См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2017 г. N ВКАПИ17-34

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.,

при секретаре Ф.,

с участием представителей административных ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации С., И. и Министерства юстиции Российской Федерации К., военного прокурора отдела 4 Управления Главной военной прокуратуры Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца О.А. - Г. о признании недействующим пункта 13 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303,

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 октября 2016 г., регистрационный N 43918.

Текст нормативного правового акта официально опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 октября 2016 г. и в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 43, 24 октября 2016 г.

В пункте 13 Инструкции определено, что военнослужащие, члены семей погибших (умерших) военнослужащих вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором дислоцированы воинские части (организации), где военнослужащие проходят (погибшие (умершие) военнослужащие проходили) военную службу. При этом выплата денежной компенсации указанным лицам осуществляется из размеров денежной компенсации, определенных пунктами 2 и 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", по месту дислокации воинских частей (организаций), в которых военнослужащие проходят (погибшие (умершие) военнослужащие проходили) военную службу.

О.А. через своего представителя Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункт 13 Инструкции ввиду несоответствия его нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ во взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (в редакции от 29 декабря 2016 г.) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".

В обоснование своей позиции представитель административного истца Г. указывает, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, не обеспеченным служебными жилыми помещениями, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанной нормы закона Правительством Российской Федерации 31 декабря 2004 г. издано постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", в пункте 2 которого определено, что указанная компенсация выплачивается в размерах, установленных в нормативном порядке по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

Административный истец О.А. проходит военную службу по контракту в воинской части 45119, имеющей юридический адрес в населенном пункте, расположенном на территории Курской области. Он занимает штатную должность в подразделении указанной части, расположенном на территории Белгородской области, где ему в установленном порядке определено место службы.

Служебным жилым помещением О.А. и члены его семьи не обеспечены, состоят на учете нуждающихся в получении служебного жилья по месту службы административного истца, в связи с чем он получает денежную компенсацию за наем жилого помещения.

До издания Инструкции эта компенсации начислялась О.А. в размере, установленном по месту его службы в Белгородской области, как определено названным выше постановлением Правительства Российской Федерации, а после - в размере, установленном для Курской области, где определено место дислокации воинской части 45119. При этом размер компенсации, установленный для Курской области, меньше, чем для Белгородской области.

Полагая, что уменьшение размера компенсации произошло в результате применения органом финансового обеспечения положений пункта 13 Инструкции, которые, как считает автор административного искового заявления, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, представитель административного истца Г. оспорил их в суд.

В подтверждение того, что О.А. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, к административному исковому заявлению приложена копия решения Курского гарнизонного военного суда от 21 марта 2017 г., согласно которому удовлетворены требования административного истца о признании незаконными действий должностных лиц, приведших к уменьшению размера выплачиваемой ему ежемесячной компенсации за наем жилого помещения.

Административный истец О.А. и его представитель Г., надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивают.

Представители Министерства обороны Российской Федерации С., И. требования административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав истца, поскольку определяет порядок выплаты компенсации в отдельных случаях, а не устанавливает ее размеры, как указано в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. высказала мнение о возможности удовлетворения административного искового заявления в целях устранения правовой неопределенности при применении оспариваемой нормы на практике.

Выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, заключение прокурора Д., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое представителя административного истца О.А. - Г. не подлежащими удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется. К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.

В соответствии с подпунктами 7, 9 и 30 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министр обороны решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им гарантий и компенсаций, издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами, в форме приказов, директив, положений, наставлений, инструкций, уставов и иных нормативных (правовых, нормативных правовых) актов, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение.

Таким образом, вышеупомянутый приказ издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации, в пределах его компетенции в целях реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации 31 декабря 2004 г. издано постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".

Правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу соблюдены.

Оценивая соответствие Инструкции в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель отнес решение вопроса о порядке выплаты и размерах указанной компенсации к дискреционным полномочиям Правительства Российской Федерации.

Реализуя их, Правительство Российской Федерации издало постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", в пункте 2 которого установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим пункта 2, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации, уволенного с военной службы, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.

Согласно пунктам 3 - 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предписано по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики в 2-месячный срок утвердить методику определения предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, применяемой для расчета размера денежной компенсации, и установлено, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, до 1 августа, утверждает предельную стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на следующий год, применяемую для расчета денежной компенсации.

Как следует из приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2016 г. N 418н и от 6 июля 2017 г. N 554н, изданных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103, предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, применяемая для расчета размера денежной компенсации, определяется отдельно для каждого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, анализ приведенных положений нормативных правовых актов в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что размер денежной компенсации подлежит расчету применительно к предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленного для того субъекта Российской Федерации, на территории которого военнослужащий проходит военную службу и, соответственно, обеспечивается жильем в соответствии с законом.

В полном соответствии с приведенными выше нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, в пункте 4 Инструкции определено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.

Что касается оспариваемого в административном исковом заявлении пункта 13 Инструкции, то в нем не содержится положений, противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающих права, свободы и законные интересы военнослужащих.

По смыслу указанной нормы военнослужащим, не обеспеченным жильем по месту службы, в качестве дополнительной социальной гарантии в жилищной сфере предоставлено право осуществлять наем (поднаем) жилого помещения не только в том населенном пункте, где им определено место службы, но и за его пределами.

При этом, как указано в пункте 13 Инструкции, выплата денежной компенсации в любом случае подлежит расчету в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, то есть применительно к предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленного для того субъекта Российской Федерации, на территории которого военнослужащему определено место службы.

Указание в пункте 13 Инструкции о том, что выплата денежной компенсации осуществляется по месту дислокации воинских частей (организаций), в которых военнослужащие проходят военную службу, не свидетельствует о нарушении их прав, свобод и законных интересов, поскольку не устанавливает иных правил расчета данной выплаты, противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а лишь определяет порядок ее доведения до получателей.

Оценка законности действий должностных лиц, ответственных за осуществление выплаты данной денежной компенсации, в отношении конкретных военнослужащих в соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к подсудности Верховного Суда Российской Федерации не относится.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что пункт 13 Инструкции не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ во взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (в редакции от 29 декабря 2016 г.) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", не нарушает права, свободы и охраняемые законом интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации, в силу чего административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца О.А. - Г. о признании недействующим пункта 13 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Г.СОКЕРИН