ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. N АКПИ13-1053

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре К.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. о признании частично недействующими пунктов 2, 3, 6, 7, 16, недействующим подпункта "а" пункта 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, частично недействующим пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила) и изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - Изменения).

З., уточнив заявленные требования, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим используемого в Правилах понятия "исполнитель" как специализированной организации, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (пункт 2), оспаривает отдельные нормативные положения Правил, которые предусматривают, что взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (пункт 3); работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6); аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении (абзац третий пункта 7); техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (пункт 16), а также подпункт "а" пункта 2 Изменений, которым предписывается в Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила поставки газа), по тексту слова "договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении" в соответствующем падеже заменить словами "договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" в соответствующем падеже.

Заявитель считает, что приведенные нормативные положения в той мере, в какой они не допускают проведение работ по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования вне рамок исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного и (или) внутридомового газового оборудования, носящего комплексный характер, нарушают ее права владельца бытового газоиспользующего оборудования на проведение гарантийного ремонта, выбор контрагента при проведении работ по ремонту этого оборудования и противоречат статье 6 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), статьям 1, 49, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

З. также полагает не соответствующим требованиям статей 30, 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 22, 421, главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушающим ее право собственника жилого помещения в многоквартирном доме на оплату услуг и работ по содержанию общего имущества и препятствующим несению бремени содержания общего имущества многоквартирного дома подпункт "а" пункта 17 Правил, согласно которому заказчиками по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - договор о техническом обслуживании и ремонте) являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.

Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), представляющие интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указали, что газоснабжение, в отличие от других коммунальных услуг, сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами, разрушением жилых зданий. Применяемый во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) национальный стандарт Российской Федерации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 22.1.12 - 2005)" от 28 марта 2005 г. N 65-ст, непосредственно указывает, что жилые здания, включая системы газоснабжения, являются потенциально опасными объектами, создающими реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации (пункт 4.4). В связи с потенциальной опасностью эксплуатации и ремонта газового оборудования Правилами установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте, заключенного между заказчиком - юридическим лицом (в том числе управляющей организацией, товариществом или кооперативом), индивидуальным предпринимателем, являющимися исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическим лицом (гражданином), являющимся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающим стороной договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги) исполнителем.

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), привлеченная к участию в деле на основании части 2 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в письменном заключении на заявление сообщила, что с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. по гражданскому делу N АКПИ13-826, которым признаны недействующими пункты 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, обеспечены условия для развития добросовестной конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Заявлений от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность только на рынке услуг по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного оборудования, связанных с прекращением их деятельности на данном рынке в связи с принятием Правил, в ФАС России не поступало.

Выслушав объяснения представителей заявителя П. и К.О., возражения представителей Минстроя России Н. и С., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение представителей ФАС России М. и Ш., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правила приняты во исполнение статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", относящей к полномочиям Правительства Российской Федерации утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, и подлежат применению с учетом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. по гражданскому делу N АКПИ13-826, которым пункты 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 признаны недействующими в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту, замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

Понятие специализированной организации введено статьей 7 названного федерального закона, что без указания на организации определенного вида само по себе не ведет к ограничению или устранению конкуренции и не нарушает пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Таким образом, потребителям коммунальной услуги по газоснабжению обеспечен выбор контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте, которым может являться любая специализированная организация, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу (далее - специализированная организация).

Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений, которые проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (части 6, 8).

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений определяет систему, предназначенную для выполнения функций газоснабжения здания или сооружения, как систему инженерно-технического обеспечения и устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 21 статьи 2, пункт 1 статьи 36).

По смыслу приведенных законоположений, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, обеспечивающей его безопасность. Техническое обслуживание и текущий ремонт объединены единой целью, направленной на обеспечение надлежащей эксплуатации зданий и сооружений, в том числе поддержание исправности систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, что предполагает комплексное урегулирование проблем, относящихся к техническому обслуживанию этих систем и их элементов, и тем самым позволяет решать различные по характеру вопросы в необходимом единстве и взаимосвязи. Такое правовое регулирование допускает заключение одного комплексного договора, являющегося основанием возникновения двух и более обязательств с единой хозяйственной целью.

Кроме того, в силу части 10 статьи 55.24 названного выше кодекса эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства.

Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2 и 5).

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, устанавливают, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, а также допускают приостановление подачи газа потребителям ввиду отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте (пункты 131 и 132).

Таким образом, нормы жилищного законодательства предусматривают, что обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которое означает, прежде всего, поддержание исправности этого оборудования, осуществляется путем технического обслуживания и ремонта на основании комплексного договора о техническом обслуживании и ремонте, заключенного со специализированной организацией.

Согласно Закону о защите прав потребителей изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе. На основании договора изготовитель определяет организации, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания товара, обязанность комплексного обеспечения которых возложена на изготовителя этим законом (преамбула, статьи 5 и 6). При этом Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг) (абзац второй пункта 2 статьи 1).

Приведенные законоположения не содержат запрета на определение изготовителем специализированной организации в качестве организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания товара.

Необоснованны и доводы заявителя об ограничении его права на выбор контрагента для проведения гарантийного ремонта внутриквартирного газового оборудования, поскольку подпункт "ж" пункта 43 Правил прямо предусматривает, что исполнитель обязан выполнять работы по ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования на основании заявок заказчика.

Правила технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила N 170), устанавливают, что самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются, и в целях обеспечения исполнения этих положений предусматривают, что техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает диспетчерское и аварийное обслуживание (пункты 1.8 и 5.5.3).

Таким образом, при соблюдении требований, связанных с монтажом и демонтажом такого оборудования, осуществляемого с привлечением специализированной организации, не имеется препятствий для реализации заявителем права на осуществление ремонта и гарантийного обслуживания в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Утверждение З. о том, что принятие Правил препятствует реализации ее права на установку прибора учета газа на основании Федерального закона N 261-ФЗ, не может являться основанием для удовлетворения требований о признании оспариваемых нормативных предписаний недействующими.

Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение в том числе природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Из содержания этой нормы следует, что обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета возникает у организации, осуществляющей снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149.

Указанное правовое регулирование является специальным, направлено на определение данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за эти энергетические ресурсы. В силу этого оспариваемые нормативные предписания не могут противоречить приведенным нормам Федерального закона N 261-ФЗ.

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 4 статьи 55.8).

Согласно пункту 19.8 раздела 3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624, для осуществления работ, связанных с устройством газоснабжения, требуется допуск на различные виды работ, в том числе на монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ.

Для указанных случаев организации, выполняющие данные виды работ, должны иметь соответствующий допуск.

С учетом изложенного оспариваемые нормативные положения в той мере, в какой они предусматривают проведение работ по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте, носящего комплексный характер, содержащего элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, действующему законодательству не противоречат, в том числе нормам, на которые ссылается заявитель.

Оспариваемое правовое регулирование направлено на соблюдение требований законодательства о техническом регулировании к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе на исключение причинения потребителем себе вреда своим собственным волеизъявлением, и не может рассматриваться как отступление, ухудшающее положение потребителя и ограничивающее свободу договора по сравнению с тем, как оно закреплено в законе.

Следует также принять во внимание, что подпункт "а" пункта 2 Изменений является нормой технико-юридического характера, на основании которой вносятся изменения в текст Правил поставки газа, вне содержания которого оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая права заявителя в указанном им аспекте.

Заявитель полагает, что подпункт "а" пункта 17 Правил затрудняет реализацию обязанности по содержанию общего имущества в доме, в том числе по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования, поскольку в соответствии с данным подпунктом заказчиком в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома может выступать исключительно управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений. При этом в доме заявителя исполнители коммунальной услуги по газоснабжению отсутствуют, договоры на поставку газа заключены абонентами, использующими газ для коммунально-бытовых нужд, непосредственно с газоснабжающей организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.

Часть 2.2 статьи 161 этого кодекса устанавливает ответственность товарищества или кооператива за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утвержденных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.

В соответствии с частью 2.1 статьи 161 названного кодекса при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу части 9.1 статьи 161, части 1.1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, который собственники помещений заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.

Из содержания приведенных норм Кодекса следует, что заказчиком в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома может выступать управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению. При осуществлении непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором превышает двенадцать, они и управляющая организация заключают один договор об оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества. При этом собственники помещений, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Подпункт "а" пункта 17 Правил, оспариваемый заявителем, основан на указанных законоположениях Кодекса и поэтому не противоречит требованиям статей 1, 421, главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не нарушает права заявителя и не препятствует исполнению его обязанностей как собственника помещения по несению бремени содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренных статьями 30, 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации об ответственности управляющей организации за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, доводы заявителя об отсутствии исполнителя коммунальной услуги по газоснабжению не могут являться основанием для признания оспариваемого нормативного предписания недействующим, они фактически сводятся к необходимости проверки обстоятельств, связанных с реализацией собственниками помещений в многоквартирном доме, где проживает заявитель, положений части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе способа управления многоквартирным домом.

С учетом изложенного оспариваемые заявителем нормативные предписания Правил и Изменений действующему федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления З. о признании частично недействующими пунктов 2, 3, 6, 7, 16, недействующим подпункта "а" пункта 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, признании частично недействующим пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА