ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2023 г. N АКПИ23-100

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. о признании недействующим подпункта 12 пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии",

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).

Согласно пункту 44 Правил N 354 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим правилам (абзац первый). При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данным правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац второй).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950 (далее также - Постановление N 950) утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии (далее также - Изменения).

Подпунктом 12 пункта 3 Изменений абзац второй пункта 44 Правил N 354 признан утратившим силу.

В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 12 пункта 3 Изменений, ссылаясь на то, что он противоречит статье 210, пункту 2 статьи 543, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), поскольку исключение абзаца второго пункта 44 Правил N 354 позволяет ресурсоснабжающим организациям получать плату за неоказанные услуги, то есть брать плату за большее количество электроэнергии, чем ее принял потребитель, а у собственников квартир отсутствует возможность проверить правильность начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, что нарушает право потребителя оплачивать только фактически потребленные коммунальные ресурсы, создает основу для неосновательного обогащения исполнителей коммунальных услуг, а также нарушает баланс экономических интересов потребителей и исполнителей коммунальных услуг.

В обоснование своего требования административный истец указала, что владеет на праве собственности квартирой в многоквартирном доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений в этом доме. Дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, коммунальную услугу по электроснабжению оказывает гарантирующий поставщик. До принятия оспариваемой нормы размер платы для потребителей за коммунальную услугу, представленную на общедомовые нужды, рассчитывался исходя из объема, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса, то есть ресурсоснабжающая организация независимо от фактического количества поставленного коммунального ресурса могла выставить жителям дома к оплате только нормативный объем, сверхнорматив оплачивая сама. После признания утратившим силу абзаца второго пункта 44 Правил N 354 расчет платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах с непосредственным управлением собственников ведется исходя из фактического потребления по показаниям приборов учета, и ресурсоснабжающая организация вправе выставить счет жителям многоквартирного дома на оплату всего потребленного объема. Исполнители коммунальных услуг получили возможность возмещать убытки путем включения несанкционированно потребленной электроэнергии в состав общедомовых нужд и предъявлять ее к оплате всем собственникам квартир в многоквартирном доме, что нарушает право потребителя оплачивать только фактически потребленные коммунальные ресурсы, как это предусмотрено статьей 544 ГК РФ.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 28 февраля 2023 г. N ДГ-П51-2591), указавшим в письменных возражениях, что Постановление N 950 издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемая норма соответствует законодательству Российской Федерации и не приводит к нарушению прав и законных интересов административного истца.

Представитель административного истца К.О. в судебном заседании поддержала заявленное требование, просила его удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представители административного ответчика Правительства Российской Федерации З., К.А. и К.Е. возражали против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В силу части 1.1 статьи 157 названного кодекса правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 950 утвердило изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии, в том числе в Правила N 354, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).

Постановление N 950 опубликовано 2 июля 2020 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), 6 июля 2020 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного Постановление N 950 и утвержденные им Изменения приняты Правительством Российской Федерации во исполнение предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.

Частью 3 статьи 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии со статьей 154 ЖК РФ включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4). В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 5).

Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).

Статьей 544 ГК РФ, регулирующей оплату энергии, закреплено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из приведенных норм следует, что расчет платы за потребленные коммунальные услуги и коммунальные ресурсы производится исходя из показаний приборов учета (коллективных и индивидуальных), а при их отсутствии расчет производится в соответствии с нормативами, установленными субъектом Российской Федерации.

Исключение из пункта 44 Правил N 354 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897 абзаца второго, предусматривавшего, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не противоречит приведенным нормам закона, а корреспондирует им, а также соответствует изменениям, внесенным Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ, согласно которой в редакции указанного закона размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в части 2 статьи 13 закрепил, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Довод административного истца о противоречии оспариваемой нормы статье 210, пункту 2 статьи 543, пункту 1 статьи 544 ГК РФ, статье 10 Закона о защите прав потребителей основан на неправильном толковании норм материального права.

ГК РФ в статьях 210 и 543 определил положения, закрепляющие требования к бремени содержания имущества, а также об обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования.

В статье 10 Закона о защите прав потребителей урегулированы отношения, связанные с предоставлением информации о товарах (работах, услугах).

Приведенные нормы закона, вопреки доводам административного истца, не регулируют спорные правоотношения. Обязанности исполнителя по информированию потребителя закреплены в разделах III, IV, X, XI и XV(1) Правил N 354, регулирующих условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения, права и обязанности исполнителя, порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в то время как пункт 44 Правил N 354 расположен в разделе VI, определяющем порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

С учетом того, что Изменения в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления В. о признании недействующим подпункта 12 пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии", отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ