ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2001 г. N ГКПИ 01-331, 527
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю., при секретаре Бирюковой Е.Ю., с участием прокурора Белан М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Карташева В.В. и Лузянина С.Г. о признании частично недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год",
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" был утвержден Перечень актов Правительства Российской Федерации, утративших силу с 1 января 1999 года (далее - Перечень).
В пункт 3 указанного Перечня включено Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы".
Заявители Карташев В.В. и Лузянин С.Г. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами о признании недействительным (незаконным) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 в части признания утратившим силу с 1 января 1999 г. Постановления Правительства Российской Федерации N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы".
В обоснование жалобы заявители ссылались на то, что оспариваемое ими положение правового акта не соответствует статьям 3, 4 и 28 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и создает им препятствия на получение страхового обеспечения, на которое они по закону имеют право.
Заявители просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Правительства Российской Федерации Блажко Д.В. жалобу заявителей не признал, пояснив, что оспариваемый правовой акт действующему законодательству не противоречит.
Заслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Белан М.Г., полагавшей жалобу заявителей удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что жалобы Карташева В.В. и Лузянина С.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 28 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" все граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от места проживания подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба в пределах 20 000 рублей (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ).
Страховым событием является развитие у застрахованного заболевания, установление группы инвалидности, а также его смерть (гибель) вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наступившие до вступления настоящего Закона в силу.
Выплаты сумм по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона конкретные размеры денежных и других материальных компенсаций и льгот, установленных данным Законом, определяются Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Во исполнение приведенных положений Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Правительством Российской Федерации 5 ноября 1992 г. было принято Постановление N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы".
В этом Постановлении проведение обязательного бесплатного государственного страхования личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы было возложено на Российскую государственную страховую компанию и определены конкретные размеры денежных сумм, подлежащих выплате застрахованным при установлении инвалидности первой, второй либо третьей группы, а также застрахованным, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания.
Признав утратившим силу с 1 января 1999 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы" и не установив при этом новый порядок и конкретные размеры денежных сумм, подлежащих выплате застрахованным по обязательному бесплатному государственному страхованию, Правительство Российской Федерации фактически приостановило действие статьи 28 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако таких полномочий у Правительства Российской Федерации не имелось и не имеется.
Действие статьи 28 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на 1999 - 2000 годы федеральным законом не приостанавливалось, а было приостановлено только на 2001 год Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
Кроме того, указав в оспариваемом заявителями Постановлении, что Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 851 "Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы" признается утратившим силу с 1 января 1999 г., Правительство Российской Федерации нарушило и предписания части 8 статьи 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", закрепившей, что постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" было официально опубликовано в "Российской газете" только 9 сентября 1999 года. Следовательно, в части, касающейся прав граждан по обязательному бесплатному государственному страхованию от риска радиационного ущерба, оспариваемому Постановлению не могла быть придана обратная сила.
Из выписки Акта о результатах комплексной ревизии исполнения федерального бюджета за 1999 год Минфином России, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, следует, что до принятия оспариваемого Постановления финансирование из федерального бюджета 1999 года по разделу 13 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" бюджетной классификации производилось.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителями положение правового акта Правительства Российской Федерации не соответствует федеральным законам и нарушает права граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, на получение выплат по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба.
Согласно пункту 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае противоречия постановления Правительства Российской Федерации федеральному закону применяется соответствующий федеральный закон.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобы Карташева В.В. и Лузянина С.Г. - удовлетворить.
Признать недействительным и не порождающим правовых последствий пункт 3 Перечня актов Правительства Российской Федерации, утративших силу с 1 января 1999 года, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.