ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2013 г. N АКПИ12-1558

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 2 и пункта 27 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Правила). Нормативный правовой акт официально опубликован в "Российской газете" 4 февраля 2009 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 2009 г., N 6.

Подпункт "б" пункта 2 Правил предусматривает, что единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном данными Правилами, при условии, что гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.

Пункт 27 Правил устанавливает, что в случае если гражданский служащий имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения определяется как разница между нормативом общей площади жилого помещения с учетом положений пунктов 22 и 23 названных Правил и общей площадью жилых помещений, принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма. Положения данного пункта не распространяются на случаи, указанные в подпунктах "в", "г", "д" и "ж" пункта 2 этих Правил.

П., не имеющий на территории Российской Федерации жилых помещений в собственности и не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных нормативных положений в той части, в которой они допускают в целях осуществления единовременной выплаты гражданскому служащему учет принадлежащих ему на праве собственности жилых помещений, расположенных за пределами Российской Федерации, и, соответственно, применение норм и понятий иностранного права того государства, на территории которого находится это жилое помещение. Заявитель считает, что оспариваемые нормы, примененные судом при рассмотрении гражданского дела с его участием, противоречат части 4 статьи 1, частям 2 и 3 статьи 4, части 4 статьи 5, части 1 статьи 15, статье 18, части 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушают его право на получение единовременной выплаты.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемые в части Правила не предусматривают деления жилых помещений, принадлежащих гражданскому служащему и (или) членам его семьи на праве собственности, в зависимости от места нахождения этих помещений. В связи с этим для получения единовременной выплаты и определения ее размера учету подлежат все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданскому служащему и (или) членам его семьи на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Обсудив доводы П., выслушав возражения представителя заинтересованного лица Р., исследовав представленные доказательства, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных, в частности, данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы, порядок и условия предоставления которой устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 4).

Во исполнение данного Федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" утвердило Правила, которыми закреплены порядок и условия предоставления единовременной выплаты один раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее одного года и принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.

В силу пункта 6 названного постановления Правительства Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств на предоставление гражданским служащим единовременной выплаты осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем гражданских служащих.

Таким образом, единовременная выплата, предусмотренная оспариваемыми в части Правилами, является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, которая предоставляется гражданским служащим с учетом их специального правового статуса.

Оспариваемые нормативные положения, обусловливающие предоставление единовременной выплаты и определение ее размера наличием в собственности гражданского служащего жилого помещения на праве собственности, основаны на закрепленном в части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовом принципе, направленном на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья, в силу которого при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Подпункт "б" пункта 2 и пункт 27 Правил, допускающие учет жилья, находящегося в собственности гражданского служащего, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, данному принципу не противоречат и полностью согласуются с толкованием принципа равенства прав, изложенного Конституционным Судом Российской Федерации в своих решениях (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П).

Учет жилых помещений на территории Российской Федерации и непринятие к учету жилых помещений за ее пределами, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности, означает введение таких различий в правах лиц, относящихся к одной и той же категории, которые создают необоснованные преимущества для гражданских служащих, владеющих на праве собственности жилыми помещениями за пределами Российской Федерации, и в силу этого не имеют объективного и разумного оправдания.

Доводы заявителя о том, что Правила в оспариваемой части допускают учет жилых помещений, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и, соответственно, применение норм и понятий иностранного права, являются необоснованными.

В силу действия государственного суверенитета применение норм иностранного права на территории Российской Федерации ограничивается волей самого государства и осуществляется в случаях, установленных федеральным законом или международным договором.

Общим основанием действия и применения норм иностранного права в Российской Федерации является статья 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющая гражданско-правовые отношения, регулирование которых иностранным правом допускается в пределах российской юрисдикции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Кодекса под действие гражданского законодательства подпадают имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Оспариваемые заявителем в части Правила регулируют иные отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, и устанавливают во исполнение законодательного предписания порядок и условия предоставления гражданским служащим предусмотренных федеральным законом государственных гарантий. Данные отношения не являются гражданско-правовыми и в связи с этим не находятся в сфере действия международного частного права (раздел VI части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации), которое допускает применение иностранного права к частноправовым отношениям.

Оспариваемые нормы применяются в системной связи с подпунктом "е" пункта 6 Правил, закрепляющим положение о том, что принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, к которому прилагаются копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы (с предоставлением при необходимости их оригиналов).

Следовательно, представляемые гражданским служащим документы подтверждают лишь факт наличия у гражданского служащего жилого помещения на праве собственности, которое не выступает объектом прав в сфере отношений, регулируемых оспариваемыми в части Правилами, что исключает квалификацию этих отношений как осложненных иностранным элементом.

Правовой основой для принятия документов являются положения международных договоров, регулирующих вопросы, связанные с оборотом документов, в которых участвует Российская Федерация, в частности Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 г.), и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 22 января 1993 г.).

Таким образом, при реализации гражданским служащим права на получение единовременной выплаты подлежат применению нормы российской правовой системы, в том числе при толковании юридических понятий и оценке сведений, содержащихся в представленных гражданским служащим документах.

Часть 4 статьи 1, части 2 и 3 статьи 4, часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 15, статья 18, часть 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, не определяют порядок и условия осуществления единовременной выплаты гражданскому служащему и не могут противоречить оспариваемым нормам.

С учетом изложенного подпункт "б" пункта 2 и пункт 27 Правил действующему федеральному законодательству не противоречат и не изменяют международных обязательств Российской Федерации, прав, свобод и интересов заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления П. о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 2 и пункта 27 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА