См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1466
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Я.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим пункта 4 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2003 г. N 345,
установил:
абзацем первым пункта 4 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (далее - Положение), утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2003 г. N 345 (в ред. Приказа от 27 июля 2004 г. N 464), установлено, что учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников.
Б. в заявлении, поданном его представителем в Верховный Суд Российской Федерации, просит признать пункт 4 Положения недействующим в части, предусматривающей одновременное включение в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений. Ссылается на то, что данная норма ставит право сотрудников милиции на первоочередное получение жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия у них такого же права, предоставленного другими федеральными законами, действию которых отдается приоритет, тем самым ограничивается гарантированное Конституцией Российской Федерации и конкретизированное частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" его право на первоочередное получение жилья и право находиться в списке лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья.
Заявитель в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство внутренних дел Российской Федерации в своих возражениях на заявление считает, что оспариваемая заявителем правовая норма права и свободы граждан не нарушает, была издана во исполнение требований Жилищного кодекса РСФСР и применяется в части, не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации, введенному в действие с 1 марта 2005 г.
Министерство юстиции Российской Федерации указало на то, что Положение утверждено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, предусматривающему обеспечение граждан жильем в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в соответствующие списки на получение жилья среди такой же категории граждан, имеющих аналогичные социальные гарантии.
Выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Марьяна Г.В., Мишутченко П.П. и Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П., возражавших против доводов заявителя, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 2005 г., сохранил правило о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (части 1, 2 статьи 57).
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (часть 1 статьи 4); граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6).
Нормативный правовой акт, оспариваемый заявителем, был утвержден Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 1 и подпунктом 37 пункта 8 Положения о нем, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 1039, статьей 3 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавших на то время. Изданный акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 июля 2003 г., регистрационный N 4938, опубликован в "Российской газете" от 7 августа 2003 г.
Положение, согласно его пункту 1, регулирует деятельность структурных подразделений МВД России по учету лиц рядового и начальствующего состава, государственных служащих, работников и пенсионеров органов внутренних дел, а также членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и распределению жилых помещений.
Пункт 4 Положения в оспариваемой части определяет порядок учета лиц, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, предусматривая включение таких очередников в отдельные списки. Тем самым данная норма позволяет соответствующим категориям граждан реализовать право на первоочередное предоставление жилья, предоставленное им федеральными законами, в частности частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции". Признание этой нормы недействующей, как просит заявитель, привело бы к нарушению прав этих лиц, поскольку в таком случае они состояли бы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общем списке, а не в отдельном списке первоочередников.
Довод заявителя о том, что оспариваемой нормой право сотрудников милиции на первоочередное получение жилого помещения поставлено в зависимость от других федеральных законов, которым отдается приоритет при определении права на первоочередное получение жилья, является необоснованным. В пункте 4 Положения такой нормы не содержится, дифференциация права на первоочередное получение жилого помещения в зависимости от того, в каком федеральном законе оно закреплено, не производится.
Оспариваемая норма предусматривает включение очередников в отдельные списки вне зависимости от основания возникновения у них права на первоочередное предоставление жилья, в связи с чем утверждение заявителя о нарушении гарантированного Конституцией Российской Федерации и частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" его права на первоочередное получение жилья и право находиться в списке лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья, не соответствует действительности.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Б. о признании частично недействующим пункта 4 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2003 г. N 345, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.