ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2013 г. N АКПИ12-1548

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании частично недействующим подпункта "ж" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,

установил:

подпункт "ж" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, предусматривает, что для получения государственного жилищного сертификата (далее - сертификат) гражданин - участник подпрограммы представляет наряду с иными документами обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 данных Правил.

С., которая была в 1957 году эвакуирована из населенного пункта, подвергнувшегося радиоактивному загрязнению вследствие аварии в указанном году на производственном объединении "Маяк", обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим приведенного нормативного положения в той части, в которой оспариваемая норма связывает возможность получения сертификата с предоставлением обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения в муниципальную собственность и распространяется на ту категорию лиц, к которой относится заявитель. Полагает, что обеспечение жильем граждан, пострадавших от радиационных аварий, является обязанностью государства по возмещению экологического вреда, исполнение которой не может быть поставлено в зависимость от сдачи жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности. Считает, что подпункт "ж" пункта 44 Правил противоречит Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не содержащему такого требования, и не согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П.

Министерство регионального развития Российской Федерации (далее -Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и указало, что условием обеспечения жилой площадью в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий применительно к основаниям, предусмотренным статьями 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым оспариваемое нормативное положение не противоречит.

Обсудив доводы представителя заявителя К., письменные возражения представителя заинтересованного лица по делу, исследовав представленные доказательства, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Правила, оспариваемые заявителем в части, утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006 г., N 13.

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма), удостоверяющих право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата); предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил в число участников подпрограммы входят граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

В силу статьи 6 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов реку Теча" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 1 данного Федерального закона, в том числе эвакуированным (переселенным) из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 этого Закона в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний пункта 7 статьи 17 названного Закона Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации принял оспариваемые в части Правила.

Гражданам - участникам подпрограммы социальная выплата на приобретение жилья предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади, определенного пунктом 16 этих Правил для семей разной численности.

Данный норматив применяется в случае, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность (подпункт "в" пункта 16.1 Правил).

Оспариваемое предписание Правил применяется в системной связи с пунктами 16 и 16.1 этих Правил и основано на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 51); при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (часть 7 статьи 57).

Подпункт "ж" пункта 44 Правил, обусловливающий получение сертификата представлением обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, полностью соответствует приведенным нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, направленным на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.

Не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований доводы заявителя о том, что условие о сдаче жилой площади по прежнему месту жительства при внеочередном (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР) обеспечении жильем граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, введенное Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, признано постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П не соответствующим Конституции Российской Федерации и исключено из содержания ранее действовавшей редакции пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем оспариваемая норма Правил не соответствует этому Закону.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2005 г. и принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. С учетом этого был изменен и порядок обеспечения жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации: согласно пункту 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции тем из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., было предоставлено право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Изменения в нормативном содержании прав, гарантий, мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие техногенной катастрофы, предоставляя новую форму обеспечения их жилыми помещениями, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина и не могут рассматриваться как лишающие данную категорию граждан гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 40, часть 3) возможности улучшения жилищных условий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 118-О).

Правовой механизм обеспечения жильем таких граждан закрепляется оспариваемыми в части Правилами, предусматривающими в качестве формы обеспечения жильем предоставление субсидии на его приобретение, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правила предусматривают добровольное участие в подпрограмме на условиях, на которых она предоставляется, и закрепляют возможность получения удостоверяемой сертификатом социальной выплаты гражданами, отвечающими требованиям, указанным в пункте 5 этих Правил, и изъявившими такое желание (пункты 2 и 6).

Исполнение обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении имущества должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счет предоставленной ему социальной выплаты (пункт 45 Правил).

Кроме того, пункт 16.2 Правил устанавливает порядок определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, в тех случаях, когда гражданин - участник подпрограммы и (или) члены его семьи производят отчуждение жилого помещения (жилых помещений) принадлежащего им на праве собственности (за исключением отчуждения в государственную или муниципальную собственность) либо принимают решение сохранить за собой это жилое помещение.

Таким образом, оспариваемая заявителем норма с учетом приведенных пунктов Правил не допускает предварительного, до обеспечения жильем, и принудительного, без согласия собственника, отчуждения принадлежащего ему жилого помещения, предполагает возможность оставления жилого помещения в собственности для дальнейшего проживания и в силу этого не может рассматриваться как нарушающая право частной собственности граждан - участников подпрограммы, на недопустимость ограничения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П (пункт 4).

Доводы заявителя о том, что оформление обязательства о сдаче жилого помещения было осуществлено до введения в действие пунктов 16.1 и 16.2 Правил постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 408, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку, по смыслу статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, только действующие нормативные правовые акты подлежат проверке на их соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Следует также учитывать, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2007 г. по делу N ГКПИ06-1569 подтверждена законность абзаца третьего пункта 30 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2007 г. N 681), закреплявшего тождественное оспариваемому положение, применявшееся в отношении граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Таким образом, оспариваемое предписание основано на нормах действующего законодательства, сохраняет льготные условия обеспечения жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, и направлено на выполнение государством ранее взятых им обязательств по созданию жилищных условий, необходимых для компенсации вреда, причиненного техногенной катастрофой.

С учетом изложенного подпункт "ж" пункта 44 Правил действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С. о признании частично недействующим подпункта "ж" пункта 44 Правил выпуска и реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА