дать претенденту из числа судей в отставке, если очевидно, что к моменту принятия решения о назначении его на должность судьи истечет три года после ухода или удаления его в отставку.

Вопрос 7. Вправе ли квалификационная коллегия судей при рассмотрении вопроса о привлечении судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи, запросить дополнительные документы, кроме указанных в пункте 3 статьи 23 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей? Например, по вопросу о соблюдении судьей в отставке запретов и ограничений, связанных со статусом судьи.

Ответ. В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" привлечение судьи федерального суда, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи федерального суда или мирового судьи производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

В пункте 3 статьи 23 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей указан перечень документов, прилагаемых к представлению председателя суда о привлечении судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи.

В целях выяснения обстоятельств, возможно препятствующих даче согласия на привлечение судьи федерального суда, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи федерального суда или мирового судьи квалификационная коллегия судей вправе запросить у судьи либо в компетентных органах иные документы и сведения, например: по вопросу о соблюдении запретов и ограничений, связанных со статусом судьи, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, информацию о наличии (отсутствии) счетов в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами.

Вопрос 8. Вправе ли квалификационная коллегия судей рассматривать вопрос о проведении квалификационной аттестации судьи, на которого наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания или предупреждения, если не истек один год со дня принятия решения о привлечении его к дисциплинарной ответственности?

Ответ. Положения Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" не содержат ограничений на проведение квалификационной аттестации судьи в описанной в вопросе ситуации. Такой судья подлежит квалификационной аттестации в установленные законом сроки. При этом к представлению председателя суда о проведении квалификационной аттестации прилагается копия решения о наложении на судью дисциплинарного взыскания, что предусмотрено абзацем третьим пункта 2 статьи 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей. Решение принимается с учетом всех обстоятельств, имевших место в аттестуемый период.

Вопрос 9. Возможно ли проведение квалификационной аттестации и присвоение квалификационного класса судье, впервые назначенному на должность судьи более 9 месяцев назад, не освобожденному от прохождения профессиональной переподготовки, но не прошедшему обучение по объективным причинам (болезнь судьи, невключение его в план профессиональной переподготовки учебного заведения и т.д.), если он прошел стажировку в суде?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" судья, впервые назначенный на должность судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки, по результатам которой судье присваивается квалификационный класс.

Порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки, а также основания освобождения судьи от прохождения профессиональной переподготовки определены Положением о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов, утвержденным постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 г., которое предусматривает, что стажировка является составной частью программы профессиональной переподготовки (пункт 2.7); освоение программы профессиональной переподготовки завершается обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей защиту отчета о прохождении стажировки, выпускной аттестационной работы и сдачу экзамена (пункт 2.10); судьи, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке установленного образца и представляют их по месту замещения должности судьи (пункт 2.12).

Пунктом 10 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что по истечении восьми месяцев работы вновь назначенного судьи председатель соответствующего суда обязан направить в соответствующую квалификационную коллегию судей представление о проведении квалификационной аттестации судьи.

К представлению о проведении квалификационной аттестации судьи, впервые назначенного на должность, прилагаются, в том числе сведения о прохождении профессиональной переподготовки или об освобождении от ее прохождения в установленном порядке с приложением копий соответствующих документов (пункт 2 статьи 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей).

Таким образом, проведение квалификационной аттестации и присвоение квалификационного класса судье, впервые назначенному на должность судьи и не освобожденному от прохождения профессиональной переподготовки, возможно только после освоения программы профессиональной переподготовки и успешного прохождения итоговой аттестации, что подтверждается дипломом установленного образца.

Вопрос 10. Необходимо ли получать разрешение соответствующей квалификационной коллегии судей на принятие благодарственных писем руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных объединений и других организаций?

Ответ. В соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья не вправе принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.

Советом судей Российской Федерации дан ряд разъяснений по вопросам применения подпункта 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (заключения Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике от 1 декабря 2010 г. N С/КЭ-З, от 25 мая 2011 г. N С/КЭ-4, от 11 февраля 2014 г. в части возможности принять медаль).

В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 10 октября 2015 г. N 506 решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. внесены изменения в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, направленные на упорядочение рассмотрения вопросов, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в том числе утверждена форма соответствующего ходатайства.

Вопрос о том, необходимо ли обращаться в квалификационную коллегию судей с ходатайством о получении разрешения, определяет для себя судья, получивший звание, награду либо уведомленный о предстоящем их получении, поскольку он несет ответственность за несоблюдение установленных законом запретов и ограничений.

Если при рассмотрении соответствующего ходатайства, исходя из анализа приложенных к нему документов, квалификационная коллегия судей придет к выводу, что получение разрешения не требуется, она вправе принять решение о прекращении производства с указанием причин.

Вопрос 11. Требуется ли принятие решения квалификационной коллегии судей о прекращении отставки судьи в случае его смерти или в случае повторного назначения его на должность судьи?

Ответ. В соответствии с подпунктом 6 пункта 6, пунктом 8 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" отставка судьи прекращается в случае смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, а также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи.

Пунктом 7 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что решение о прекращении отставки судьи принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке.

Принятие решения о прекращении отставки судьи в случае его смерти или в случае повторного назначения его на должность судьи не требуется, поскольку в этих случаях отставка судьи прекращается в силу самого факта, наступление которого является основанием прекращения отставки судьи.

Вопрос 12. Применимы ли положения статей 27, 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (в части требований к жалобе, сообщению, образованию комиссии для проверки) при рассмотрении вопроса о прекращении отставки судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"?

Ответ. Статьи 27, 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, конкретизируя положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", определяют порядок самостоятельной проверки квалификационной коллегией судей жалоб и сообщений совершении судьей дисциплинарного проступка путем образования комиссии.

Положения пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривают прекращение отставки судьи в случаях: выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 настоящего Закона, если не истек срок давности, установленный пунктом 6 статьи 12.1 настоящего Закона (подпункт 1); несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона (подпункт 2); существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти (подпункт 3); занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи (подпункт 4).

Решение о прекращении отставки судьи принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке, что определено пунктом 7 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Прекращение отставки судьи не является мерой дисциплинарной ответственности, однако положения статей 27, 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей могут быть применимы в случае, когда вопрос о прекращении отставки судьи инициирован квалификационной коллегией судей в отсутствие представления о прекращении отставки судьи, внесенного органом судейского сообщества или председателем соответствующего суда, и поступившая информация требует проведения самостоятельной проверки на предмет наличия оснований для постановки вопроса о прекращении отставки судьи и вынесения данного вопроса для разрешения по существу в заседании. Например, для проверки информации о выявлении после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий, или о совершении судьей в отставке нарушения, несовместимого с высоким званием судьи.

Вопрос 13. Обязана ли квалификационная коллегия судей при поступлении обращения совета судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности проверять соблюдение процедуры инициирования данного вопроса советом судей?

Ответ. Обращение совета судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности является поводом для возбуждения дисциплинарного производства в квалификационной коллегии судей (пункт 1 статьи 28 Положения о порядке работы квалификационной коллегии судей).

Полномочия на обращение в квалификационную коллегию судей по вопросу привлечения судьи к дисциплинарной ответственности советы судей имеют лишь при условии их формирования с соблюдением требований статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и принятия решения об обращении в квалификационную коллегию судей в соответствии с регламентом (положением), регулирующим деятельность совета судей (пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей").

Соблюдение советом судей процедуры принятия решения об обращении в квалификационную коллегию судей подлежит проверке при рассмотрении вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности по существу.

Вопрос 14. Возможен ли пересмотр ранее принятого квалификационной коллегией судей решения о прекращении полномочий судьи в связи с его письменным заявлением об отставке, если судья до наступления указанного в решении срока прекращения полномочий изменил свое решение об уходе в отставку? Возможен ли такой пересмотр в порядке, предусмотренном статьей 32 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (ввиду вновь открывшихся обстоятельств), по ходатайству самого судьи?

Ответ. Возможность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам ранее принятого решения о прекращении полномочий судьи в связи с его письменным заявлением об отставке не исключается по ходатайству самого судьи, изменившего свое решение об уходе в отставку, но при условии, что ходатайство подано и рассматривается квалификационной коллегией судей до наступления срока прекращения полномочий судьи, указанного в ранее принятом решении.

Такой механизм пересмотра применим и в случае, когда до наступления срока, указанного в решении о прекращении полномочий судьи в связи с его письменным заявлением об отставке, наступила смерть судьи. В этом случае квалификационная коллегия судей отменяет ранее принятое решение, возобновляет производство и принимает иное решение (с указанием иных основания и даты прекращений полномочий судьи).

Вопрос 15. Как должна действовать квалификационная коллегия судей, если ходатайство о пересмотре ранее принятого решения по вновь открывшимся обстоятельствам отозвано лицом, его подавшим?

Ответ. В этом случае квалификационная коллегия судей возвращает ходатайство о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, а если вопрос вынесен на рассмотрение в заседании коллегии, то принимает решение о прекращении производства.

При этом следует учитывать положения абзаца второго пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", которые предусматривают право квалификационной коллегии судей пересмотреть свое решение при отсутствии соответствующего ходатайства (по собственной инициативе) в случае, если вновь открывшиеся обстоятельства не позволяют признать ранее принятое решение законным и обоснованным.

Вопрос 16. Может ли секретарь квалификационной коллегии судей находиться в месте совещания квалификационной коллегии судей во время обсуждения рассматриваемого вопроса и голосования при принятии решения? Не является ли присутствие секретаря в месте совещания членов квалификационной коллегии судей нарушением процедуры принятия решения?

Ответ. Статьями 23, 24 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" установлено, что голосование и принятие решения проводятся в отсутствие судьи, в отношении которого рассматривается вопрос, а также в отсутствие приглашенных и иных лиц; решение и протокол подписываются председательствующим на заседании и секретарем квалификационной коллегии судей.

Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей предусмотрено, что результаты голосования подлежат отражению в протоколе заседания квалификационной коллегии судей (пункт 7 статьи 18); квалификационная коллегия судей вправе огласить только резолютивную часть принятого решения (пункт 4 статьи 19).

В процедурах рассмотрения квалификационной коллегией судей вопросов, отнесенных к ее компетенции, секретарь имеет особый статус. Он назначается решением квалификационной коллегии судей и осуществляет полномочия, определенные статьей 14 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Он ведет протокол, фиксирует в нем ход заседания и вопросы, поставленные на голосование, подсчитывает и заносит в протокол результаты голосования, подписывает протокол и принятое решение, в том числе его резолютивную часть.

Исполнение этих обязанностей обусловливает необходимость нахождения секретаря в месте совещания квалификационной коллегии судей, в связи с чем секретарь не может быть отнесен к кругу "иных лиц", присутствие которых не допускается при голосовании и принятии решения.

При этом в обсуждении рассматриваемого вопроса участвуют только члены квалификационной коллегии судей, сведения об имевших место суждениях и о позиции отдельных членов квалификационной коллегии судей разглашению не подлежат (пункт 7 статьи 18 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей).

Вопрос 17. Вправе ли гражданин требовать предоставления информации о деятельности квалификационной коллегии судей путем направления ему копий протоколов заседаний со ссылкой на статью 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"?

Ответ. Указанный федеральный закон распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2), к числу которых квалификационные коллегии судей не относятся.

Информация о деятельности органов судейского сообщества предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Он определяет способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов судейского сообщества, формы ее предоставления, виды и порядок размещения информации, в том числе в сети Интернет.

Круг лиц, имеющих право на ознакомление с протоколом заседания, определен в пункте 4 статьи 20 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей. Если гражданин не является лицом, в отношении которого рассмотрен вопрос, оснований для направления ему копии протокола заседания квалификационной коллегии судей не имеется.

Вопрос 18. Подлежат ли удовлетворению ходатайства граждан, представителей организаций об ознакомлении с материалами проверок, проведенных по их жалобам или сообщениям о совершении судьей дисциплинарного проступка, со ссылками на часть 2 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"?

Ответ. Действие Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1).

Порядок рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка определен статьей 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и конкретизирован в статье 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, которые не содержат норм, предусматривающих возможность ознакомления граждан и представителей организаций с материалами проверок, проведенных по их жалобам или сообщениям о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Вопрос 19. Обязана ли квалификационная коллегия судей извещать и приглашать для участия в заседании автора жалобы о совершении судьей дисциплинарного проступка о времени и месте рассмотрения заключения комиссии, проводившей проверку по его жалобе?

Ответ. Обязанности извещать автора жалобы о времени и месте рассмотрения заключения комиссии, проводившей проверку по его жалобе, не имеется, так как пунктом 9 статьи 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей предусмотрено, что лицо, подавшее жалобу, уведомляется о результатах проведенной проверки письмом.

Вместе с тем, такое лицо может быть приглашено в заседание для дачи пояснений в качестве лица, располагающего информацией о рассматриваемом материале, как это предусмотрено пунктом 7 статьи 16 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Вопрос 20. Вправе ли квалификационная коллегия судей рассматривать вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, если по обстоятельствам допущенных им нарушений проводится проверка в рамках уголовно-процессуального законодательства?

Ответ. В рамках дисциплинарного производства квалификационная коллегия судей решает вопрос о том, совершен ли судьей дисциплинарный проступок - виновное действие (виновное бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса (пункт 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации").

При этом, давая оценку действиям судьи и признавая его виновным в совершении дисциплинарного проступка, квалификационная коллегия судей в своем решении не вправе делать выводы, которые подлежат доказыванию при производстве по уголовному делу в порядке уголовного судопроизводства.

Решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности не предопределяет дальнейшие действия компетентных органов, осуществляющих уголовное преследование.

Председательствующий
Н.В.ТИМОШИН

Секретарь
З.А.КАМБЕГОВА