ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2012 г. от N АКПИ12-345
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 388 "О дополнительных мерах по осуществлению компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории",
установил:
29 июля 2004 г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 388 "О дополнительных мерах по осуществлению компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории" (далее - Постановление от 29 июля 2004 г. N 388). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 9 августа 2004 г., N 32, "Российской газете" 10 августа 2004 г., N 169.
Пунктом 5 Постановления от 29 июля 2004 г. N 388 Правительству Чеченской Республики и Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации поручено до 1 ноября 2004 г. завершить формирование перечня разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению (далее - перечень), и утвердить его; установлено, что компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, осуществляются по мере поэтапного утверждения перечня.
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 Постановления от 29 июля 2004 г. N 388 в части, предусматривающей завершение формирования перечня и утверждение его до 1 ноября 2004 г.
В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемое положение противоречит Указу Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" (далее - Указ от 5 сентября 1995 г. N 898), которым срок завершения формирования перечня разрушенного жилья, не подлежащего восстановлению, не установлен, и нарушает его право на подачу заявления о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье.
М. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной миграционной службе (поручение от 13 марта 2012 г. N АХ-П16-1397).
Представители заинтересованного лица И., К.Е., О. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое положение не противоречит действующему законодательству, Постановление от 29 июля 2004 г. N 388 издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выслушав представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Указом от 5 сентября 1995 г. N 898 постановлено осуществить компенсационные выплаты лицам, которым причинен материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье; Правительству Российской Федерации поручено в месячный срок определить источники финансирования затрат и порядок осуществления компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, а также обеспечить выплаты денежных средств указанным лицам.
Во исполнение Указа от 5 сентября 1995 г. N 898 постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 "О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно" утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, в соответствии с пунктом 2 которого право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской Республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и/или личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с 12 декабря 1994 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 404 "О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории" (в редакции от 21 мая 2004 г.) (далее - Постановление от 4 июля 2003 г. N 404) утверждено Положение об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории (пункт 1); Правительству Чеченской Республики и Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу поручено утвердить по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению, и до 1 августа 2003 г. представить его в Комиссию по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество (пункт 5).
Постановлением от 29 июля 2004 г. N 388 в Постановление от 4 июля 2003 г. N 404 внесены изменения, пункт 5 признан утратившим силу, Правительству Чеченской Республики и Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации поручено до 1 ноября 2004 г. завершить формирование перечня и утвердить его (пункт 5).
Таким образом, Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьями 12, 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пунктом 5 Постановления от 29 июля 2004 г. N 388 дало поручение органам исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и установило срок его исполнения. Само по себе положение данной нормы каких-либо прав и охраняемых законом интересов граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, нарушать не может.
Довод заявителя о том, что оспариваемая норма препятствует его обращению с заявлением о компенсационных выплатах за утраченное жилье, не может быть признан обоснованным, поскольку право граждан на обращение с таким заявлением не ограничено каким-либо сроком.
Кроме того, право на получение компенсационных выплат в соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 404, Постановлением от 29 июля 2004 г. N 388 имеют граждане, пострадавшие в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, постоянно проживающие на ее территории. Между тем, как следует из материалов дела, М. с 10 декабря 1986 г. проживает в Оренбургской области. Следовательно, оспариваемое Постановление не нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 декабря 2005 г. N 499-О, названные постановления, будучи специальными нормативными актами, предусматривающими ряд упрощенных процедур восстановления гражданами своих прав и получения определенных компенсаций, не ограничивают и не исключают действие общих норм гражданского законодательства, касающихся права собственности, возмещения причиненного вреда и т.д. Эти вопросы подлежат разрешению судами общей юрисдикции по заявлениям граждан, обращающихся за защитой своих прав, на основании установления всех фактических обстоятельств конкретного дела.
Учитывая, что Постановление от 29 июля 2004 г. N 388 издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, пункт 5 данного Постановления не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления М. о признании недействующим пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 388 "О дополнительных мерах по осуществлению компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА