См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2015 г. N АКПИ15-952
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Специальная транспортная служба" /СТС/ о признании частично недействующим абзаца первого пункта 4.9 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 68н,
установил:
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 68н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 октября 2001 г., N 2986, и опубликован 29 октября 2001 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и 31 октября 2001 г. в "Российской газете".
Абзацем первым пункта 4.9 Инструкции установлено, что транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется специализированными организациями или организациями - владельцами ценностей на транспорте, оборудованном соответствующими техническими средствами защиты, в сопровождении вооруженной охраны.
Закрытое акционерное общество "Специальная транспортная служба" /СТС/ обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании приведенного нормативного положения в части, предусматривающей обязательное сопровождение вооруженной охраны при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, ссылаясь на его противоречие абзацу второму пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ) и пункту 17 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 (далее - Правила). В обоснование своего требования административный истец указал, что оспариваемое положение нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, так как возлагает на него заведомо неисполнимые обязанности, за несоблюдение которых предусмотрено привлечение к административной ответственности.
В судебном заседании представитель административного истца Щ. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Р. возражала против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством финансов Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое положение полностью соответствует пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ, права и свободы заявителя не нарушает.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, в письменных возражениях признал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя заявителя, возражения представителя Министерства финансов Российской Федерации, обсудив возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Статьей 11 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации по регулированию отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения отнесено установление порядка учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядка отчетности о них (подпункт 4).
В соответствии с приведенной нормой Закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила, пунктом 20 которых Министерству финансов Российской Федерации поручено разработать и утвердить по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ведения отчетности при их добыче и инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.
Подпунктом 5.2.23 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации также отнесено принятие акта о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.
Во исполнение предоставленных полномочий Министерством финансов Российской Федерации утверждена Инструкция, которая устанавливает порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.
Пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ установлено, что перевозка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется воздушным, морским, внутренним водным, железнодорожным транспортом и специализированными транспортными средствами автомобильного транспорта, оборудованными соответствующими техническими устройствами, в сопровождении вооруженной охраны. Оборудование специализированного транспортного средства автомобильного транспорта должно обеспечивать безопасность указанных грузов. Требования к оборудованию специализированных транспортных средств автомобильного транспорта, за исключением специальных транспортных средств автомобильного транспорта служб безопасности и инкассации банков, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (абзац первый).
Абзац первый пункта 4.9 Инструкции регулирует отношения, связанные с транспортировкой драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, и полностью соответствует приведенным выше положениям Закона.
Не противоречит данная норма Инструкции и пункту 17 Правил, предусматривающему, что хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях и индивидуальными предпринимателями таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке.
Отсутствие в пункте 17 Правил указания о том, что транспортировка драгоценных металлов должна осуществляться в сопровождении вооруженной охраны, не свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы данному пункту Правил.
Утверждение административного истца о противоречии оспариваемого положения абзацу второму пункта 3 статьи 29 поименованного закона является ошибочным, поскольку эта норма Закона регулирует отношения, связанные с перевозкой ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ к драгоценным металлам относит золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Под производством драгоценных металлов этим законом понимается извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов. Аффинаж драгоценных металлов согласно данному закону - это деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла (статья 1).
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52793-2007 "Металлы драгоценные. Термины и определения", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 декабря 2007 г. N 388-ст и введенный в действие 1 сентября 2008 г., под аффинированным драгоценным металлом понимает драгоценный металл в слитке, гранулах, порошке, полученный в результате аффинажа (пункт 16 раздела 2).
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней названным законом определены как изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней (статья 1).
Слитки серебра 999,9 пробы, за перевозку которых без вооруженной охраны административный истец был привлечен к административной ответственности, не относятся к ювелирным и другим изделиям из драгоценных металлов, поскольку относятся к аффинированным драгоценным металлам.
По сути, административный истец выражает несогласие с составленным в отношении его протоколом по делу об административном правонарушении за осуществление перевозки стандартных слитков аффинированного драгоценного металла серебра без вооруженного сопровождения, проверка законности которого не может быть осуществлена Верховным Судом Российской Федерации в рамках абстрактного нормоконтроля.
Несостоятельным является утверждение административного истца о вступлении оспариваемой нормы в коллизию с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области авиа- и железнодорожных перевозок.
Пунктом 42 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. N 104, закреплено, что сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, кроме перечисленных в пункте 41 этих правил, имеют право изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров оружие, боеприпасы (кроме лиц, пользующихся правом нахождения на борту воздушного судна с оружием в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества, наркотические средства и их прекурсоры, а также психотропные и сильнодействующие вещества.
Сопровождение драгоценных металлов вооруженной охраной на воздушном транспорте предусмотрено абзацем первым пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ.
Не установлено запрета на нахождение вооруженной охраны при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом и Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 473. Положения пунктов 114 и 144 данных правил, на которые ссылается административный истец, регулируют отношения, связанные с перевозкой огнестрельного оружия пассажирами, а не осуществление сопровождения грузов вооруженной охраной, предписанного названным федеральным законом.
Поскольку оспариваемая норма Инструкции не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества "Специальная транспортная служба" /СТС/ о признании частично недействующим абзаца первого пункта 4.9 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 68н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА