См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2020 г. N АКПИ20-723

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.,

с участием прокуроров Степановой Л.Е., Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Марий Чодра", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 91,

установил:

приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 91, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 5 апреля 2018 г., N 50637, и опубликованным 6 апреля 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (далее - Приказ), утверждено Положение о национальном парке "Марий Чодра" (далее - Положение). В приложении 1 к Положению представлены координаты характерных (поворотных) точек границы национального парка "Марий Чодра" (далее - Национальный парк) в системе координат МСК-12.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения 1 к Положению в части включения в границы Национального парка земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 3400 кв. м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <...> район, дер. <...>, обозначенного в данном приложении под номером <...> с координатами характерных (поворотных) точек: <...> и <...> и под номером <...> с координатами характерных (поворотных) точек: <...> и <...>, ссылаясь на то, что включение земельного участка, расположенного в деревне <...> и относящегося к категории земель населенных пунктов, в границы Национального парка противоречит статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушает его право пользования земельным участком по назначению, поскольку режим особой охраны территории национального парка устанавливает существенные ограничения для собственников земельных участков.

В обоснование своего требования административный истец указал, что с 2018 года является собственником указанного земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, который никогда не входил в лесные земли и не являлся лесоучастком, не мог входить в границы лесничества, находящегося на территории Национального парка.

В судебном заседании представитель административного истца П.Н. поддержала заявленное требование и просила его удовлетворить.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) и заинтересованное лицо Минюст России указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, приложение 1 к Положению не устанавливает и не изменяет границы Национального парка, а лишь воспроизводит в системе координат МСК-12 границы, установленные актами о создании национального парка.

Представители Минприроды России П.А. и С. поддержали правовые позиции, изложенные в письменных возражениях, просили отказать в удовлетворении административного иска.

Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, принимая во внимание мнение заинтересованного лица, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении административного иска отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 названного закона положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р Национальный парк находится в ведении Минприроды России.

Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (пункт 5.2.69 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219).

Таким образом, Приказ издан Минприроды России в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством с соблюдением порядка введения его в действие.

Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подразделяет земли в Российской Федерации по целевому назначению на категории, в том числе земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий отнесены в том числе земли национальных парков.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ).

Так, в силу пункта 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу приведенных норм может включать в себя помимо земельных участков, являющихся федеральной собственностью и закрепляемых за природоохранными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников.

Положения действующего природоохранного и земельного законодательства не исключают также возможности нахождения в границах национальных парков земель различных категорий, в том числе земель населенных пунктов.

Пунктом 10 статьи 85 ЗК РФ установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 указанного кодекса, регламентирующими статус земель особо охраняемых территорий и объектов, включая в состав таких земель и земли особо охраняемых природных территорий.

Федеральный закон N 33-ФЗ также содержит нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с нахождением в границах национальных парков населенных пунктов (пункт 2 статьи 5.1, подпункт "д" пункта 2 статьи 15, пункт 4 статьи 15, пункт 6 статьи 15).

Из приведенных законоположений следует, что понятие "земли особо охраняемых территорий и объектов" как один из видов категорий земель не идентично понятию "особо охраняемые природные территории", под которым понимается особый правовой режим, распространяющийся на включенные в границы такой территории земельные участки различных категорий земель и форм собственности, а довод административного истца о несоответствии Положения в оспариваемой части актам, имеющим большую юридическую силу, основан на неверном толковании норм материального права.

Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы национального парка "Марий Чодра" была включена территория деревни <...>, ранее не входившая ни в состав земель лесного фонда, ни в состав земель национального парка.

Национальный парк создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1985 г. N 400 "О создании государственного природного национального парка "Марий Чодра" в Марийской АССР" (далее - Постановление N 400) и постановлением Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 г. N 589 "О создании государственного природного национального парка "Марий Чодра" на базе Мушмаринского и Кужерского лесхозов Министерства лесного хозяйства РСФСР.

Описание границ Национального парка содержится в приложении N 1 к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 г. N 589.

Кроме того, описательные границы Национального парка были приведены в ранее действовавшем Положении о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Марий Чодра", утвержденном Минприроды России 16 мая 2001 г.

Согласно данным актам граница Национального парка с момента его создания неизменно проходила по западной границе 20 квартала Лушмарского лесничества.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком материалами федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Марий Чодра": справкой от 24 января 2020 г. N 2, пояснительной запиской по Лушмарскому лесничеству из материалов по лесоустройству, планшетом N IV лесоустройство 1966 года, Мушмаринский лесхоз Лушмарского лесничества, планшетом N 3 лесоустройство 1977 года, лесхоз - парк Марий Чодра Лушмарского лесничества, планшетом N 3 лесоустройство 1984 года, Государственный природный национальный парк "Марий Чодра" Лушмарского лесничества, планшетом N 15 лесоустройство 1994 года, ГИНН "Марий Чодра" Лушмарского лесничества; планшетом N 5 лесоустройство 2004 года, Национальный парк "Марий Чодра" Лушмарского лесничества, из которых усматривается, что территория Лушмарского лесничества (квартал 20 выдел 2) по лесоустройству 1984 года располагалась в границах государственного национального парка "Марий Чодра".

Приказ не устанавливает новые и не изменяет ранее установленные границы Национального парка, а лишь воспроизводит их в системе координат МСК-12.

Каких-либо данных, опровергающих сведения, содержащиеся в оспариваемой части нормативного правового акта Минприроды России, а также указывающих на несоответствие координат характерных (поворотных) точек границ Национального парка актам о его создании либо иным актам большей юридической силы, административным истцом не представлено.

С учетом того, что приложение 1 к Положению в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления В. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Марий Чодра", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 91, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА