См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. N АКПИ15-348

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению К. о признании частично недействующей Формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов (приложение N 2), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. N 121,

установил:

приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. N 121 утверждена Форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов (приложение N 2) (далее - Форма бланка).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 июня 2010 г., регистрационный номер 17604, опубликован в "Российской газете" 25 июня 2010 г.

Гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей Формы бланка, предусматривающей, что таблица "Сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве" отделяется от разрешения, заполняется и направляется по месту получения разрешения:

- в течение 10 дней после добычи, ранения животного или окончания срока действия разрешения при осуществлении охоты на копытных животных и медведей;

- в течение 20 дней после добычи или окончания срока действия разрешения при осуществлении охоты на прочие виды охотничьих ресурсов.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 30 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей закрытый перечень информации, которая должна содержаться в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, изданы с превышением полномочий, предоставленных Минприроды России, и обязывают его представлять сведения о добытых охотничьих ресурсах.

К. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Ш., представляющий по доверенности интересы К., поддержал в суде заявленные требования.

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации И., Министерства юстиции Российской Федерации П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав граждан.

Выслушав объяснения Ш., представляющего по доверенности интересы К., представителей Минприроды России И., Минюста России П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Регулируя отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что формы бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 31).

Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, устанавливает, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты. Согласно пункту 5.2.51(13) данного Положения формы бланков названных разрешений, а также порядок оформления и выдачи таких разрешений устанавливает Минприроды России. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Минприроды России.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на принципах обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования таких ресурсов, сохранения их биологического разнообразия, определения объема их добычи с учетом экологических, социальных и экономических факторов (статья 2 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Утверждение форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, установление порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, а также порядка оформления и выдачи таких разрешений в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта возлагают на лицо, получившее разрешение на добычу охотничьих ресурсов, не предусмотренные законом обязанности, являются необоснованными.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" пользователи животным миром - это граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром (статья 1). Охота является одним из видов пользования животным миром, осуществляемым гражданами.

Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет разрешение на добычу охотничьих ресурсов как документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов (пункт 16 статьи 1).

Содержание разрешения на добычу охотничьих ресурсов приведено в статье 30 названного Федерального закона и включает: сведения об охотнике и охотничьем билете, предусмотренные подпунктами "а" и "ж" пункта 6 части 2 статьи 37 этого Федерального закона; вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; количество добываемых охотничьих ресурсов; сроки охоты и места охоты.

Из содержания статьи 31 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных. В отношении остальных видов охотничьих ресурсов такое разрешение выдается на отлов или отстрел: конкретного количества особей (если в отношении охотничьих ресурсов установлен лимит их добычи); количества охотничьих ресурсов в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон (если в отношении охотничьих ресурсов не установлен лимит их добычи).

Охота как вид пользования животным миром представляет собой деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой, на осуществление которой требуется разрешение. Понятие "сведения о добываемых охотничьих ресурсах" включает в себя как сведения о разрешенных к добыче охотничьих ресурсах, так и о фактически добытых, что и предусмотрено оспариваемыми положениями нормативного правового акта.

Содержание разрешения на добычу охотничьих ресурсов предполагает реализацию права охотника осуществить деятельность по поиску, выслеживанию, преследованию охотничьих ресурсов, их добычу, первичную переработку и транспортировку, а также сохранение контрольных функций за органом или организацией, выдавшей его, по осуществлению контроля за пользователями охотничьих ресурсов и применению мер реагирования (принуждения) на выявленные нарушения.

Проведении учета добываемых охотничьих ресурсов и их количества возложен законом на пользователя охотничьими ресурсами.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. о признании частично недействующей Формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов (приложение N 2), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. N 121, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ