См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2023 г. N АКПИ23-464

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.

при секретаре С.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ю. о признании недействующими абзаца четвертого пункта 4 и пункта 16 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и соблюдения ими требований к служебному поведению, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 августа 2018 г. N 34н,

установил:

приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее также - Минобрнауки России) от 29 августа 2018 г. N 34н (далее - Приказ) утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и соблюдения ими требований к служебному поведению (далее - Положение). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 17 сентября 2018 г., регистрационный номер 52169, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 18 сентября 2018 г.

Абзацем четвертым пункта 4 Положения установлено, что решение об осуществлении проверки принимается в отношении каждого гражданина или работника отдельно и оформляется в письменной форме.

Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что на период проведения проверки работник может быть отстранен от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 Положения (абзац первый). На период отстранения работника от замещаемой должности в подведомственной организации денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется (абзац второй).

Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемая норма пункта 4 Порядка противоречит пунктам 3.1 и 3.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (далее - Типовой регламент), подпункту 4.2.1 пункта 4.2 Инструкции по делопроизводству в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 7 июня 2021 г. N 446 (далее - Инструкция), поскольку не расшифровывает понятие "письменный вид" и не указывает на порядок и сроки ознакомления работника с решением, не содержит указания на форму такого акта, что создает правовую неопределенность и может трактоваться исполнителями произвольно, вплоть до проставления письменных резолюций на иных документах и служебной корреспонденции, в связи с чем Ю. полагает, что данная норма должна быть изложена в предложенной им редакции с учетом положений статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ), закрепляющей требование об ознакомлении работника с приказом в течение трех рабочих дней со дня его издания.

Пункт 16 Порядка, по мнению административного истца, противоречит Конституции Российской Федерации, статьям 3 и 76 ТК РФ, поскольку работник, не являющийся государственным гражданским служащим и заключивший договор, в том числе с Минобрнауки России или подведомственной ему организацией в соответствии с ТК РФ, может быть отстранен только от работы и только в предусмотренных федеральным законом случаях, в то время как на основании оспариваемой нормы такой работник фактически уравнивается с государственными гражданскими служащими, которые в силу Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" могут быть временно отстранены от занимаемой должности на период проведения в отношении их проверки. Трудовой кодекс Российской Федерации при таком отстранении не соблюдается, что понижает в правах работников, заключивших с Минобрнауки России трудовой договор, по сравнению с правами, гарантированными им ТК РФ и Конституцией Российской Федерации, не содержащих правовых оснований и порядка для отстранения от должности на время, а содержащих основания только для отстранения от работы в порядке статьи 76 ТК РФ, используемой для выполнения процедуры отстранения названным министерством.

В обоснование своего требования административный истец указал, что он был назначен на должность временно исполняющего обязанности директора организации, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. После направления документов о согласовании его кандидатуры на должность директора этой организации ему было направлено уведомление о проведении в отношении его проверки на основании Положения, при этом приказ о проведении проверки не выносился, проверка была назначена только на основании служебных записок должностных лиц Минобрнауки России с резолюциями заместителя Министра. В ходе проведения проверки приказом заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации на основании пункта 16 Положения он был отстранен от занимаемой должности, а по результатам ее проведения был уволен. В связи с этим считает, что он как работник подвергся трудовой дискриминации, нарушено его право на труд, право на ознакомление с приказами, касающимися его непосредственно при осуществлении им трудовой деятельности, право на доброе имя и право на судебную защиту в предусмотренных законом случаях.

Административный ответчик Минобрнауки России и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск просили отказать в удовлетворении заявленного требования, указав, что Приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, прошел государственную регистрацию в Минюсте России по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, оспариваемые нормы Положения не противоречат актам большей юридической силы и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности представитель административного истца Д. поддержала заявленные требования.

Представитель Минобрнауки России Ч. поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленного требования.

Минюст России письменно заявил ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.

Выслушав объяснения представителя административного истца Д., возражения представителя Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Ч., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, названный федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты (статья 2 Закона о противодействии коррупции).

Организационные основы противодействия коррупции закреплены в статье 5 названного закона, согласно которым Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции, определяет особенности соблюдения ограничений, запретов и требований, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции упомянутым федеральным законом и другими федеральными законами (пункты 2, 3 части 1). Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции (часть 3). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (часть 4).

Одной из основных мер осуществления профилактики коррупции согласно пункту 3 статьи 6 Закона о противодействии коррупции является предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

В статье 7 поименованного закона приведены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, которыми также являются введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области (пункт 5), унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей (пункт 6).

Статьей 12.2 названного выше закона определены ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, согласно которым, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 части 1 статьи 8 Закона о противодействии коррупции, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным данным федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункты 3, 3.1, 4 части 1 статьи 8 Закона о противодействии коррупции).

В силу части 7 статьи 8 Закона о противодействии коррупции проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 этой статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 данной статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение N 1065), которым определяется порядок осуществления проверки: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559: гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, на отчетную дату; федеральными государственными служащими за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду; б) достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной названным подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами (пункт 1).

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 309) руководителям федеральных государственных органов поручено в трехмесячный срок подготовить в соответствии с разделом III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", и утвердить перечни должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять такие сведения (подпункт "а" пункта 22), и утвердить положение об осуществлении подразделением соответствующего федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения N 1065, в отношении лиц, указанных в подпункте "а" пункта 22 этого указа (подпункт "в" пункта 22).

Минобрнауки России в соответствии с Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса (пункт 1), который принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства (подпункт 4.2.73 пункта 4). Министр науки и высшего образования Российской Федерации издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы и распоряжения ненормативного характера (подпункт 9.15 пункта 9).

Реализуя предоставленные полномочия, Минобрнауки России Приказом утвердило Положение, которым определяется порядок осуществления проверки: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее соответственно - граждане, подведомственные организации), представляющими сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, на отчетную дату; работниками, замещающими должности в подведомственных организациях (далее также - работники), представляющими сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду; б) достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на работу в подведомственные организации (далее - сведения, представляемые гражданами); в) соблюдения работниками в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной названным подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами (далее также - требования к служебному поведению).

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Положение, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Вопреки доводам административного истца абзац четвертый пункта 4 и пункт 16 Положения не содержат предписаний, противоречащих действующему законодательству.

Указом Президента Российской Федерации N 309 установлено, что на основании пунктов 1.1 - 3 и 4 части 1 статьи 8 Закона о противодействии коррупции сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) - гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами этих федеральных государственных органов, и лицами, замещающими указанные должности (подпункт "д" пункта 1).

Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации N 309 руководители федеральных государственных органов либо уполномоченные ими должностные лица принимают решение об осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения N 1065 в отношении граждан и лиц, названных в подпункте "д" пункта 1 данного указа.

Пунктом 14 названного указа закреплено, что решения, предусмотренные пунктами 9 - 13 Указа Президента Российской Федерации N 309, принимаются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных государственных органов, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаний, изданными в соответствии с федеральными законами. Решения принимаются отдельно в отношении каждого лица и оформляются в письменной форме.

Оспариваемый административным истцом абзац четвертый пункта 4 Положения, предусматривающий, что решение об осуществлении проверки принимается в отношении каждого гражданина или работника отдельно и оформляется в письменной форме, соответствует приведенной норме Указа Президента Российской Федерации N 309, фактически ее воспроизводит.

Являются несостоятельными и доводы административного истца о противоречии абзаца четвертого пункта 4 Положения пунктам 3.1 и 3.2 Типового регламента.

Раздел III Типового регламента, в котором содержатся пункты 3.1 и 3.2, определяет порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти. Согласно данным нормам решения федерального органа исполнительной власти оформляются в виде приказа федерального органа исполнительной власти или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в виде иных актов (пункт 3.1). По вопросам, требующим рассмотрения и подготовки проекта решения федерального органа исполнительной власти, руководитель дает письменные поручения (в том числе в форме резолюций), поручения, оформляемые протоколом проведенного у него совещания, а также устные указания руководителям соответствующих структурных подразделений. Поручения, содержащиеся в письменной резолюции руководителя федерального органа исполнительной власти, оформляются на бланке для резолюций руководителя федерального органа исполнительной власти (пункт 3.2).

Из приведенных норм Типового регламента следует, что решение подлежит оформлению как в виде приказа, так и в виде иных актов. Оспариваемое предписание Положения об оформлении решения в письменной форме без конкретизации его видов не противоречит указанным нормам, поскольку принимается в отношении каждого гражданина или работника отдельно и, соответственно, может быть издано как в форме приказа, так и в виде иного акта.

Не регулирует данная норма вопросы, требующие рассмотрения и подготовки проекта решения федерального органа исполнительной власти, и вопреки утверждениям административного истца какой-либо неопределенности не содержит.

Довод административного истца о противоречии абзаца четвертого пункта 4 Положения статье 193 ТК РФ является ошибочным и основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку данная норма трудового законодательства имеет иной предмет правового регулирования, связанный с порядком применения дисциплинарных взысканий.

Основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части, согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В связи с этим несостоятельна ссылка административного истца на Инструкцию, поскольку указанный нормативный правовой акт имеет равную юридическую силу с Положением, и названные акты не подлежат проверке на соответствие друг другу.

Пунктом 26 Положения N 1065 установлено, что на период проведения проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности федеральной государственной службы (от исполнения должностных обязанностей) на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки (абзац первый). На период отстранения государственного служащего от замещаемой должности федеральной государственной службы (от исполнения должностных обязанностей) денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется (абзац второй).

Оспариваемое административным истцом Положение, принятое в развитие Положения N 1065, в пункте 16 закрепило аналогичное указанной норме предписание.

Доводы административного истца о противоречии пункта 16 Положения статьям 3 и 76 ТК РФ основаны на неправильном толковании норм материального права.

Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает положения, запрещающие дискриминацию в сфере труда, однако этой же нормой предусмотрено, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены данным кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Как указывалось ранее, Положение принято Минобрнауки России в соответствии с Законом о противодействии коррупции, Указом Президента Российской Федерации N 309 и Положением N 1065, определяющим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Законом о противодействии коррупции введена единая система запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции для соответствующей области деятельности государственных органов, унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей (статья 7).

Статья 12.2 названного закона распространила ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

В статье 76 ТК РФ приведены основания, по которым работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в абзаце восьмом которой определены другие случаи, предусмотренные данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предусмотренное пунктом 16 Положения отстранение работника от замещаемой должности на период проведения проверки в полной мере согласуется с приведенной нормой закона.

Доводы административного истца о том, что понятие "отстранение от должности", закрепленное в пункте 16 Положения, и понятие "отстранение от работы", закрепленное в статье 76 ТК РФ, имеют разную правовую природу и тем самым оспариваемая норма ухудшает его права, являются необоснованными.

Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет требования к содержанию трудового договора, определяет перечень обязательных для включения в него условий и относит к таковым место работы и трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) (абзацы второй и третий части второй статьи 57), и, как следствие, гарантирует неизменность обусловленной трудовым договором трудовой функции работника - должности, профессии, специальности или квалификации, конкретного вида порученной работнику работы.

Частями второй и третьей статьи 76 ТК РФ закреплено, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено этим кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Пункт 16 Положения предусматривает отстранение работника от должности, то есть от исполнения порученной работы, с сохранением содержания по замещаемой должности, что в полной мере соответствует приведенной норме закона.

Федерального закона или иного нормативного правового акта, устанавливающих правовое регулирование, которые могли бы вступить в противоречие с оспариваемыми нормами, не имеется.

Оспариваемое нормативное положение изложено понятным и доступным образом, отвечает критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускает неоднозначного толкования при ее применении, а потому не может расцениваться как нарушающее права административного истца.

Из содержания административного искового заявления следует, что доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с увольнением с занимаемой должности по результатам проведенной в отношении его проверки, однако проверка принятого в отношении административного истца решения не входит в предмет судебного контроля по настоящему административному делу.

С учетом того, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах не нарушают, в удовлетворении заявленного требования следует отказать на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ю. о признании недействующими абзаца четвертого пункта 4 и пункта 16 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и соблюдения ими требований к служебному поведению, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 августа 2018 г. N 34н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ