ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2006 г. N ВКПИ06-80

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И., при секретаре капитане юстиции С.Д., с участием представителя Правительства Российской Федерации начальника группы управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации полковника Ч., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению подполковника запаса К.В.К. об оспаривании пунктов 8 и 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации",

установила:

К.В.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пунктов 8 и 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, считая, что положения этих пунктов (в их нормативном единстве) противоречат ст. ст. 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку исключают из понятия "денежное довольствие для исчисления пенсии" такой элемент, как "выплаты в связи с индексацией денежного довольствия", а это, в свою очередь, не дает возможности перерасчета пенсии в связи с назначением и (или) увеличением выплат, связанных с индексацией денежного довольствия военнослужащих.

В возражении на заявление представитель Правительства Российской Федерации Ч., полагая, что указанное в заявлении К.В.К. постановление Правительства Российской Федерации не противоречит действующему законодательству, просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ проведено в отсутствие заявителя К.В.К., своевременно извещенного о времени и месте судебного заседания и не представившего сведений о причинах неявки в суд.

Представитель Правительства Российской Федерации Ч., возражая против удовлетворения требований К.В.К., в суде заявил, что Правительство Российской Федерации, принимая постановление от 22 сентября 1993 года N 941, строго руководствовалось предписаниями статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Указанные статьи Закона относят вопрос установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу, к компетенции Правительства Российской Федерации. При этом представитель Правительства Российской Федерации обратил внимание суда на беспредметность требований К.В.К., поскольку пунктом 14 указанного постановления Правительства Российской Федерации поднятый им вопрос разрешен.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснение представителя Правительства Российской Федерации Ч. и заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., полагавшего необходимым заявителю в удовлетворении его требований отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление К.В.К. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" действительно устанавливает составные элементы денежного довольствия для исчисления пенсий.

В частности, в этой статье предусмотрено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

В статье 49 Закона предусмотрены основания пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, повышении и увеличении пенсий при повышении стоимости жизни и оплаты труда.

В ней определено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

При одновременном возникновении двух оснований, указанных в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в настоящей статье оснований определяется Правительством Российской Федерации.

Что же касается пункта 8 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", то им установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного, в частности, в пункте 9 настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка.

В пункте же 9 постановления предусмотрено, что "... в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего постановления, в частности, включать:

а) уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов"...

Заявитель оспорил пункты 8 и 9 постановления Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, считая, что положения этих пунктов (в их нормативном единстве) противоречат ст. ст. 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку исключают из понятия "денежное довольствие для исчисления пенсии" такой элемент, как "выплаты в связи с индексацией денежного довольствия", а это, в свою очередь, не дает возможности перерасчета пенсии в связи с назначением и (или) увеличением выплат, связанных с индексацией денежного довольствия военнослужащих.

Суд не может с этим согласиться, поскольку пункты 8 и 9 нельзя рассматривать в отрыве от пункта 14 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941.

Этим пунктом установлено, что в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы либо повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру в следующем порядке:

а) в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения;

б) в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. Минимальные размеры пенсий, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством на день, с которого производится перерасчет им пенсий.

При одновременном возникновении двух указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта оснований для пересмотра пенсий, назначенных после увольнения со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям, пересмотр пенсий производится по одному из этих оснований - в зависимости от того, по какому из них уровень повышения ранее назначенных пенсий больше.

С учетом изложенного следует признать, что пункты 8 и 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (в их нормативном единстве с пунктом 14) строго соответствуют ст. ст. 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Поэтому заявление К.В.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,

решила:

В удовлетворении заявления К.В.К. о признании пунктов 8 и 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" противоречащими ст. ст. 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в части исключения из понятия "денежное довольствие для исчисления пенсии" такой составляющей, как "выплата в связи с индексацией денежного довольствия", - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-майор юстиции
А.И.СОЛОВЬЕВ