См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2000 г. N ГКПИ 00-479

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего                            Зайцева В.Ю.,
    народных заседателей                             Славиной Р.А.
                                              и Мараховского В.И.,
    при секретаре                                   Суетовой Н.В.,
    с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общеобразовательной школы N 204 г. Москвы о признании частично недействительным Указания Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях",

установил:

18 июня 1999 г. Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации было принято Указание N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях" (далее Указание N 579-У).

Государственное общеобразовательное учреждение - общеобразовательная школа N 204 им. Горького Российской Академии образования обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействительным раздела 1 Указания N 579-У, ссылаясь на то, что в нем содержатся положения, противоречащие действующему законодательству и нарушающие права образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Заявитель ссылался на то, что отделение федерального казначейства по Северному административному округу г. Москвы дважды направляло в его адрес уведомление о необходимости закрытия счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, основываясь на Указании N 579-У. Тем самым оспариваемый акт непосредственным образом отразился на деятельности образовательного учреждения, нарушив его права как юридического лица.

В судебном заседании представитель заявителя Красильников Т.С. поддержал заявленные требования и просил суд признать недействительным раздел 1 Указания N 579-У в части, затрагивающей права образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

Представители Банка России Тимербаева С.М. и Павлова Н.А., представители Министерства финансов Российской Федерации Фирсова Н.Г., Чехонацкая И.И., Зуева В.Г. и Миронченко С.И. просили суд отказать заявителю в удовлетворении его требований, ссылаясь на их необоснованность.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей требования заявителя удовлетворить, суд находит, что заявление (жалоба) общеобразовательной школы N 204 им. Горького Российской Академии образования подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 43 Федерального закона "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово - хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях. При этом в силу ст. 47 названного Закона образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.

В судебном заседании представители Банка России и Министерства финансов Российской Федерации не смогли назвать какие-либо нормы федеральных законов, которые бы обязывали образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, представлять в банк разрешение соответствующего органа федерального казначейства на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункты 1.1, 1.2 Указания N 579-У).

При таких обстоятельствах возложение на образовательные учреждения обязанности по представлению в банки указанных "разрешений" для открытия счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, не может быть признано законным.

Кроме того, не может быть признано законным и содержащееся в пункте 1.1 Указания N 579-У положение о том, что счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открывается, как правило, в том же учреждении Банка России или кредитной организации, в которой данной организации открыт счет по учету средств федерального бюджета. Указанное положение нарушает право общеобразовательного учреждения самостоятельно определить банк или иную кредитную организацию для открытия расчетного счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Указания N 579-У срок действия договора на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не может превышать срока действия разрешения. Досрочный отзыв органом федерального казначейства разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, является прекращением действия вышеупомянутого разрешения и означает сокращение срока действия договора банковского счета до даты отзыва органом федерального казначейства разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При продлении или выдаче нового разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, срок договора банковского счета может быть продлен.

Закрытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, производится... в случае отзыва разрешения.

Приведенные положения также не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В силу пункта 4 ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.

При открытии образовательным учреждением в банке договора банковского счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, органы федерального казначейства не являются стороной этого договора. Следовательно, Банк России неправомерно закрепил в оспариваемом правовом акте положение о том, что срок действия договора на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не может превышать срока действия разрешения на открытие данного счета. В связи с изложенным не может быть признано законным (в отношении образовательных учреждений) предписание правового акта о том, что досрочный отзыв разрешения на открытие счета означает сокращение срока действия договора банковского счета до даты отзыва разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 859 Гражданского кодекса Российской Федерации счет клиента может быть закрыт лишь при расторжении договора банковского счета. Однако названная норма Гражданского кодекса не наделяет Банк России правами по принятию решений по расторжению договоров банковского счета. Такие договоры могут быть расторгнуты лишь по заявлению клиентов или решению суда.

Не основаны на законе и содержащиеся в разделе 1 Указания N 579-У положения о том, что счета образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, открытые до принятия Указания, подлежат закрытию.

Эти положения (как и другие вышеприведенные) ограничивают закрепленное в пункте 7 ст. 39 Федерального закона "Об образовании" и пункте 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации право образовательных учреждений, финансируемых из бюджета Российской Федерации, распоряжаться доходами от собственной деятельности.

Таким образом, жалоба заявителя подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу заявителя - удовлетворить.

Признать недействительным раздел 1 "Порядок открытия в учреждениях Банка России или кредитных организациях организациям, финансируемым из федерального бюджета, счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" Указания Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях" в отношении образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.