См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2009 г. N ГКПИ09-734

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании недействующими отдельных положений Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189,

установил:

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Правила согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зарегистрированы 8 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139 и опубликованы в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 46, 14 ноября 2005 г.

Гражданин Р., содержащийся в следственном изоляторе, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими отдельных положений Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (пункты: 5, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 59, 61, 65, 66, 68, 72, 73, 74, 78, 83, 88, 96, 97, 110, 114, 118, 140, 143, 151, 152, 153, 154) и частично пунктов 1, 2, 3 приложения N 1 к данным Правилам. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству, возлагают на подозреваемых и обвиняемых не предусмотренные законом обязанности и нарушают их гражданские права.

Р. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Представители заинтересованных лиц Минюста России М., Г., Генеральной прокуратуры РФ С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат требованиям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав подозреваемых и обвиняемых.

Выслушав объяснения представителей Минюста России М., Г., Генеральной прокуратуры РФ С., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон) в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми устанавливаются также правила поведения подозреваемых и обвиняемых (статья 16). Во исполнение названного предписания Федерального закона Министерство юстиции Российской Федерации утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которые регламентируют внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что прием подозреваемых и обвиняемых в СИЗО производится круглосуточно дежурным помощником начальника СИЗО или его заместителем, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в СИЗО, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в личном деле.

Данный пункт Правил определяет полномочия дежурного помощника при приеме подозреваемых и обвиняемых, в ходе которого сотрудник администрации должен удостовериться в личности лица, доставленного в СИЗО. Какие-либо следственные действия при этом не проводятся. Данная норма свидание подозреваемых и обвиняемых с защитником не регулирует, поэтому являются несостоятельными ссылки заявителя на нарушения его прав на помощь адвоката. Фамилия, имя, отчество, а также иные сведения, указанные в личном деле подозреваемого и обвиняемого, не могут рассматриваться как личная тайна лица, которое в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержано по подозрению в совершении преступления либо в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Пункты 24, 26, 27, 29, 30, 31 и 32 Правил устанавливают порядок проведения личного обыска и досмотра вещей подозреваемого или обвиняемого и права этих лиц на свободу и личную неприкосновенность, на владение имуществом не нарушают.

Федеральный закон предусматривает, что подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, а их вещи досмотру (статья 34). Никакого неправомерного лишения прав собственности на имущество подозреваемых и обвиняемых оспариваемые пункты Правил не устанавливают. Более того, в пункте 30 Правил предусмотрено требование, что при проведении полного личного обыска или досмотра вещей подозреваемого или обвиняемого оформляется протокол с приложением акта об изъятии запрещенных предметов, веществ и продуктов питания.

Ссылки заявителя на положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку порядок и условия содержания под стражей регулируются вышеназванным Федеральным законом.

Пункты 34, 35, 36, 37, 38, 39 Правил устанавливают порядок изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию. Данный порядок предусматривает составление акта по установленной форме, первый экземпляр которого выдается подозреваемому или обвиняемому, а также возможность передачи вещей, находящихся на хранении в СИЗО, родственникам или иным лицам подозреваемого или обвиняемого.

В случае смерти подозреваемого или обвиняемого согласно пункту 38 Правил принадлежащие ему деньги, ценности, другие предметы, вещества и продукты питания, находившиеся на хранении, передаются его родственникам или иным лицам в порядке, установленном законодательством.

Названные положения Правил регламентируют административно-правовые отношения, возникающие между подозреваемыми и обвиняемыми и администрацией СИЗО, призванной обеспечивать соблюдение режима. Режим в СИЗО представляет собой регламентируемые Федеральным законом, данными Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Приведенные пункты Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы не содержат норм гражданского права, поэтому ссылки о нарушении ими положений Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 59 Правил подозреваемые и обвиняемые приобретают продукты питания, предметы первой необходимости и другие не запрещенные к хранению и использованию промышленные товары по безналичному расчету в магазине (ларьке) СИЗО или в иных торговых точках при отсутствии в СИЗО магазина (ларька).

Пункт 61 Правил предусматривает право администрации СИЗО по согласованию с территориальным учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС, устанавливать нормы отпуска одному лицу продуктов питания и иных товаров по ассортименту, количеству и весу. Отпуск купленного товара производится не реже двух раз в месяц.

Положения пункта 65 Правил регламентируют порядок приобретения необходимых товаров в торговой точке при отсутствии в СИЗО магазина (ларька).

Данные нормы Правил соответствует Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, который предусматривает, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным Федеральным законом и иными федеральными законами. Федеральный закон установил обеспечение данной категории граждан бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, и возложил на администрацию СИЗО обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. При этом подозреваемые и обвиняемые имеют право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети (статьи 6, 17, 22, 24). Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 22 определяет, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Следовательно, являются несостоятельными доводы заявителя о незаконном ограничении его правоспособности и дееспособности.

Пункты 66, 68, 72, 73, 74, 78 Правил устанавливают порядок приема и выдачи посылок и передач, адресованных подозреваемым и обвиняемым. В соответствии с абзацем вторым пункта 66 Правил администрация СИЗО принимает медикаменты для лечения больных подозреваемых и обвиняемых только в соответствии с назначениями лечащего врача СИЗО. Необходимость применения иных медикаментов, рекомендованных специалистами других лечебно-профилактических учреждений, подтверждается лечащим врачом СИЗО. Данные положения Правил соответствуют Федеральному закону, согласно статье 24 которого лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Кроме того, Федеральным законом подозреваемым и обвиняемым гарантируется личная безопасность в местах содержания под стражей, что возлагает на администрацию СИЗО ответственность за жизнь и здоровье подозреваемых и обвиняемых. Исходя из этого, только лечащий врач может решить вопрос о допустимости применения тех или иных медикаментов.

Пункт 68 Правил предусматривает сверку наличия и веса содержимого передач в присутствии доставивших их лиц. При обнаружении предметов, веществ, денег или ценностей, сокрытых ухищренным способом и запрещенных к передаче подозреваемым и обвиняемым, на лицо, доставившее передачу, оформляются материалы для привлечения к административной либо уголовной ответственности. Данные положения Правил регламентируют действия лиц, доставивших передачу, и, следовательно, не могут нарушать прав подозреваемых и обвиняемых.

Пункты 72 и 73 Правил регламентируют порядок вскрытия и сверки содержимого посылок. Эти нормы Правил соответствуют статьям 25, 34 Федерального закона, предусматривающего досмотр передач и посылок, адресованных подозреваемым и обвиняемым; запрет к передаче подозреваемым и обвиняемым предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей.

Пункт 74 Правил носит отсылочный характер и касается отправителей посылок, прав подозреваемых и обвиняемых не затрагивает.

Пункт 78 Правил устанавливает ответственность администрации СИЗО по обеспечению сохранности вложений посылок и передач, а также называет обстоятельства, когда она не несет ответственности (за естественную порчу в силу длительного хранения, а также за утерю товарного вида в результате досмотра), о чем предупреждаются лица, доставившие передачу. В данном случае на администрацию СИЗО подзаконным нормативным актом возложена ответственность по обеспечению сохранности вложений посылок и передач, что не может рассматриваться как заключение договора хранения, и ссылки заявителя на статьи 886, 891, 980 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.

Пункт 83 Правил устанавливает порядок отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм и писем, согласно которому письма принимаются только в незапечатанных конвертах.

Согласно пункту 88 Правил письма и телеграммы, адресованные находящимся на свободе подозреваемым и обвиняемым, потерпевшим, свидетелям преступления, содержащие какие-либо сведения по уголовному делу, оскорбления, угрозы, призывы к расправе, совершению преступления или иного правонарушения, информацию об охране СИЗО, его сотрудниках, способах передачи запрещенных предметов и другие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело.

Пункты 96 и 97 Правил устанавливают порядок направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб, которые подлежат цензуре, за исключением предложений, заявлений и жалоб, адресованных прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, которые в силу закона цензуре не подлежат.

Вышеназванные положения Правил соответствуют статье 20 Федерального закона, который устанавливает, что переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.

Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело.

Согласно пункту 110 Правил, если брак желает заключить подозреваемый или обвиняемый, он обращается к администрации СИЗО с просьбой о предоставлении бланка совместного заявления о заключении брака установленной формы. При отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака, администрация СИЗО снабжает подозреваемого или обвиняемого за его счет таким бланком заявления. После этого с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, приглашается нотариус, в присутствии которого подозреваемый или обвиняемый заполняет свою сторону совместного заявления, подпись его нотариально удостоверяется после уплаты государственной пошлины либо суммы согласно тарифу. Данное заявление администрация СИЗО передает лицу, с которым подозреваемый или обвиняемый желает вступить в брак, и одновременно сообщает адрес органа ЗАГСа, который правомочен зарегистрировать этот брак.

Данная норма Правил устанавливает порядок обращения подозреваемого и обвиняемого к администрации СИЗО по вопросу заключения брака. Процедура оформления совместного заявления о заключении брака и свидетельствование подписи производится нотариусом, вследствие чего требуется свидание подозреваемого и обвиняемого с данным лицом, которое может быть предоставлено на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, что предусмотрено статьей 18 Федерального закона.

Пункт 114 Правил устанавливает, что государственная регистрация заключения брака с подозреваемым или обвиняемым, отбывающим дисциплинарное взыскание в карцере, может быть произведена только после отбытия этой меры взыскания.

Порядок государственной регистрации брака в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" требует присутствия лиц, вступающих в брак. Водворение в карцер является одной из мер взыскания за невыполнение установленных обязанностей подозреваемыми и обвиняемыми. Нахождение лица в карцере является обстоятельством для отложения назначенной регистрации брака. Данное обстоятельство не может рассматриваться как нарушение прав подозреваемых и обвиняемых на заключение брака, поскольку иное противоречило бы Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в соответствии с которым содержание в карцере исключает свидания подозреваемого и обвиняемого.

Согласно пункту 118 Правил для осуществления гражданско-правовой сделки подозреваемый или обвиняемый с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, выдает своему представителю доверенность, которая в соответствии с пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации удостоверяется начальником СИЗО. Данные положения Правил соответствуют статье 29 Федерального закона, предусматривающей, что подозреваемые и обвиняемые имеют право с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, и в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка, участвовать в гражданско-правовых сделках через своих представителей или непосредственно, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Пункты 140, 143 Правил устанавливают порядок предоставления свиданий подозреваемым и обвиняемым с родственниками и иными лицами, который предусматривает получение разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело; само свидание проводится под контролем сотрудников СИЗО в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Переговоры подозреваемых или обвиняемых с лицами, прибывшими на свидание, осуществляются через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками СИЗО.

Данные положения Правил соответствуют Федеральному закону, который предусматривает возможность предоставления свидания с родственниками и иными лицами подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. Эти свидания осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей (статья 18). Каких-либо прав подозреваемых и обвиняемых во время свидания на личное общение с родственниками в условиях, исключающих контроль со стороны администрации, Федеральный закон не устанавливает, поэтому являются несостоятельными доводы заявителя о нарушении его прав на семейную тайну и тайну переговоров при свидании.

Пункты 151, 152, 153, 154 Правил устанавливают порядок проведения телефонных переговоров подозреваемых и обвиняемых, в соответствии с которым телефонные переговоры проводятся под контролем сотрудников СИЗО в специально оборудованном для этих целей помещении. Телефонный разговор прослушивается сотрудниками СИЗО, о чем перед его началом информируется подозреваемый и обвиняемый и его абонент. Определены основания для досрочного прекращения телефонного разговора.

В соответствии с Федеральным законом подозреваемые и обвиняемые имеют право на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда (статья 17). При этом порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей. К порядку организации телефонных разговоров относится установление его продолжительности с учетом таких факторов как общая очередь и наличие денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого, что предусмотрено пунктом 151 Правил.

Положения пункта 154 Правил регламентируют действия сотрудника СИЗО в случае досрочного прекращения телефонного разговора, прав подозреваемых и обвиняемых не затрагивают.

Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) являются составной частью Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Абзац пятнадцатый пункта 1 названных Правил предусматривает обязанность подозреваемых и обвиняемых по требованию сотрудников СИЗО, иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество. Данное требование Правил установлено компетентным органом государственной власти и не нарушает личные права подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых дежурный по камере обязан присутствовать при досмотре личных вещей в камере в отсутствие их владельцев. Вменение данной обязанности дежурному по камере не может рассматриваться как нарушение прав подозреваемых и обвиняемых.

Согласно пункту 3 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых им запрещается: занавешивать и менять без разрешения администрации спальные места; выбрасывать что-либо из окон, взбираться на подоконник, высовываться в форточку, подходить вплотную к "глазку" двери, закрывать "глазок" (абзацы восьмой, восемнадцатый).

Доводы заявителя о нарушении данными нормами положений статьи 25 Конституции Российской Федерации, гарантирующей неприкосновенность жилища, являются несостоятельными. В силу Федерального закона подозреваемые и обвиняемые содержатся в местах содержания под стражей, которые являются специальными учреждениями. Эти лица размещаются в камерах и находятся под охраной и надзором, где обязаны соблюдать требования режима.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права подозреваемых и обвиняемых, заявление Р. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Р. о признании недействующими отдельных положений Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ