ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1199

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего                          Колычевой Г.А.,
    при секретаре                                    Иванове П.Г.,
    с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Пудожской районной администрации местного самоуправления о признании незаконным пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 409 от 20 июня 1992 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",

установил:

Пунктом 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, распространены нормы материального обеспечения и льготы, установленные в пункте 2 для воспитанников детских домов и школ - интернатов. Согласно тому же пункту Постановления Правительства Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации должно разработать положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

В своей жалобе Пудожская районная администрация местного самоуправления Республики Карелия просит признать пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 противоречащим статьям 12, 72, пункту "в" статьи 114, статье 132 Конституции Российской Федерации, статье 16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и статье 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и обязать Правительство Российской Федерации обеспечить финансирование выплаты опекунских пособий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьями 85 - 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание представитель Пудожской районной администрации не явился. В поступивших в Верховный Суд Российской Федерации сообщении и телеграмме (л.д. 2, 23) заявитель просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель Правительства Российской Федерации Щербин Р.И. с доводами Пудожской районной администрации не согласился, считал, что пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 соответствует действующему законодательству, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Щербина Р.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы Пудожской районной администрации местного самоуправления отказать, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В чем заключается противоречие оспариваемого пункта Постановления Правительства Российской Федерации N 409 от 20 июня 1992 года статьям 12, 72 и 132 Конституции Российской Федерации, Пудожская районная администрация местного самоуправления в жалобе не указывает. Суд же противоречий не усматривает и полагает, что положения оспариваемого пункта права органов местного самоуправления не нарушают.

Согласно пункту "в" статьи 114 Конституции Российской Федерации и статье 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на Правительство Российской Федерации возложены задачи по обеспечению проведения в Российской Федерации единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Учитывая полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере, суд не может согласиться с утверждением заявителя о том, что пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации противоречит пункту "в" статьи 114 Конституции Российской Федерации и статье 16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и в целях осуществления возложенных на него задач было вправе поручить Министерству образования Российской Федерации по согласованию с другими заинтересованными федеральными министерствами разработать положение, определяющее порядок выплат средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Не нашло подтверждения при рассмотрении дела и утверждение заявителя о том, что пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 в части, предусматривающей, что положение о порядке выплаты средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), должно быть разработано Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, противоречит части 2 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без родителей.

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, часть первая статьи 5 Федерального закона определяет источники финансирования мер по обеспечению дополнительных гарантий для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а часть вторая - органы государственной власти, которыми утверждается порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам. Анализ вышеуказанных норм Постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона показывает, что содержащиеся в них правовые предписания имеют разный правовой характер и касаются разных вопросов.

Так, пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации в оспариваемой части содержит индивидуально - правовое предписание федеральному органу исполнительной власти - Министерству образования Российской Федерации с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Нормативное же положение части 2 статьи 5 Федерального закона определяет, какими органами исполнительной власти (Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) утверждается порядок возмещения расходов, понесенных в результате осуществления выплат ежемесячных пособий опекунам на содержание детей, находящихся под опекой.

В связи с этим не имеется оснований считать, что пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации не соответствует части 2 статьи 5 Федерального закона.

Доводы заявителя о том, что Министерство образования Российской Федерации разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), и утвердило его Приказом от 19 августа 1999 г. N 199, который вступил в противоречие со статьями 12, 72, 132, 133 Конституции Российской Федерации, статьями 6, 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не могут служить основанием для удовлетворения рассматриваемой судом жалобы.

Предметом оспаривания по данному делу является пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409, а не нормативный акт федерального министерства.

Вместе с тем, как это следует из решения Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2000 г. по делу ГКПИ 00-248 и решения от 16 августа 2000 г. по делу ГКПИ 00-640, Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 г. N 199, устанавливает лишь порядок выплат опекунам денежных средств на детей в установленных Правительством Российской Федерации пределах (но не определяет источники финансирования) и действующего законодательства, в том числе и норм Конституции Российской Федерации, не нарушает.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Пудожской районной администрации местного самоуправления о признании незаконным пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 409 от 20 июня 1992 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.