См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2007 г. N ВКПИ07-143

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,

при секретаре Ш.,

с участием:

представителя заявителя М.

старшего военного прокурора 1 отдела 4 Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Т.,

представителя Министерства обороны РФ У.,

представителя Министерства юстиции РФ К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. об оспаривании абзаца 2 пункта 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 12 марта 2003 года N 80 (далее - "Руководство"), а также о взыскании судебных расходов в размере ___ рублей __ копеек,

установила:

Н., проходящий военную службу в институте и находящийся в распоряжении начальника института, обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просит признать незаконным и недействующим с момента издания абзац 2 пункта 104 Руководства в части слов "Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза".

По мнению заявителя, оспариваемое положение Руководства противоречит ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, ст. 332 Трудового кодекса РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также п.п. "в" п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, п. 75 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 года N 264.

В обоснование своих требований Н. утверждает, что данное положение предоставляет начальнику право назначать на должности преподавательского состава лиц гражданского персонала своим приказом без проведения конкурса, что влечет за собой нарушение его права как военнослужащего на равный доступ к замещению указанных должностей.

В судебном заседании представитель заявителя М. требования Н. поддержал. Представитель Министерства обороны Российской Федерации полковник юстиции У. требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав на то, что оспариваемый пункт Руководства не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и заслушав заключения старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Т. и Министерства юстиции РФ К.В., полагавших необходимым заявление оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" учредителем высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 18 июня 1999 года N 650 утвердило Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее - "Типовое положение").

Как видно из п. 2 Типового положения, Правительство делегировало свои полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения федеральным органам, в которых законом предусмотрена военная служба. Высшее военно-учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего федерального органа и своим уставом.

Согласно п. 23 Типового положения порядок комплектования должностей постоянного состава высшего военно-учебного заведения (в т.ч. преподавательского) устанавливается законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа.

Таким образом, Министерство обороны РФ, обладая полномочиями учредителя после создания (реорганизации) некоторых высших военно-учебных заведений, правомочно издавать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы работы таких военно-учебных заведений, не противоречащие действующему законодательству и актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе по вопросам комплектования должностей преподавательского состава.

Приказом от 12 марта 2003 года N 80 Министр обороны РФ, действуя в пределах своей компетенции, утвердил Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно требованиям ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

Данная гарантия, применительно к комплектуемым офицерами вакантным должностям профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах, конкретизирована в п.п. "в" п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым эти должности замещаются на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса на замещение указанных вакантных должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Анализ вышеперечисленных норм Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положения о порядке прохождения военной службы, которым, по мнению Н., противоречит Руководство, приводит к выводу о том, что они в своей совокупности не регулируют порядок назначение на должности преподавательского состава лиц гражданского персонала, в связи с чем абз. 2 п. 104 оспариваемого нормативного правового акта, регламентирующий иные правоотношения, этим нормам не противоречит.

Не подлежат удовлетворению и требования заявителя в части признания оспариваемого нормативного правового акта противоречащим Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 20 указанного Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

Аналогичная норма изложена в абзаце 2 ст. 332 Трудового кодекса РФ и п. 75 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

В соответствии с оспариваемым п. 104 Руководства замещение должностей преподавательского состава и научных работников вуза офицерами, а также должностей преподавательского состава вуза гражданским персоналом проводится только на конкурсной основе. Прием на работу других лиц гражданского персонала вуза осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации в области образования.

Должности, подлежащие замещению военнослужащими и являющиеся вакантными, могут замещаться гражданским персоналом по трудовому договору (контракту). Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, изложенное положение Руководства, вопреки утверждению Н., не только не освобождает начальника вуза от выполнения требований действующего в Российской Федерации законодательства о труде и в области образования, но и напрямую устанавливает необходимость проведения конкурса для замещения лицом гражданского персонала преподавательской должности в установленных законом случаях.

В связи с этим оспариваемый абзац 2 п. 104 Руководства, в части слов "Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза" не противоречит действующему законодательству и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает установленного ст. 37 Конституции РФ права Н. на труд.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда РФ, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ,

решила:

Н. в удовлетворении его заявления об оспаривании абзаца 2 пункта 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 12 марта 2003 года N 80, в части слов "Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза" отказать.

В присуждении с Министерства обороны РФ судебных расходов в размере ___ рублей __ копеек отказать.

Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его составления в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.КОРОНЕЦ