См. Документы Федеральной службы по тарифам
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. N АКПИ16-580
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "ТеплоЭнерго" о признании частично недействующими тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям МУП "ТеплоЭнерго" на территории Челябинской области, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2015 г. N 47-э/5,
установил:
приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2015 г. N 47-э/5 (далее - Приказ) утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям МУП "ТеплоЭнерго" на территории Челябинской области (далее - Тарифы). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 апреля 2015 г., N 36778 и опубликован 10 апреля 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Муниципальное унитарное предприятие "ТеплоЭнерго" (далее - Предприятие) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими Тарифов, как противоречащих статье 21 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), пункту 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), и Методическим указаниям по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7, и нарушающих его права на осуществление предпринимательской деятельности. По мнению административного истца, утвержденные Приказом Тарифы, действующие до 1 июля 2016 г., с 1 июля 2016 г. и с 1 июля 2017 г. являются убыточными, экономически необоснованными и не обеспечивающими стабильные условия для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку при расчете их размеров были необоснованно лишь частично учтены понесенные Предприятием затраты на аренду газопроводов в годовом (ежегодном) размере.
Представитель административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Генеральный директор Предприятия направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указали, что оспариваемый акт принят полномочным органам, не противоречит актам большей юридической силы и прав административного истца не нарушает.
В судебном заседании представители ФАС России К.О. и К.Ф. и представитель Минюста России К.М. просили в удовлетворении требований отказать.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Частью второй статьи 8 Закона о газоснабжении закреплено, что Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "г" пункта 7 Основных положений федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с разделом II Основных положений осуществляет государственное регулирование, в том числе тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
На момент издания Приказа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также устанавливать тарифы на транспортировку газа по трубопроводам согласно пункту 1, подпункту 5.3.1.15 пункта 5.3 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, являлась Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, ее функции переданы ФАС России.
Пунктом 10 Основных положений определено, что регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждены приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7 (далее - Методические указания).
Как следует из пункта 4 Методических указаний услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), всем потребителям услуг по транспортировке газа (далее - потребитель услуг), получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям".
Государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для: возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа; обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в транспортировке газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов субъектов регулирования (ГРО); учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Основных положений, пункт 5 Методических указаний).
В целях подтверждения обоснованности установленного Приказом размера тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Предприятия на территории Челябинской области ФАС России представлено заключение экспертной группы.
Экспертной группой ФСТ России при расчете тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям МУП "ТеплоЭнерго" были учтены расходы на аренду данных муниципальных сетей в размере 76,74 тыс. руб.
Расходы Предприятия на аренду муниципальных сетей были определены экспертной группой ФСТ России исходя из амортизационных отчислений, рассчитанных исходя из балансовой стоимости данных сетей - 3 069,44 тыс. руб., и срока их полезного использования - 40 лет. Расходы на уплату налога на имущество не учитывались, так как арендодатель не является плательщиком данного налога.
Согласно пункту 17 Основных положений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) заключение об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении установления (изменения) цен (тарифов) в месячный срок со дня получения заявления.
Из изложенного следует, что при утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям МУП "ТеплоЭнерго" на 2015 - 2017 годы ФСТ России была принята во внимание позиция Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по уровню тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям МУП "ТеплоЭнерго", в том числе и по расходам на аренду муниципальных сетей Катав-Ивановского городского, которая соответствует позиции экспертной группы ФСТ России.
При утверждении тарифа также было учтено, что до 23 декабря 2013 г. данные муниципальные сети были переданы в аренду ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" по договору аренды от 1 января 2007 г. N ____, согласно которому арендная плата составляла 91,65 тыс. руб. при балансовой стоимости 4 076,73 тыс. руб. В конце 2013 года ЗАО "Катавский цемент" выкупило у Администрации Катав-Ивановского муниципального района часть газопровода.
Таким образом, Приказ издан компетентным органом в полном соответствии с предписаниями статьи 21 Закона о газоснабжении о том, что при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль.
Поскольку оспариваемый акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Муниципального унитарного предприятия "ТеплоЭнерго" о признании частично недействующими тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям МУП "ТеплоЭнерго" на территории Челябинской области, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 24 марта 2015 г. N 47-э/5, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА