См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. N АКПИ13-109

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Н., Д. о признании недействующим подпункта 5 пункта 9 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России) от 28 февраля 2011 г. N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., N 19998, опубликован в "Российской газете" 5 и 11 марта 2011 г.

В силу подпункта 5 пункта 9 Правил к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации прилагаются следующие документы или их заверенные копии, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица: для лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, - документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; вид на жительство; СНИЛС (при наличии).

Б.Н., Д. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта 5 пункта 9 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемое нормативное положение в части определения документов, необходимых для регистрации в качестве застрахованного лица, противоречит статье 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ), статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нарушает права и свободы лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, препятствует в реализации права на получение медицинской помощи.

В обоснование заявленного требования указали, что они являются лицами без гражданства, документированы временными удостоверениями, решениями суда установлен факт их постоянного проживания на территории Российской Федерации, при обращении в страховую компанию по вопросу получения полиса ОМС им было отказано в его оформлении по основанию отсутствия подтверждения постоянного проживания видом на жительство.

В судебное заседание Б.Н., Д. не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации Ю., А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б.Ю. с предъявленными требованиями не согласились, просили оставить их без удовлетворения и пояснили, что Правила утверждены Минздравсоцразвития России в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий, оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, включая федеральные законы от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правила утверждены Минздравсоцразвития России во исполнение полномочий, предоставленных ему постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 74, подпунктом 5.2.100(12-10) Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратило силу 9 июля 2012 г.).

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. Статьей 10 этого закона к застрахованным лицам отнесены лица без гражданства.

В силу части 3 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации имеют лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеющие вид на жительство.

Закрепленное оспариваемой нормой требование - приложить к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации вид на жительство соответствует приведенным положениям закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Нельзя признать обоснованным довод заявителей о том, что оспариваемая норма лишает медицинской помощи лиц, не имеющих вида на жительство, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ лица без гражданства имеют право на получение платных медицинских услуг, скорой медицинской помощи бесплатно (часть 1 статьи 35, части 1, 3 статьи 84).

Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает права и законные интересы заявителей, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Б.Н., Д. о признании недействующим подпункта 5 пункта 9 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА