См. Документы Федеральной службы исполнения наказаний

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2016 г. N АКПИ16-282

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К.М. о признании недействующим пункта 5 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 г. N 267,

установил:

приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 г. N 267 утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе (далее - Инструкция).

Согласно пункту 5 Инструкции граждане, проживающие на территории поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, помимо документов, перечисленных в пункте 4 этой Инструкции, представляют справку соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании на территории поселка согласно приложению N 2 к Инструкции. Данная справка выдается начальником соответствующего территориального органа ФСИН России по результатам проверки проживания гражданина на территории поселка.

Гражданка К.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, и нарушают ее права.

Административный истец К.М. и представитель административного истца В. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Представители Федеральной службы исполнения наказаний П.А., Министерства юстиции Российской Федерации К.Н., Ц. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав объяснения представителей ФСИН России П.А., Минюста России К.Н., Ц., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Инструкция регламентирует порядок формирования списков граждан, изъявивших желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы в уголовно-исполнительной системе.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 июня 2012 г., регистрационный номер 24708, опубликован в "Российской газете" 11 июля 2012 г.

Оспариваемый нормативный правовой акт разработан на основании подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, которые действуют с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. N 1013.

В соответствии с пунктом 31 названных Правил порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки.

Право на участие в подпрограмме согласно подпункту "б" пункта 5 данных Правил имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В качестве основания для получения социальной выплаты Правила устанавливают факт проживания граждан на территории поселка с учетом его особого правового статуса.

Законом Российской Федерации от 1 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, осуществляющие заготовку древесины, переработку древесины и иных лесных ресурсов, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности (статья 6). Многие из этих учреждений в силу их отдаленности от городов и специфики хозяйственной деятельности являются градообразующими, на их балансах находятся поселки, жилые дома и т.д.

Определяя порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, Правила устанавливают перечень документов, которые граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, подают в соответствующие воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, включая справки о проживании на территории поселка - для граждан, проживающих в таком поселке (пункт 19).

Следовательно, предусмотренные пунктом 5 Инструкции требования о предоставлении справки соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании гражданина на территории поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, соответствуют действующему законодательству.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, являются несостоятельными. Инструкция регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на получение социальных выплат и не регулирует отношения в области регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства. Требования пункта 5 Инструкции о предоставлении гражданами в учреждение по месту расположения поселка справки о проживании в таком поселке не ограничивают права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К.М. о признании недействующим пункта 5 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 г. N 267, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ