См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2020 г. N АКПИ20-404

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ч. о признании недействующими федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 г. N 542,

установил:

приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 г. N 542 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., N 30929, и опубликованным 27 января 2014 г. в издании Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 4, утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (далее - Правила).

Ч., назначенный руководителем предприятия ответственным за безопасную эксплуатацию сетей газопотребеления, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил, ссылаясь на то, что они изданы с нарушением положений статей 3 - 5, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), пункта 1 статьи 6, пунктов 1 - 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) федеральным органом исполнительной власти, не наделенным полномочиями на осуществление нормативного правового регулирования в области промышленной безопасности для сетей газопотребления.

В обоснование своего требования административный истец указал, что неисполнение Правил влечет наступление административной и уголовной ответственности.

В судебном заседании представитель административного истца Д. поддержала административное исковое заявление и просила его удовлетворить.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в соответствии с предоставленными законом Ростехнадзору полномочиями с соблюдением порядка и введения его в действие.

Представители Ростехнадзора - Е. и Минюста России - П. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении заявленного требования.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом N 116-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного закона в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 1, подпунктам 5.2.2 и 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (далее - Положение), Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленной безопасности, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности.

Вопреки доводам административного истца, по результатам проведения Минюстом России правовой и антикоррупционной экспертиз Приказ зарегистрирован в соответствии с требованиями Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", действовавшим в редакции на дату издания Приказа.

Таким образом, Правила утверждены полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением процедуры введения их в действие.

Иные органы государственной власти, на которые указывает административный истец в своем заявлении (Минстрой России, Минприроды России, МЧС России, Минтруд России и т.д.), не наделены функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленной безопасности и полномочиями на утверждение федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Более того, в силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 116-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Утверждение административного истца о том, что наличие Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 (далее - Технический регламент), исключало принятие Правил, основано на ошибочном толковании правовых норм.

Технический регламент принят в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ и распространяет свое действие на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации (пункты 1 и 2).

Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Техническим регламентом и Положением (пункт 1 Правил).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что эксплуатация, техническое перевооружение, ремонт, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона N 116-ФЗ, Технического регламента и данных правил.

Как указано в пункте 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Ввиду того, что Технический регламент принят во исполнение законодательства о техническом регулировании, он не может являться актом, заменяющим Правила, регламентирующие требования промышленной безопасности для сетей газораспределения и газопотребления.

Принимая во внимание, что Правила не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ч. о признании недействующими федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 г. N 542, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА