См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2011 г. N ВКГПИ11-69

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Шалякина А.С.,

при секретаре - А.,

с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.А., представителя Министра обороны Российской Федерации Б.С., а также представителей Министерства юстиции Российской Федерации М.Н. и К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.П. о признании противоречащим действующему законодательству пункта 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в части слов "С военнослужащим не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения",

установила:

М.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкции).

По его мнению, нормы, содержащиеся в оспариваемом пункте Инструкции, противоречат пункту 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, пунктам 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба", а также подпункту 6 пункта 4 Жилищного договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487.

М.П. утверждает, что противоречие заключается в том, что в соответствии с пунктом 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 этой же Инструкции. Согласно пункту 17 вышеуказанной Инструкции это любые жилые помещения, за исключением находящихся в собственности военнослужащих. Военнослужащий должен сдать служебную квартиру и только после этого заключать договор социального найма на квартиру, значительно удаленную от места службы. При этом переехать с семьей на новую квартиру военнослужащий может только при увольнении с военной службы, что, по мнению М.П., нарушает его право на жилище, поскольку содержит обязательное условие фактической сдачи жилого помещения только лишь для возможности оформления документов на получение иного жилого помещения, без фактического предоставления этого жилого помещения.

Представители Министра обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в своих возражениях требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания М.П. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление без его участия.

В судебном заседании представители указанных министерств также возражали против удовлетворения заявления М.П., ссылаясь на то, что приказ издан в соответствии с полномочиями Министра обороны Российской Федерации и не нарушает права заявителя.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации Б.С., Министерства юстиции Российской Федерации М.Н. и К., а также заключение прокурора Б.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Министр обороны Российской Федерации приказом от 30 сентября 2010 года N 1280 утвердил Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 года (регистрационный N 18841) и опубликован в "Российской газете" от 29 октября 2010 г. N 246.

Приказ издан Министром обороны Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных Министру обороны Российской Федерации Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082.

Таким образом, оспариваемый приказ издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. Принятием указанного Закона государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства и гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Формы и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены статьей 15 указанного Федерального закона.

Так, абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие-граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

При этом в силу пункта 13 той же статьи военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством; данный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих-граждан, увольняемых с военной службы по указанным основаниям, чья общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку военнослужащие непосредственно связаны с обеспечением обороны страны и безопасности государства, в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными указанным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускает только на основании закона.

Под местом жительства, согласно статьи 2 указанного Закона, подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право на свободу передвижения и выбор места жительства военнослужащим в период военной службы реализуется в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при этом согласно пункту 3 указанной статьи военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В связи с тем, что М.П. к категории военнослужащих-граждан, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, не относится, поскольку на военной службе состоит с 1990 года и его общая продолжительность военной службы по состоянию на 1 июля 2011 года составляет свыше 21 года, право на выбор места жительства и право на проживание в избранном месте жительства может быть им реализовано только при увольнении с военной службы.

Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Следовательно, увольнение с военной службы военнослужащего, заключившего договор найма служебного жилого помещения, является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Вместе с тем, на отдельные категории военнослужащих распространяется социальная гарантия о невозможности выселения их из занимаемого служебного жилого помещения до предоставления другого жилого помещения. Согласно статье 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускалось выселение из служебных жилых помещений семей военнослужащих.

Кроме того, абзацем вторым пункта 13 Инструкции предусмотрена норма, направленная на обеспечение прав военнослужащего на жилище, в том числе до заключения договора социального найма, предоставленного жилого помещения, в соответствии с которой в случае отсутствия права собственности Российской Федерации на жилые помещения, соответствующие требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, военнослужащий при согласии с предоставлением и заселением распределенного жилого помещения вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением по рекомендуемому образцу (приложение N 7 к настоящей Инструкции). Уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа принимают решение о заселении жилого помещения по рекомендуемому образцу (приложение N 8 к настоящей Инструкции), на основании которого заключается договор о пользовании.

Следовательно, данное положение, как и вышеуказанные положения, определяющие порядок реализации военнослужащими, к категории которых относится заявитель, права на получение жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства при наличии служебного жилого помещения по месту военной службы сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие его конституционно закрепленное право на жилище.

Как следует из содержания пункта 18 Инструкции, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ. Жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, в указанном пункте идет речь не о порядке сдачи жилого помещения, а о случаях, при которых с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи ими жилых помещений, а именно, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения.

В случае неправильного применения оспариваемого пункта в толковании, расходящемся с его действительным смыслом, заинтересованные лица не лишены возможности обратиться за судебной защитой своего нарушенного права.

Исходя из изложенного, нельзя признать обоснованными доводы заявителя о том, что пункт 18 Инструкции противоречит пункту 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, пунктам 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба", а также подпункту 6 пункта 4 Жилищного договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления, то понесенные заявителем судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

в удовлетворении заявления М.П. о признании недействующим пункта 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в части слов "С военнослужащим не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации