См. Документы Министерства обороны Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2009 г. N ВКПИ09-27
(Извлечение)
М. просил Верховный Суд РФ признать не соответствующими действующему законодательству и недействующими с 1 октября 2006 г. п. п. 57 и 276 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г N 200 (далее - Порядка), в части запрета выплачивать денежное довольствие и материальную помощь военнослужащим за время стационарного лечения в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Военная коллегия не нашла оснований для удовлетворения заявления.
Согласно ч. 13 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Федеральным законом, которым установлен порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком, в том числе до достижения им возраста трех лет, является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется по заявлению женщины и может быть использован также отцом ребенка. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).
Аналогичное предписание, согласно которому во время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за военнослужащим сохраняется место военной службы и воинская должность, содержится в п. 5 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы.
Положений о предоставлении работнику и сохранении за ним других льгот, в том числе по выплате денежного довольствия военнослужащему, ни ФЗ "О статусе военнослужащих", ни ТК РФ не содержат.
Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ утвержден Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200.
Этот Приказ издан Министром обороны РФ в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 15 Конституции РФ официально опубликован для всеобщего сведения.
Согласно п. 57 Порядка денежное довольствие не выплачивается за период нахождения военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Поскольку в силу ч. 13 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" отпуск по уходу за ребенком, в том числе до достижения им возраста трех лет, предоставляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, которые не предусматривают выплату денежного довольствия, в т.ч. материальной помощи, военнослужащим, находящимся в указанном отпуске, положения п. 57 Порядка не противоречат вышеназванному закону и ТК РФ.
Кроме того, установленное в п. 276 Порядка положение о том, что материальная помощь не оказывается военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, фактически воспроизводит содержание п. 4 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524.
Поскольку ч. 13 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. 256 ТК РФ направлены на обеспечение возможности сочетания семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, имеют целью охрану материнства, отцовства и детства и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, на что указано применительно к ст. 256 ТК РФ в определении Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 534-О-О, утверждение в заявлении о несоответствии оспариваемых пунктов Порядка Конвенции о защите прав человека и основных свобод является несостоятельным.
По вышеизложенным основаниям суждение М. о том, что находящийся на лечении военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы и имеет право на выплату денежного довольствия, само по себе не указывает на несоответствие действующему законодательству и п. 58 Порядка оспариваемых им пунктов указанного нормативного правового акта.
К тому же, в соответствии с п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы продление отпуска на соответствующее количество дней болезни, а следовательно, выплата за это время денежного довольствия, предусмотрены для военнослужащих, заболевших во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам.
Согласно ст. 28 Положения о порядке прохождения военной службы отпуск по уходу за ребенком к основному и дополнительным отпускам не относится.