См. Документы Федеральной службы исполнения наказаний
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. N АКПИ13-736
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании частично недействующим пункта 23 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 г. N 267,
установил:
приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 г. N 267, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 июня 2012 г., регистрационный номер 24708, утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе (далее - Инструкция), которая разработана на основании подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - подпрограмма), и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила).
Пунктом 23 Инструкции предусмотрено, что Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) организует работу по рассмотрению представленных сводных списков получателей и учетных дел граждан - получателей сертификатов, рассчитывает размер социальных выплат в соответствии с Правилами, оформляет бланки сертификатов (абзац первый). Оформление и выдача сертификатов осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке получателей по каждой категории граждан - участников подпрограммы. Из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил, имеющих право на получение социальной выплаты в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС), сертификаты выдаются в первую очередь гражданам, указанным в абзаце девятом этого подпункта (абзац второй).
Гражданам - участникам подпрограммы, подлежащим переселению из поселков, по представлению территориальных органов ФСИН России сертификаты выдаются в следующем порядке (абзац третий): членам семей сотрудников, проходивших службу в УИС и погибших (умерших) в период прохождения службы (абзац четвертый); гражданам - участникам подпрограммы, уволенным из УИС, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, ликвидированных и (или) подлежащих ликвидации в соответствии с решением Правительства Российской Федерации (абзац пятый); гражданам, уволенным со службы в УИС, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 20 и более лет (абзац шестой); гражданам, уволенным со службы в УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, выслуге срока службы, дающего право на пенсию, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет (абзац седьмой); членам семей граждан, проходивших службу в УИС и погибших (умерших) после увольнения со службы (абзац восьмой); сотрудникам УИС, подлежащим увольнению со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет (абзац девятый); гражданам, уволенным из УИС по иным основаниям (абзац десятый); иным категориям граждан (абзац одиннадцатый). В случае наличия у граждан - участников подпрограммы нескольких из перечисленных оснований для определения порядка выдачи сертификатов учитывается только одно основание по выбору граждан (абзац двенадцатый).
Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими следующие положения пункта 23 Инструкции: абзац пятый в части, предусматривающей выдачу сертификатов лишь тем гражданам, которые уволены из УИС; абзацы шестой, седьмой, девятый и десятый в полном объеме. В заявлении указано, что Инструкция в оспариваемой части противоречит подпункту "б" пункта 5, пункту 7, абзацу второму пункта 36 Правил и нарушает его право на получение государственного жилищного сертификата в зависимости от очередности, установленной в сводном списке граждан - участников подпрограммы. Регламентируя порядок выдачи сертификатов гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, оспариваемые предписания, вопреки нормам Правил, закрепляют приоритетную выдачу сертификатов лицам, уволенным из УИС, что приводит к нарушению прав иных лиц, не состоявших на такой службе. Заявитель ссылается на то, что в результате применения оспариваемых положений ему не был предоставлен государственный жилищный сертификат, хотя при выделении 26 сертификатов он состоял в сводном списке их получателей под номером 9.
В судебном заседании Ч. поддержал свое заявление и просил о его удовлетворении в полном объеме.
Представители ФСИН России Б.Д. и З., представители Министерства юстиции Российской Федерации Б.В. и Ц. требования Ч. не признали, пояснив, что оспариваемые нормы соответствуют действующему законодательству и права заявителя не нарушают, так как приняты "в целях дополнительного удобства внутреннего учета выдаваемых жилищных сертификатов". Наличие в пункте 23 Инструкции подкатегорий граждан - участников подпрограммы, относящихся к лицам, указанным в подпункте "б" пункта 5 Правил, служит исключительно целям ведомственного учета граждан - получателей жилищных сертификатов и не влияет на очередность выдачи сертификатов.
Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части оспаривания абзаца пятого пункта 23 Инструкции, суд находит заявление Ч. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. Как отмечено во вступившем в законную силу решении Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 г. по делу N ГКПИ08-2151, из содержания подпункта "б" пункта 5 и подпункта "а" пункта 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. При этом, признавая за гражданами, подлежащими переселению из поселков, право на получение социальной выплаты, Правительство Российской Федерации не закрепило в Правилах норму о первоочередном предоставлении жилищных сертификатов определенным категориям граждан, названным в подпункте "б" пункта 5 Правил. Подобная норма определена лишь пунктом 7 Правил для граждан, указанных в абзацах девятом и десятом подпункта "а" пункта 5 Правил.
В силу абзаца второго пункта 36 Правил оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил.
Согласно абзацу первому пункта 15 Инструкции, законность которого подтверждена вступившим в силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2013 г. по делу N АКПИ12-1572, формирование сводного списка участников осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке участников по алфавиту.
Следовательно, гражданам, подлежащим переселению из поселков, сертификаты должны выдаваться в той последовательности, в какой их заявления на участие в подпрограмме были зарегистрированы.
Между тем абзац пятый пункта 23 Инструкции вводит иной порядок выдачи сертификатов, закрепляя приоритет их выдачи гражданам, уволенным из УИС, причем независимо от оснований увольнения. Такая норма не может быть признана законной, поскольку, определяя на основании пунктов 31, 32 Правил порядок формирования списков получателей сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, федеральный орган исполнительной власти не вправе нарушать закрепленный в Правилах хронологический принцип формирования сводного списка.
С учетом изложенного абзац пятый пункта 23 Инструкции подлежит признанию недействующим в части, предусматривающей выдачу сертификатов лишь тем гражданам - участникам подпрограммы, подлежащим переселению из поселков, которые уволены из уголовно-исполнительной системы.
В части оспаривания абзацев шестого, седьмого, девятого и десятого пункта 23 Инструкции требования заявителя удовлетворению не подлежат, так как изложенные в них предписания (с учетом признания абзаца пятого недействующим) не затрагивают его права, свободы или законные интересы.
Согласно частям первой и второй статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ч. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац пятый пункта 23 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 г. N 267, в части, предусматривающей выдачу сертификатов лишь тем гражданам - участникам подпрограммы, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, ликвидированных и (или) подлежащих ликвидации в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, которые уволены из уголовно-исполнительной системы.
В остальной части требования Ч. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ