См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2004 г. N ГКПИ04-1204

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                   Баенском А.А.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании недействующими первого предложения абзаца 1 пункта 17 и абзаца 3 пункта 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59,

установил:

Ф. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими первого предложения абзаца 1 пункта 17 и абзаца 3 пункта 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Гражданского кодекса РФ и Конституции РФ, имеющих высшую юридическую силу, и ущемляют его права собственника, т.к. он не может пользоваться принадлежащим ему автомобилем. По договору купли-продажи он приобрел автомобиль ВАЗ-2110 и зарегистрировал его в органах Госавтоинспекции. При проверке автомобиля на дороге у него сняли регистрационные номера и изъяли документы на автомобиль. По уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 326 УК РФ, установлено уничтожение номера двигателя и кузова а/м ВАЗ-2110, в связи с чем ему отказывают в регистрации транспортного средства.

Заявитель Ф. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представители заинтересованных лиц МВД России Тузлукова Н.С., Зубриський С.Г., Перепелкин В.В., Минюста России Обушенко Л.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц МВД России Тузлуковой Н.С., Зубриського С.Г., Перепелкина В.В., Минюста России Обушенко Л.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" поручило Министерству внутренних дел Российской Федерации разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (в ред. Приказа МВД России от 22.12.2003 N 1014).

Настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

В соответствии с первым предложением абзаца 1 пункта 17 Правил при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.

Закон Российской Федерации "О милиции" к обязанностям милиции относит осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 9 статьи 10 настоящего Закона).

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в статье 19 установил запрет на эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Оспариваемые положения нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти не противоречат правительственному Постановлению, имеющему большую юридическую силу.

Как пояснили суду представители МВД России Тузлукова Н.С., Зубриський С.Г., Перепелкин В.В., задачами милиции являются как выявление и раскрытие преступлений, так и осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи органы Госавтоинспекции при обнаружении признаков преступления (сокрытие, изменение, уничтожение маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных) регистрационные действия не производят, такие документы и регистрационные знаки задерживают и вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передают в органы внутренних дел для проведения необходимых действий.

Приказом Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. N 19 утверждены Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов.

Международный стандарт ИСО 3779-77 устанавливает содержание и построение идентификационного номера транспортного средства с целью установления во всех странах мира единой международной системы нумерации дорожного транспорта. В соответствии с требованиями международного стандарта Российская Федерация в области обеспечения безопасности дорожного движения ввела в действие ОСТ 37.001.269-96 Транспортные средства Маркировка; ТУ 37.001.1131-83 Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов и кузовных деталей легковых автомобилей на предприятиях автотехобслуживания.

Что касается оформления паспортов транспортных средств, то данные вопросы регулируются Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России N 399, ГТК России N 388, Госстандарта России N 195 от 30 июня 1997 г.

Абзацем 3 пункта 55 Правил предусмотрено, что при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

Представители заинтересованных лиц пояснили суду, что положения данной нормы регламентируют деятельность органов Госавтоинспекции при выявлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, после проведенной регистрации транспортного средства и взаимосвязаны с абзацем 1 пункта 17 Правил, где названы основания для отказа в совершении регистрационных действий с транспортными средствами, которые еще не зарегистрированы в установленном порядке.

Доводы заявителя о нарушении оспариваемыми нормами его прав собственника являются несостоятельными, т.к. в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Полномочия Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России об отказе в регистрации и выдаче документов на автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, установлены Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".

Если заявитель полагает, что орган Госавтоинспекции необоснованно аннулировал регистрацию принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства, то он не лишен возможности обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Ф. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ф. о признании недействующими первого предложения абзаца 1 пункта 17 и абзаца 3 пункта 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.