См. Документы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2023 г. N АКПИ23-617

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. об оспаривании письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 28 марта 2019 г. N ФС-НВ-7/7808,

установил:

28 марта 2019 г. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее также - Россельхознадзор) издано письмо N ФС-НВ-7/7808 (далее также - Письмо), из которого следует, что в связи с проводимой работой по получению Российской Федерацией официального статуса Международного эпизоотического бюро (далее также - МЭБ), как страны с контролируемым риском по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (далее также - ГЭ КРС), а также в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 721 "О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств", с 4 апреля 2019 г. вводятся временные ограничения на ввоз из стран, не имеющих официального статуса МЭБ по ГЭ КРС, продукции, полученной от крупного рогатого скота, за исключением товаров, указанных в пункте 1 статьи 11.4.1 Кодекса здоровья наземных животных МЭБ (далее - Кодекс МЭБ) (абзац первый).

Письмо направлено территориальным управлениям Россельхознадзора и Федеральной таможенной службе и содержит указания: в случае ввоза указанной продукции из стран, не имеющих официального статуса МЭБ по ГЭ КРС, отгруженной до 4 апреля 2019 г., решение о пропуске принимать в обычном режиме (абзац третий); обеспечить доведение указанной информации до сведения руководителей органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации, а также всех заинтересованных организаций и лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (абзац четвертый).

В приложении к Письму приведены перечень стран с официальным статусом МЭБ по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, из которых возможны поставки, и перечень продукции, указанной в пункте 1 статьи 11.4.1 Кодекса МЭБ.

Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Письма, ссылаясь на то, что оно издано за пределами полномочий Россельхознадзора, с нарушением порядка принятия и опубликования, затрагивает законные интересы административного истца, имеющего право свободного перемещения продукции, полученной от крупного рогатого скота, в пределах территории Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС, Союз). Полагает, что Письмо противоречит пунктам 3.7, 4.2, 4.4 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее также - Положение о едином порядке), утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее также - Решение комиссии N 317), и абзацу шестому раздела "Общие положения" Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (далее также - Единые ветеринарные требования), утвержденных тем же решением, поскольку мясо крупного рогатого скота при перемещении в ЕАЭС должно соответствовать единым ветеринарно-санитарным требованиям, что проверяется при погрузке груза на заводе в присутствии ветеринарного врача и подтверждается ветеринарным сертификатом. Государства - члены ЕАЭС, по мнению административного истца, не вправе запрещать (ограничивать) перемещение товара, принимая собственные ветеринарные требования по мотивам эпизоотического благополучия.

В обоснование требования административный истец указал, что указанное письмо применено к нему в связи с привлечением в качестве обвиняемого по уголовному делу по факту незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации с территории Республики Беларусь товарной партии мяса говядины на кости.

Административный ответчик Россельхознадзор и заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных отзывах на административный иск указали, что Письмо издано в пределах предоставленных полномочий, носит информационный и организационно-распорядительный характер, по содержанию полностью соответствует положениям международных договоров, других международных актов и законодательству Российской Федерации.

Представители административного истца З., М. в судебном заседании поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.

Представители Россельхознадзора Б., Ж. в судебном заседании поддержали изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Минюст России представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. К основным задачам ветеринарии в Российской Федерации, осуществляемым федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности, относится в том числе охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и осуществление федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).

Согласно пункту 1.1 статьи 8 Закона о ветеринарии предметом федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) является кроме прочего соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области ветеринарии, установленных международными договорами Российской Федерации в сфере ветеринарии, актами, составляющими право ЕАЭС, данным законом, Федеральным законом от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", при производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте подконтрольных товаров.

Статьей 14 Закона о ветеринарии предусмотрено, что к ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукция животного происхождения, полученная от здоровых животных, корма, кормовые добавки и лекарственные средства для животных из благополучных в отношении заразных болезней животных иностранных государств с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (часть первая).

Порядок осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в том числе порядок принятия таможенными органами решений по результатам проверки документов в специализированных пунктах пропуска и порядок определения видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и случаев, когда проводится досмотр товаров) определяется Правительством Российской Федерации (часть шестая).

Согласно статье 15 Закона о ветеринарии продукция животного происхождения по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должна соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории (часть первая).

Организации и граждане, осуществляющие производство, переработку, перемещение, хранение и реализацию продукции животного происхождения, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований (часть вторая).

В силу пункта 1.2 Положения о едином порядке требования данного акта применяются в отношении товаров, указанных в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному (контролю) надзору, утвержденном Решением комиссии N 317 (далее также - Единый перечень товаров), оно устанавливает порядок осуществления контроля государственными органами и учреждениями государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляющими деятельность в области ветеринарии, за подконтрольными товарами на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза в целях недопущения ввоза на таможенную территорию Союза и перемещения (перевозки) опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров.

Согласно пунктам 3.14, 3.15 Положения о едином порядке при ввозе, вывозе и транзите в отношении подконтрольных товаров применяются следующие виды контроля: документарный, физический, лабораторный. По результатам осуществления указанных видов контроля должностным лицом пограничного контрольного ветеринарного пункта принимается одно из следующих решений в отношении подконтрольных товаров: о пропуске; о приостановке движения; о запрете ввоза; о возврате.

Порядок осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с Решением комиссии N 317 и статьей 8 Закона о ветеринарии определяется Правилами осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 501.

В пункте 9 названных Правил установлено, что при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 3 - 5 этих правил, а также в случае введения запрета Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору на ввоз подконтрольных товаров должностное лицо таможенного органа принимает решение о запрете их ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также уведомляет перевозчика о принятом решении в письменной форме согласно приложениям N 5 и 6 к Положению о едином порядке.

В соответствии с Единым перечнем товаров к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), отнесены, в частности, мясо крупного рогатого скота, свежее и охлажденное (код ТН ВЭД ЕАЭС 0201), мясо крупного рогатого скота, замороженное (код ТН ВЭД ЕАЭС 0202), пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные (код ТН ВЭД ЕАЭС 0206).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327, является Россельхознадзор, который согласно подпунктам 5.1.1, 5.1.6, 5.2(1).30, 5.2.4, 5.11 пункта 5 названного Положения осуществляет: федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции; государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции; функции по обеспечению реализации обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации в установленной сфере деятельности; выдает разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет выдачу разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории поднадзорных грузов, представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами по вопросам обеспечения здоровья животных, безопасности сырья и продукции животного происхождения и кормов для животных (абзац пятый подпункта "в" и подпункт "е" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору").

Таким образом, Россельхознадзор, осуществляя контрольно-надзорные полномочия в сфере федерального государственного ветеринарного надзора в том числе в отношении пищевой продукции животного происхождения, вправе временно ограничить ее ввоз в Российскую Федерацию или транзит по территории Российской Федерации в целях обеспечения эпизоотического благополучия населения.

При этом вводимые ограничения возникают не у граждан и юридических лиц, а вводятся в отношениях с государствами, в том числе государствами - членами ЕАЭС, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию поднадзорной продукции.

Порядком взаимодействия уполномоченных органов государств - членов Евразийского экономического союза при введении временных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2016 г. N 149, установлено, что при введении временной ветеринарно-санитарной меры уполномоченный орган государства-члена, принявшего соответствующее решение, без необоснованной задержки информирует об этом уполномоченные органы других государств-членов не позднее 1 рабочего дня с даты принятия решения о введении временной ветеринарно-санитарной меры, а также Евразийскую экономическую комиссию - не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Информация о введении временной ветеринарно-санитарной меры включает в себя следующие сведения: а) основание для введения меры; б) обоснование необходимости введения меры; в) содержание (описание) вводимой меры; г) дата введения меры (пункт 3).

Информация о введении, изменении, отмене временной ветеринарно-санитарной меры публикуется без необоснованной задержки, но не позднее 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения, на государственном языке государства-члена и на русском языке на официальном сайте уполномоченного органа государства-члена и на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7).

Обмен информацией между уполномоченными органами и Комиссией в соответствии с данным Порядком осуществляется посредством официальных писем, в том числе в электронном виде и с использованием интегрированной информационной системы Союза. Такие письма могут быть сформированы и направлены с использованием автоматизированных информационных систем, используемых государствами-членами (пункт 25).

При введении, изменении или отмене временной меры уполномоченный орган государства-члена, принявшего соответствующее решение, информирует об этом иные заинтересованные органы данного государства-члена в соответствии с его законодательством (пункт 26).

Анализ содержания Письма позволяет сделать вывод, что положений, сформулированных в виде правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, оно не содержит, носит информационный характер о введенных временных ограничениях на ввоз из стран, не имеющих официального статуса МЭБ по ГЭ КРС, продукции, полученной от крупного рогатого скота, за исключением товаров, указанных в пункте 1 статьи 11.4.1 Кодекса МЭБ. Не являясь по своей правовой природе нормативным правовым актом, Письмо не подлежало государственной регистрации по Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, его издание не требовало официального опубликования.

Введение Россельхознадзором указанных временных ограничений, отнесенное к его полномочиям, не свидетельствует о том, что Письмо приобрело нормативные свойства для неопределенного круга лиц и рассчитано на неоднократное применение.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Между тем подобного основания по настоящему делу не имеется.

Доводы административного истца о неправомерности введения временных ветеринарных ограничений при перемещении подконтрольных товаров между государствами - членами ЕАЭС основаны на ошибочном толковании норм права.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор о ЕАЭС) в рамках таможенного союза осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств - членов Евразийского экономического союза без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных данным договором.

Согласно статье 29 Договора о ЕАЭС государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для: 1) охраны жизни и здоровья человека; 2) защиты общественной морали и правопорядка; 3) охраны окружающей среды; 4) охраны животных и растений, культурных ценностей; 5) выполнения международных обязательств; 6) обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена (пункт 1).

По основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи, на внутреннем рынке могут быть введены также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры в порядке, определяемом разделом XI этого договора (пункт 2).

Статьей 56 Договора о ЕАЭС предусмотрено право каждого из государств-членов разрабатывать и вводить временные санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры. Порядок взаимодействия уполномоченных органов государств-членов при введении временных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер утверждается Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) (пункт 4).

Применение санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер и взаимодействие уполномоченных органов государств-членов в области санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер осуществляются согласно приложению N 12 к данному договору (пункт 6).

Согласно статье 58 Договора о ЕАЭС ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждаемый Комиссией, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). К товарам и объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), применяются единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, утверждаемые Комиссией (пункты 1 и 2).

Подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары перевозятся с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в соответствии с едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями. Указанные товары сопровождаются ветеринарным сертификатом, если иное не определено Комиссией. Государства-члены взаимно признают ветеринарные сертификаты, выдаваемые уполномоченными органами в области ветеринарии по единым формам, утверждаемым Комиссией (пункт 6).

Государства-члены имеют право разрабатывать и вводить временные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования и меры в случае получения официальной информации от соответствующих международных организаций, государств-членов, а также от третьих стран об ухудшении эпизоотической ситуации на территориях третьих стран или государств-членов. В случае наличия указанной информации, но при отсутствии достаточного научного обоснования или невозможности его представления в необходимые сроки, государства-члены могут принимать безотлагательные ветеринарно-санитарные меры (пункт 8).

Главой 22 Единых ветеринарных требований предусмотрено, что к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС и (или) перемещению между государствами-членами допускается мясо и другое пищевое мясное сырье, полученное от убоя и переработки здоровых животных на боенских, мясоперерабатывающих предприятиях (абзац первый).

Мясо и другое пищевое мясное сырье должны происходить от убоя здоровых животных, заготовленных в хозяйствах или административной территории в соответствии с регионализацией, официально свободных от болезней животных, в частности, для крупного рогатого скота - губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота - в соответствии с рекомендациями Кодекса МЭБ и классификацией риска по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота экспортирующей страны, зоны или компартмента (абзацы четвертый, восьмой, девятый).

Согласно приложению к решению Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 455 "Сводный перечень опасных и карантинных болезней животных" (Решение КТС N 455) губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота в Российской Федерации относится к болезням животных, при которых устанавливаются карантин или ограничения, в Республике Беларусь - к болезням животных, при возникновении которых устанавливается карантин, в Республике Казахстан - к болезням, при возникновении которых устанавливается карантин или ограничения.

Пунктом 1 решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 721 "О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств" предусмотрено, что в случае отсутствия документов Таможенного союза или документов национального законодательства, действующих на территории Таможенного союза, устанавливающих обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к живым животным и продуктам животного происхождения, обязательные фитосанитарные требования к растениям и растительной продукции, обязательные санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продуктам животного и растительного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро, Международной конвенции по карантину и защите растений, Комиссии "Кодекс Алиментариус".

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Международным эпизоотическим бюро об учреждении регионального представительства Международного эпизоотического бюро в Российской Федерации (подписано в г. Москве 6 марта 2013 г.) Российская Федерация имеет статус члена Международного эпизоотического бюро с 20 октября 1927 г., ратифицировала данный документ Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 394-ФЗ.

Как следует из предисловия Кодекса МЭБ, данный международный правовой акт создан в целях обеспечения санитарной безопасности при ведении международной торговли животными и защиты международной торговли путем публикации стандартов животных.

Статьей 1.2.3 Кодекса МЭБ губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота включена в список МЭБ в категорию "болезни и инфекции крупного рогатого скота". Рекомендации Кодекса МЭБ содержат санитарные требования, которым должна отвечать экспортирующая страна, исходя из того, что болезнь в импортирующей стране отсутствует (или по ней ведется программа профилактики или ликвидации). Импортирующая страна вправе предъявлять более строгие требования по сравнению с теми, что рекомендуется Кодексом МЭБ.

Согласно приложению к Письму к странам с официальным статусом МЭБ по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, из которых возможны поставки, относятся:

страны-члены с незначительным риском (признанные в соответствии со статьей 11.4 Кодекса МЭБ) - Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Болгария, Чили, Колумбия, Коста Рика, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Венгрия, Исландия, Индия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Намибия, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Нидерланды, США, Уругвай;

страны-члены, имеющие статус контролируемого риска по BSE (признанные в соответствии со статьей 11.4 Кодекса МЭБ): Канада, Китайский Тайбэй, Франция, Греция, Ирландия, зоны с незначительным риском BSE, страны-члены, имеющие зоны с незначительным риском (по статье 11.4 Кодекса МЭБ), Китай (Народная Республика): зона состоит из КНР, за исключением Гонконг и Макао; Соединенное Королевство: 2 зоны, состоящие из Северной Ирландии и Шотландии;

зоны с контролируемым риском BSE (признанные в соответствии со статьей 11.4 Кодекса МЭБ) Соединенное Королевство: зона состоит из Англии и Уэльса.

Целью рекомендаций главы 11.4 Кодекса МЭБ (статьи 11.4.1 - 11.4.29), посвященной губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, является управление рисками для здоровья человека и здоровья животных, связанными с присутствием возбудителя указанного заболевания у крупного рогатого скота.

В соответствии со статьей 11.4.1 Кодекса МЭБ, выдавая разрешение на импорт или транзит перечисленных ниже товаров или продуктов из них, не включающих других тканей крупного рогатого скота, ветеринарные органы не должны устанавливать ограничений из-за риска по ГЭ КРС вне зависимости от статуса по риску ГЭ КРС популяции крупного рогатого скота экспортирующей страны, зоны или компартмента:

а) молоко и молочные продукты;

б) семя и эмбрионы крупного рогатого скота, полученные in vivo, которые были отобраны и подвергались манипуляциям согласно рекомендациям Международного общества переноса эмбрионов;

в) кожи и шкуры;

г) желатин и коллаген, полученные исключительно из кож и шкур;

д) жир с максимальным весовым уровнем 0,15% нерастворимых загрязнений и продукты из него;

е) дикальциевый фосфат (без остатков белков или жира);

ж) мясо, снятое с костей, полученное из мускулов скелета (исключая механически снятое мясо) крупного рогатого скота, который: перед убоем не был оглушен с помощью механизма, вводящего сжатый воздух или газ в черепную коробку, и не был подвергнут проколу мозга; подвергся пред и послеубойному обследованию с благоприятным результатом и мясо было разделано по технологии, исключающей заражение через одну из тканей, перечисленных в статье 11.4.14;

з) кровь и кровесодержащие продукты, полученные из крупного рогатого скота, который не был оглушен с помощью механизма, вводящего сжатый воздух или газ в черепную коробку, и не подвергнут проколу мозга.

Данный перечень продукции приведен в качестве приложения к Письму.

Таким образом, перемещение между государствами - членами ЕАЭС продукции, полученной от крупного рогатого скота, за исключением товаров, указанных в пункте 1 статьи 11.4.1 Кодекса МЭБ, может быть ограничено в случае, если она не соответствует рекомендациям Кодекса МЭБ и классификации риска экспортирующих стран по ГЭ КРС, в частности происходит из стран, не имеющих официального статуса МЭБ по ГЭ КРС.

Пункты 3.7, 4.2, 4.4 Положения о едином порядке и абзац шестой раздела "Общие положения" Единых ветеринарных требований, на которые ссылается административный истец, не содержат положений, запрещающих государствам-членам ЕАЭС установление временных ограничений на ввоз подконтрольных товаров.

По приведенным выше мотивам Письмо не подлежит признанию недействующим по результатам проверки его содержания, поскольку оно не обладает нормативными свойствами и не оказывает общерегулирующего воздействия на общественные правоотношения, отличного от требований законодательства Российской Федерации и актов, составляющих право Союза.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Д. об оспаривании письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 28 марта 2019 г. N ФС-НВ-7/7808 отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ