См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 января 2002 г. N ГКПИ 2001-1908
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Соловьевой В.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Василькова А.Л. о признании частично недействительным пункта 56 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 сентября 1999 года N 750,
установил:
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 сентября 1999 года N 750 было утверждено и 31 декабря 1999 г. зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел (далее - Положение).
Васильков А.Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным пункта 56 указанного Положения в части запрещения выплаты надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, сотрудникам, находящимся в распоряжении органа внутренних дел.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что оспариваемое предписание пункта 56 Положения противоречит Конституции Российской Федерации, Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и нарушает его право на получение вознаграждения за труд.
В подтверждение этого Васильков А.Л. сослался на то, что Приказом Управления внутренних дел Кировской области в связи с организационно - штатными мероприятиями он был освобожден от ранее занимаемой должности в УБОП и направлен в распоряжение УВД, где продолжал выполнять функциональные обязанности по прежней должности. Однако в период нахождения его в распоряжении УВД денежное довольствие ему было выплачено не в полном объеме: не была выплачена надбавка за работу с секретными сведениями, составляющими государственную тайну, и надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Быченкова И.В. и Чуракова Е.Д. жалобу заявителя не признали и просили суд отказать в ее удовлетворении.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Никифорова О.Ю. пояснила суду, что сотрудники органов внутренних дел, освобожденные от должности и зачисленные в распоряжение органа внутренних дел, должны иметь право на получение надбавок за работу с секретными сведениями и специальный режим работы, если они получали эти надбавки по прежней работе.
Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобу удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба Василькова А.Л. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 17 Закона Российской Федерации "О милиции", в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ, сотрудники милиции могут проходить службу на должностях рядового или начальствующего состава в случаях нахождения в распоряжении органов внутренних дел.
В соответствии с абзацем 8 статьи 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. 4202-1, при проведении организационно - штатных мероприятий сотрудник органа внутренних дел может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением его в распоряжение органа внутренних дел на срок не более двух месяцев с сохранением размера денежного довольствия в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации. До истечения указанного срока решается вопрос о трудоустройстве данного сотрудника.
Статьей 52 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрено, что денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел включает в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, исчисляемую с учетом воинской и других предусмотренных правовыми актами видов государственной службы, процентную надбавку за ученую степень в размере 5 процентов от должностного оклада кандидату наук и 10 процентов - доктору наук и процентную надбавку за ученое звание, стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде), другие денежные выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
К таким выплатам, являющимся частью денежного содержания, относится процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" и процентная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел".
Между тем пунктом 56 оспариваемого Положения предусмотрено, что сотрудникам органов внутренних дел, освобожденным от должности и зачисленным в распоряжение органа внутренних дел, надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за сложность, напряженность и специальный режим работы не выплачиваются.
Суд полагает, что данное предписание оспариваемого нормативного правого акта не соответствует законодательству и нарушает права сотрудников внутренних дел, которые до зачисления в распоряжение органа внутренних дел получали указанные надбавки, поскольку статья 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации гарантирует сотруднику, зачисленному в распоряжение органа внутренних дел, сохранение размера денежного довольствия и позволяет Министру внутренних дел Российской Федерации определить лишь порядок его сохранения.
Однако в оспариваемом Положении Министерство внутренних дел Российской Федерации вышло за пределы предоставленных ему полномочий и установило не указанный порядок, а норму, которая уменьшает размер денежного довольствия сотрудников, зачисленных в распоряжение органа внутренних дел.
Закрепление в Положении такой нормы не относится к вопросу "определения порядка сохранения размера денежного довольствия".
При таких обстоятельствах предписания пункта 56 оспариваемого Положения в части слов "кроме надбавок, предусмотренных подпунктом 98.10 и пунктом 100 настоящего Положения," на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат признанию недействительными.
Доводы Министерства внутренних дел Российской Федерации о том, что при зачислении в распоряжение органа внутренних дел сотрудник фактически перестает исполнять свои должностные (функциональные) обязанности, не может иметь доступ к секретным сведениям и, соответственно, получать надбавку за работу с ними, суд находит несостоятельными.
Согласно абзацу 2 пункта 8.6 "Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, зачисленный в распоряжение органа внутренних дел (при его согласии на это), может исполнять функциональные обязанности по прежней должности до решения вопроса о его назначении на другую должность либо увольнения.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Василькова В.В. удовлетворить.
Признать недействительным и не порождающим правовых последствий пункт 56 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 сентября 1999 г. N 750, в части слов "кроме надбавок, предусмотренных подпунктом 98.10 и пунктом 100 настоящего Положения,".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.