ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. N АКПИ12-1099
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.В. об оспаривании абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации",
установил:
Правительством Российской Федерации 11 февраля 2002 г. принято постановление N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Постановление), пункт 2 которого предусматривает, что при исчислении размера ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации применяется среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 г., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 720 (абзац первый). После утверждения Правительством Российской Федерации годового индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с 1 апреля соответствующего года применяется среднемесячная заработная плата, указанная в абзаце первом данного пункта, умноженная на утвержденный годовой индекс роста среднемесячной заработной платы (абзац второй).
Л.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца второго пункта 2 Постановления недействующим, ссылаясь на его противоречие статье 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Как указывает заявитель, незаконность Постановления проявляется в том, что при исчислении среднемесячной заработной платы в стране за основу берется сумма в размере 1671 руб., которая в два раза меньше фактической средней заработной платы в стране за III квартал 2001 г., и умножается на годовой индекс роста среднемесячной заработной платы, не предусмотренный законом.
В судебном заседании Л.В. поддержал свое требование по изложенным в заявлении основаниям и просил о его удовлетворении в полном объеме.
Представители Правительства Российской Федерации Г., С.И. и П. заявление не признали, пояснив, что Постановление в оспариваемой части каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Л.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из преамбулы Постановления видно, что оно принято в целях реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", который определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты. Согласно части первой статьи 2 данного Федерального закона размер доплаты к пенсии определяется исходя из среднемесячной заработной платы в стране, утверждаемой Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной службы государственной статистики, путем умножения размера среднемесячной заработной платы в стране на отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, на коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется пенсия, и на отношение среднемесячной суммы взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода.
Из приведенной нормы видно, что федеральный законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации утвердить среднемесячную заработную плату в стране в целях определения размера доплаты к пенсии членам летных экипажей по представлению Федеральной службы государственной статистики. Следовательно, принимая Постановление, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своих полномочий.
С доводом заявителя о неправомерном утверждении постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 720 среднемесячной заработной платы в стране за III квартал 2001 г. в сумме 1671 руб. суд согласиться не может, поскольку законность названного постановления подтверждается вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2002 г. по гражданскому делу N ГКПИ2002-453 по заявлению Л.О. При этом утверждение заявителя о том, что среднемесячная заработная плата в стране должна была исчисляться не за III квартал 2001 г., а за целый год, является ошибочным, так как такого условия ее определения в статье 2 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" не содержится.
Не противоречит каким-либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и закрепление в абзаце втором пункта 2 Постановления способа "осовременивания" среднемесячной заработной платы, используемой при исчислении размера доплаты к пенсии членам летных экипажей, путем умножения среднемесячной заработной платы в стране за III квартал 2001 г. на утверждаемые Правительством Российской Федерации годовых индексов роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации. Полномочие Правительства Российской Федерации по определению годовых индексов роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации закреплено пунктом 7 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Говоря о незаконности использования данных индексов при исчислении ежемесячной доплаты к пенсии, заявитель фактически предлагает свой механизм подсчета среднемесячной заработной платы в Российской Федерации. Однако, как уже отмечено, разрешение данного вопроса федеральным законодателем отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Л.В. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ