См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2001 г. N ГКПИ 2001-1817
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д., при секретаре Кузнецовой Е.Ю., с участием прокурора Масаловой Л.Ф. и адвоката Иорданской Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании незаконным п. 51 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в редакции Приказа МНС РФ от 20 октября 2000 г.),
установил:
Гинзбург И.И. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Инструкции не соответствует требованиям ст. ст. 3, 17 и 55 Налогового кодекса РФ и нарушает охраняемые законом его права.
В судебном заседании представитель заявителя адвокат Иорданская Е.О. жалобу поддержала.
Представители заинтересованных лиц: МНС РФ - Кулагин А.Б. и Дятлова Е.В., Минюста РФ - Ермакова Л.А. - с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что положения ст. 55 Налогового кодекса РФ, на которую указывает в жалобе заявитель, не распространяются на правоотношения, связанные с уплатой налога в дорожные фонды.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, во исполнение Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 18 октября 1991 г. (с последующими изменениями) Министерством РФ по налогам и сборам 4 апреля 2000 г. была принята "Инструкция о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" N 59 (далее Инструкция), пунктом 51 которой предусматривается, что если транспортные средства приобретены налогоплательщиком во втором полугодии, то налог уплачивается в половинном размере, независимо от того, уплатил ли налог за эти транспортные средства их прежний владелец.
По утверждению представителей заинтересованных лиц, данный пункт Инструкции требованиям действующего законодательства РФ, в том числе и пункту 5 ст. 55 Налогового кодекса РФ, не противоречит и охраняемых законом прав заявителей не нарушает. Законом РФ "О дорожных фондах в РФ" установлен налог с владельцев транспортных средств.
Данный налог имеет иной объект налогообложения, чем предусмотрен пунктом 5 ст. 55 Налогового кодекса РФ, а поэтому ссылка заявителя на данную норму закона является необоснованной.
Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и как самим заявителем, так и его представителем.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания незаконным пункта 51 Инструкции не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемый пункт Инструкции не соответствует требованиям п. 5 ст. 55 Налогового кодекса РФ, не может быть принят во внимание, поскольку данная норма Кодекса регулирует порядок определения налогового периода для исчисления налогов, объектом обложения которыми является имущество, находящееся в собственности.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" владельцы транспортных средств ежегодно уплачивают налог в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Названный Закон предусматривает также уплату налога гражданами в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности периода времени, в течение которого лицо владело транспортными средствами.
Из сказанного следует, что возникновение обязанности по уплате налога с владельцев транспортных средств у юридических и физических лиц в каждом конкретном году связано с наличием факта владения юридическими и физическими лицами транспортными средствами в данном году.
Таким образом, юридические и физические лица, приобретшие в течение года транспортные средства и владевшие указанными средствами, являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств и обязаны уплатить данный налог за указанный год.
Данный налог надлежит уплате физическими и юридическими лицами в размере, исчисляемом в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, находящегося во владении юридического или физического лица, по ставкам, установленным названным выше Законом, не предусматривающим возможность их уменьшения в зависимости от продолжительности периода времени, в течение которого плательщик налога фактически владел транспортным средством.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доходы, стоимость реализованных товаров либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Из этого следует, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Так, Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что объектами обложения налогами на имущество являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также другое указанное в названном Законе имущество.
Согласно Закону РФ "О дорожных фондах в РФ" объектом налогообложения с владельцев транспортных средств является мощность двигателя транспортного средства, характеризующаяся определенным количеством лошадиных сил. Следовательно, если на имущество, являющееся объектом налогообложения, налог исчисляется исходя из стоимости этого имущества, то налог с владельцев транспортных средств в рассматриваемом случае исчисляется в зависимости от мощности двигателя, а не от стоимости транспортного средства.
С учетом этого положения ч. 5 ст. 55 Налогового кодекса РФ не могут распространяться на правоотношения, связанные с уплатой налога владельцами транспортных средств, поскольку объектом обложения налогом владельцев транспортных средств является иное экономическое основание, а не имущество как таковое.
В этой связи не могут быть признаны состоятельными и ссылки заявителя в обоснование своего требования на положения ст. ст. 3 и 17 Налогового кодекса РФ.
Учитывая, что оспариваемый пункт Инструкции не противоречит действующему законодательству РФ и не нарушает права и свободы граждан, в том числе и заявителя, жалоба не подлежит удовлетворению.
При этом суд учитывает также и то обстоятельство, что ранее действовавшая Инструкция от 15 мая 1995 г. N 30 по этому же вопросу содержала аналогичный оспариваемому по настоящему делу пункт (пункт 39), который был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 12 августа 1999 г. в признании его незаконным также отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании незаконным пункта 51 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в редакции Приказа МНС РФ от 20 октября 2000 г.) оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.