См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. N ГКПИ09-722

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О. о признании недействующим абзаца третьего пункта 8 разъяснения Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 83 (далее - Разъяснение),

установил:

согласно пункту 8 Разъяснения в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей": для возмещения вреда, определенного в 1986 году, - в 6,7 раза; в 1987 году - в 6,4; в 1988 году - в 6,1; в 1989 году - в 5,8; в 1990 году - в 5,5; в 1991 году - в 4,3 раза.

В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, в шесть раз, с 1 января 1991 года до 31 января 1993 года - в три раза.

Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная денежная сумма, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1997 годах: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1993 года - в 1,81; с 1 декабря 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1994 года - в 1,4; с 1 апреля 1995 года - в 1,678; с 1 мая 1995 года - в 1,27; с 1 августа 1995 года - 1,259; с 1 ноября 1995 года - в 1,05; с 1 декабря 1995 года - в 1,048; с 1 января 1996 года - в 1,045; с 1 апреля 1996 года - в 1,2; с 1 января 1997 года - в 1,1 раза, а в последующем - согласно законодательству Российской Федерации.

Гражданин О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 8 Разъяснения. Как указывает заявитель, применив пункт 8 Разъяснения, суд занизил ему размер возмещения вреда за увечье, полученное при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний", Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", изданы с превышением полномочий федерального органа исполнительной власти и нарушают его право на индексацию ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного в связи с инвалидностью вследствие чернобыльской катастрофы.

О. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованного лица Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С., Д., Министерства юстиции Российской Федерации М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Выслушав объяснения представителей Минздравсоцразвития России С., Д., Минюста России М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (базовый Закон) выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" Министерству труда и социального развития Российской Федерации было предоставлено право с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти давать в установленном порядке необходимые разъяснения по применению данного Порядка (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 819 органом, уполномоченным давать разъяснения по применению Порядка, является Минздравсоцразвития России).

Реализуя свои полномочия, Министерство труда и социального развития Российской Федерации Постановлением от 30 ноября 2001 г. N 83 утвердило Разъяснение N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2001 г., регистрационный номер 3098 и опубликован в "Российской газете" N 254, 29.12.2001, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 1, 07.01.2002. Действует с изменениями, внесенными Постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 2002 г. N 75.

В соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с данной катастрофой, предоставлялось право на получение ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, не превышающей максимального размера данной выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В абзаце третьем пункта 8 Разъяснения определен порядок индексации получаемой данными гражданами в возмещение вреда ежемесячной суммы в соответствии с установленными индексами, а в последующем (после 1997 г.) - согласно законодательству Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей" в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1994 годах суммы возмещения вреда подлежат индексации: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - в 1,9 раза; с 1 июля 1993 года - в 1,81 раза; с 1 декабря 1993 года - в 1,9 раза; с 1 июля 1994 года - в 1,4 раза. Эти коэффициенты воспроизведены в абзаце третьем пункта 8 Разъяснения.

Данный Федеральный закон также установил, что в последующем индексация сумм возмещения вреда проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовых форм в установленных размерах и в сроки, в которые производится перерасчет минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 43-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 апреля 1995 года в сумме 34400 рублей в месяц, а с 1 мая 1995 года - 43700 рублей в месяц. До этого Федеральным законом от 30 июня 1994 г. N 8-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" с 1 июля 1994 г. был установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 20500 рублей в месяц, таким образом, коэффициент минимального размера оплаты труда с 1 апреля 1995 года составил 1,678; а с 1 мая 1995 г. - 1,27.

С 1 августа 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 1995 г. N 116-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда", в соответствии с которым установлен минимальный размер оплаты труда с 1 августа 1995 года в сумме 55000 рублей в месяц, т.е. коэффициент составил по состоянию на 1 августа 1995 г. - 1,259.

Федеральным законом от 1 ноября 1995 г. N 159-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" установлены минимальные размеры оплаты труда:

с 1 ноября 1995 года - в сумме 57750 рублей в месяц, коэффициент составил 1,05; с 1 декабря 1995 года - в сумме 60500 рублей в месяц, коэффициент составил - 1,048; с 1 января 1996 года - в сумме 63250 рублей в месяц, коэффициент составил 1,045.

Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 40-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 апреля 1996 года в сумме 75900 рублей в месяц, коэффициент составил 1,2.

Федеральным законом от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 1997 года в сумме 83490 рублей в месяц, коэффициент составил 1,1 раза.

Вышеприведенные коэффициенты за 1995 - 1997 годы приведены в оспариваемом нормативном правовом акте, и, следовательно, доводы заявителя о внесении в оспариваемый нормативный правовой акт недостоверных сведений являются необоснованными.

Положения абзаца третьего пункта 8 Разъяснения в части предусмотренного порядка индексации ежемесячных денежных сумм возмещения вреда после 1997 года (пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации) были предметом судебного контроля и решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2002 г. по гражданскому делу N ГКПИ02-122 признаны не противоречащими действующему законодательству.

Постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 2002 г. N 75 в Разъяснение N 6 внесены изменения, в соответствии с которыми в абзаце третьем пункта 8 слова "пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации" заменены словами "согласно законодательству Российской Федерации". Имеющаяся в оспариваемом нормативном правовом акте отсылка к законодательству Российской Федерации не противоречит ни базовому Закону, ни Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и не нарушает права граждан.

Ссылки заявителя на положения пункта 3 статьи 15 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" являются несостоятельными, поскольку данные нормы не регулируют вопросы индексации получаемых в возмещение вреда ежемесячных сумм.

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 180-ФЗ утратил силу с 6 января 2000 г. в связи с принятием Федерального закона N 125-ФЗ, поэтому доводы заявителя о несоответствии абзаца третьего пункта 8 Разъяснения названной норме несостоятельны.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, заявление О. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление О. о признании недействующим абзаца третьего пункта 8 разъяснения Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 83, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ